Главная страница

Сделать госаппарат мобильным, профессиональным, современным

Эффективность государственного управления во многом зависит от эффективности государственного аппарата и государственных служащих, которые являются как основными проводниками начатых в стране реформ, так и главными исполнителями текущих операционных задач по реализации приоритетов развития. О том, какая работа ведется в Казахстане для того, чтобы отечественная госслужба максимально отвечала целям и задачам, ставящимся перед ней в современных условиях, в том числе в контексте новых поручений Президента в Послании, мы говорим с руководителем Агентства РК по делам государственной службы Анар Жаилгановой.

– Анар Нуралиевна, в новом Послании Глава государства подчеркнул необходимость переза­грузки системы государственной службы. В свое время Агентство по делам госслужбы было выделено в отдельное ведомство как раз с целью повышения эффективности государственной политики в этой сфере. Что уже делается в данном направлении?

– Создание агентства в новом формате было продиктовано необходимостью формирования в Казахстане современного, профессионального, мобильного и малочисленного государственного аппарата, на что Глава государства обращает постоянное и пристальное внимание. В том числе в своем новом Послании Президент сделал акцент на том, что нужны новые подходы, в частности к государственному управлению, кадровой политике.

Решение поставленных задач сопряжено с необходимостью точечного изменения законодательства в сфере государственной службы и практики его применения. И агентство эту работу ведет.

Так, всего лишь за год агентством в тесном взаимодействии с Правительством и депутатами Парламента обеспечено принятие двух законов, которые, с одной стороны, позволили избавить систему госслужбы от обременительных и, по правде говоря, малоэффективных процедур, а с другой – открыли перспективы для дальнейшей профессионализации и большей доступности государственной службы.

Принятые законодательные новеллы преобразовали институт корпуса «А». До внесенных поправок основная возможность назначения на должности корпуса «А» обеспечивалась за счет резерва этого корпуса. Однако сам резерв пополнялся лишь раз в два года, при том что динамика изменений в системе государственного управления и потребность в соответствующих профессиональных кадрах, которые не всегда находились в резерве, требовала более оперативного назначения на должности. Анализ назначений на должности корпуса «А» за последние два года показал, что 66% из них осуществлялись не из кадрового резерва. Это происходило потому, что далеко не все резервисты отвечали отрас­левым потребностям госорганов. Поэтому, сохраняя требования к профессиональной состоятельности кандидатов для занятия соответствующих должностей, был упразднен резерв корпуса «А».

Также оптимизированы конкурс­ные процедуры на долж­ности корпуса «Б». Ранее максимальный срок для заполнения вакантной должности составлял 56 дней. Это создавало определенное напряжение в госаппарате: ответственная должность, требую­щая заполнения, могла оставаться вакантной около двух месяцев, но ее функции при этом должны обеспечиваться постоянно. Госслужба такой временной роскоши себе позволить не может. Тем более в современных условиях, когда требуется максимальная мобильность. Поэтому без ущерба принципу меритократии и после обсуждения с профессиональным сообществом было решено сделать конкурсный отбор двух­этапным (вместо трех), что позволило сократить максимальные сроки проведения конкурса с 56 до 22 дней – больше чем на половину! Судя по откликам госорганов, это изменение было долгожданным.
Кроме того, мы сократили количество документов, которые должен предоставлять сам госслужащий при соискании должнос­ти, – от него сейчас требуются только диплом и послужной список. Все остальные необходимые сведения мы, благодаря налаженному цифровому обмену данными, получаем напрямую из соответствующих госструктур.
Еще одно важное нововведение – это законодательная возможность установления квалификационных требований к отдельным политическим должностям, которые предполагают, что руководящие позиции в профильных министерствах должны занимать люди, имеющие соответствующее профессиональное образование и опыт работы в данной сфере. В истории казахстанской госслужбы такая практика до сих пор не применялась, но целесооб­разность установления базовых требований к профессиональной состоятельности отдельных политических должностей, к примеру ответственных за практическую имплементацию политических решений в той или иной сфере или отрасли, не вызывает сегодня никаких сомнений. При этом определять политические должности и квалификационные требования к ним – это исключительное право Главы государства. Проект соответствующего Указа Президента уже разработан агентством и в настоящее время проходит процедуру согласования в государственных органах.
В Послании Глава государства обозначил еще ряд касающихся функционирования госаппарата задач, требующих законодательного обеспечения, и агентство будет глубоко вовлечено в этот нормотворческий процесс.

При этом законопроектной работой, при всей ее сложности, деятельность агентства не ограничивается. В текущем году с учетом опыта работы в условиях продолжающейся пандемии нами приняты меры по обеспечению стабильной и бесперебойной работы госаппарата с сохранением безопасных для госслужащих условий труда. На дистанционный режим переведены не только большая часть работников, но и процедуры, сопровождающие их деятельность.

Например, учитывая текущие и предстоящие задачи, возложенные на социальный блок Правительства в период карантина, и с целью оперативного замещения вакант­ных должностей нами обеспечен ускоренный порядок проведения конкурсных процедур в органах социальной защиты населения, здравоохранения и образования. То есть государственный аппарат, отвечающий за социальный блок в период карантина, предельно мобилен в вопросе замещения вакантных должностей.

– Пандемия продемонстрировала исключительно важную роль цифровизации в обеспечении нормального функционирования очень многих сфер. Как обстоят дела с цифровизацией в сфере госслужбы? Удалось ли наладить эффективную работу госструктур, когда в период карантина пришлось перевес­ти большую часть персонала на удаленный режим работы?

– Еще до объявления чрезвычайного положения в связи с пандемией COVID-19 агентство начало масштабную оцифровку кадровой аналитики и делопроизводства. Когда мы завершим эту грандиозную работу, государственная служба шагнет в цифровую эру, а сами госслужащие будут обладать совершенно иными компетенция­ми, позволяющими делать свою работу на новом качественном уровне.

Уже до конца года мы планируем выйти на опытную эксплуатацию этого проекта, названного i-Kyzmet. На первом этапе он предполагает оцифровку всей кадровой службы и документооборота, что фактически сведет к нулю «обмен бумагами» между ведомствами. В будущем предполагается, что эта платформа станет единым цифровым рабочим пространством для государственных служащих.

Пандемия и ее последствия действительно лишний раз продемонстрировали, насколько важна эта работа по цифровизации.

Для многих государственных служащих переход на удаленный режим работы стал неожидан­ностью и неким вызовом. Никогда в истории Казахстана не было случаев, чтобы государственный служащий работал «из дома».

На сегодня 80% работников госорганов и национальных компаний продолжают свою работу в удаленном формате с сохранением той же системы оплаты труда, как и при традиционном режиме работы. Большинство текущих совещаний госорганов проводятся в онлайн-режиме. Мы сумели оперативно наладить требуемый обстоятельствами режим работы без ущерба ее эффективности.

В период с 5 по 26 мая текущего года мы совместно с Группой Всемирного банка провели онлайн-опрос среди служащих агентства и Министерства финансов на предмет выполнения ими своих функций и задач во время карантина. Результаты показали, что большинство участников опроса в этих двух государственных органах считают, что они смогли работать эффективно из дома во время кризиса COVID-19.

Особое внимание в эти дни мы уделяем функционированию информационных систем и порталов по приему граждан, а также получению ими государственных услуг дистанционно, в том числе посредством активизации работы онлайн-приемных и колл-центров госорганов. Также госорганам было предоставлено право применения гибкого сокращенного или дистанционного режима работы без ущерба деятельности на самых ответственных участках работы путем удаленного доступа к сис­теме ИПГО, E-kyzmet и других.

Думаю, что после окончательного снятия карантинных ограничений удаленный режим работы можно будет применять и в дальнейшем.

– Президент поручил ускорить сокращение штата госорганов и квазигосударственного сектора на 25% – теперь этот процесс предстоит завершить в 2021-м, а не в 2024 году. Как это будет происходить?

– В первую очередь, хочу подчерк­нуть, что несмотря на серьезные объемы предстоящих сокращений, это будет не механический процесс, а вдумчивая оптимизация, имеющая целью, опять же, сформировать в Казах­стане компактный и эффективный государственный аппарат.

Так, на сегодня общая штатная численность госслужащих (политические и административные должности) – порядка 97 тысяч. Это составляет 1,1% от экономически активного населения.

Сегодня общее количество пос­тоянных вакансий на госслужбе составляет порядка 8 тысяч единиц – это уже 8,5% от общей численности государственного аппарата. Предполагается, что частично оптимизация должнос­тей будет происходить за счет ликвидации имеющихся и потенциальных вакансий. Кроме того, ежегодно более тысячи госслужащих выходят на пенсию, а также порядка 6 тысяч – переходят в частный сектор и иные организации. И мы будем смотреть, целесообразно ли замещать высвобождающиеся таким образом вакансии или их тоже можно сократить.

Структуры госорганов и имеющиеся должности будут тщательно анализироваться на предмет «лишних звеньев», будут пересмотрены функции различных ведомств. В результате можно будет устранить дублирование, передать неприоритетные задачи в конкурентную среду, а также оптимизировать бизнес-процессы с их максимальной автоматизацией и цифровизацией.

Мировой опыт нам подсказывает, что любое сокращение государственного аппарата должно быть частью программы по его трансформации. Это подтверждает исследования экспертов ОЭСР. И мы тоже будем идти по этому пути. Кстати, что касается оптимизации структуры центральных госорганов, то тут Глава государства дал конкретное поручение упразднить институт ответственных секретарей. Эти должности были введены в 2007 году для обеспечения стабильности госаппарата, укрепления вертикали власти, усилив контроль Администрации Президента над отдельными ведомствами.

При введении института ответственных секретарей предполагалось, что их несменяемость освободит министров от административно-кадровой работы, но особо эффективным себя этот инструмент не показал. Люди на этих должностях, несмотря на саму идею этого института, час­то сменялись, нередко между министрами и ответсекретарями отсутствовало взаимопонимание, что, как несложно догадаться, на пользу делу не шло. Так что решение Главы государства вполне оправданное.
Для реализации данного поручения Президента будут приняты соответствующие законодательные поправки, в которых будет закреплено разграничение долж­ностных полномочий и ответственности между руководителем аппарата и министром. При этом полагаем целесообразным сохранить за руководителями аппаратов министерств статус госслужащих корпуса «А».

– Оптимизация госаппарата и новые стоящие перед ним задачи требуют притока «новых сил» на госслужбу. Один из механизмов, показавший хорошую эффективность, – это инициированный Главой государства молодежный кадровый резерв. Агентству поручено провести уже второй отбор в него. Как изменятся условия и процедуры его проведения по сравнению с первым?

– Первый отбор в Президентский молодежный кадровый резерв стал для агентства очень хорошим опытом. Решая эту задачу, мы апробировали новые методы отбора, способные выявлять потенциал претендующих на высокие позиции кандидатов, и этот опыт поможет нам и в повседневной работе. Этот проект также показал себя как эффективный социальный лифт, которым воспользовались сотни молодых граждан нашей страны. В настоящее время более половины резервистов трудоустроены на различные позиции в государственных органах и компаниях квазигосударственного сектора. Одиннадцать резервистов назначены на политические должности и должности корпуса «А».

Что касается деталей проведения второго отбора, то сейчас они на стадии проработки – этот подготовительный этап мы планируем завершить к концу года, тогда можно будет предметно говорить об условиях и процедурах. Однако уже сейчас могу сказать, что если предыдущий набор в резерв проводился в массовом порядке, то второй, скорее всего, будет носить точечный характер. Мы планируем учитывать конкретные пот­ребности госорганов. Для этого будем запрашивать информацию у министерств, акиматов, госкомпаний о текущих вакансиях, их функциональных обязанностях, требованиях, предъявляемых к претендентам. Подходы по проведению второго отбора будут всесторонне проанализированы и детально проработаны со всеми заинтересованными госорганами.

– В июле Президентом был подписан закон, предусматривающий ряд поправок в законодательные акты по вопросам госслужбы. В числе прочего они позволяют госслужащим стать участниками проекта «С дипломом в село!». Какова потребность в госслужащих на селе?

– В настоящее время имеет мес­то нехватка кадров в местных исполнительных органах сельского уровня. Упомянутая поправка инициирована с целью повысить привлекательность государственной службы на селе, привлечь туда квалифицированные кадры. Так, штатная численность всех служащих сельской местности составляет 11 789 единиц, из них вакансии – 793. В то же время штатная численность главных специалистов и ведущих специа­листов составляет 10 946 единиц, из которых 739 – вакантные.
Агентством совместно с Правительством проведен анализ по категориям административных должностей, наиболее нуждающихся в социальной поддержке в рамках проекта «С дипломом – в село!». Поскольку наибольшая доля открытых вакансий приходится на исполнительские долж­ности (93% на сельском уровне), то именно они были определены как целевые, на которые будет распространяться проект.

Участники проекта будут получать подъемные средства, кредиты под низкие проценты для покупки или строительства жилья. После получения этого пакета поддержки от госслужащего требуется проработать на селе минимум три года. Судя по реакции на эту поправку, которую мы получаем от сельских акиматов, это было правильное решение, и программа будет востребована. Уже есть молодые госслужащие, которые решили воспользоваться возможностями проекта «С дипломом – в село!». Так что я думаю, что этот инструмент позволит нам заполнить определенный кадровый вакуум в госслужбе на селе. Средства для реализации проекта уже выделены – как из республиканского бюджета, так и из бюджета местных исполнительных органов.

– Одна из задач агентства – контроль качест­ва предоставления государственных услуг. Что было сделано в этом направлении за прошедший год?

– Агентством на постоянной основе проводится контроль за качеством оказания госуслуг. В первую очередь это, конечно, мониторинг. С начала года выявлено свыше 104 тысяч нарушений при оказании госуслуг, из которых 87,1% (90,6 тысячи фактов) приходится на истребование излишних документов. По качеству оказания госуслуг поступило 837 обращений граждан, больше всего жалоб на неправомерные действия услугодателей (53,7%), необоснованные отказы (31,2%), а также на услуги в сферах земельных отношений (45%), социальной (25,3%) и жилищно-коммунального хозяйства (14,3%).

Но я хочу особо подчеркнуть, что агентство не просто собирает жалобы на государственные услуги, наша основная цель – выявить узкие места, получить структурированную обратную связь, на базе которой мы будем делать аналитику и давать конкретные предложения государственным органам по исключению ненужных шагов, облегчению процессов получения госуслуг населением.

В мае нами запущен уникальный проект «Тыңдау», который позволяет каждому гражданину внести свой вклад в улучшение госуслуг. Он позволяет гражданам давать государству обратную связь: любой, кто получил государственную услугу, может поделиться своим пользовательским опытом: оценить каждый шаг этого процесса, отметить плюсы, минусы, недоработки, просто заполнив онлайн-анкету по ссылке tyndau.kz.

Проект работает всего несколько месяцев, но уже получены отзывы от пользователей по более чем 100 государственным услугам. Предложения по ним мы направили в соответствующие госорганы. В будущем «Тыңдау» может стать очень эффективным инструментом для улучшения качества оказания государственных услуг – для этого необходима только активность пользователей-добровольцев, готовых оставить свои отзывы. Мы надеемся, что таких неравнодушных людей будет много.

Это один из элементов «слышащего государства», о котором постоянно говорит Президент, подчеркивая, что проблемы в деятельности государственного аппарата во многом обусловлены именно отсутствием налаженного взаимодействия между гражданами и государственными служащими на местах. Концепция «слышащего государства» предполагает оперативное и эффективное реагирование властей на обращения всех граждан.

Есть еще один проект, он пока в разработке, мы готовим его совместно с Министерством цифрового развития и НПП «Атамекен». Он называется RedTapeChallenge и предполагает своего рода «скрининг» всех государственных услуг в режиме реального времени, то есть позволит нам увидеть, насколько правильно и эффективно работает система предоставления цифровых госуслуг. Проект еще не запущен, впереди много работы, но мы видим в нем большой потенциал с точки зрения улучшения процедур по оказанию государственных услуг, снижению бюрократии. Плюс большая работа продолжается по цифровизации госуслуг. На сегодня из 694 услуг в электронной форме через портал электронного правительства оказываются 608 – это 87,6%. Это хорошо, но наша цель – 90% и больше. Нужна максимальная цифровизация.

Кроме того, как и отметил Глава государства в своем новом Пос­лании, важно работу с данными выстроить на новом уровне – интеграция различных информационных систем может сделать многие существующие сейчас государственные услуги по получению гражданами ряда подтверж­дений, справок и других бумаг такого рода просто ненужными.

– Еще одно поручение, которое дал Президент в Послании, – это повсеместный переход госслужбы на новую систему оплаты труда. Насколько госор­ганы страны готовы к такому переходу и что он даст?

– В первую очередь это делается для того, чтобы обеспечить государственным служащим достойную заработную плату. Этот переход на новую систему оплаты труда, надо сказать, тесно связан с вопросом оптимизации госаппарата – в результате сокращений будут сэкономлены средства зарплатного фонда, которые, как и сказал Глава государства, пойдут на оплату труда оставшихся госслужащих.

Новая система оплаты труда, на которую казахстанская госслужба перейдет с 1 июля 2021 года, основана на факторно-балльной шкале (так называемая система грейдирования) и применяется в Японии, Сингапуре, многих других развитых странах. Ее особенность в том, что должностной оклад формируется с учетом вклада должности в достижение задач, поставленных перед государственным органом.

Переход на такую систему был заложен еще в Плане нации «100 конкретных шагов» Елбасы Нурсултана Назарбаева. В пилотном режиме апробация этой системы началась с 2018 года, сегодня ее используют 10 госорганов: наше агентство и Агентство по противодействию коррупции, Министерство юстиции, акиматы Нур-Султана, Алматы, Шымкента, Атырауской, Карагандинской, Мангистауской и Павлодарской областей.

Промежуточные результаты пилота показали очень хороший результат. Так, в упомянутых гос­органах в два раза сократился добровольный уход с государственной службы. Повысилась привлекательность госслужбы, что подтверждается трехкратным ростом количества участников конкурсного отбора на вакантные государственные должности. Заработные платы исполнительского звена повысились в среднем на 91% (в области – 67%, на районном уровне и селах – 101% и 106 % соответственно).

Учитывая результаты и наработанный опыт по внедрению факторно-балльной шкалы, можно говорить, что госслужба не просто готова к повсеместному внедрению новой системы оплаты труда – она ждет этого. Организовать процесс за выделенное Главой государства время мы успеем.

Как очень верно подчеркнул в Послании Президент: «Низкооплачиваемая государственная служба обходится обществу слишком дорого». Обеспечив достойную оплату ответственного и непростого труда госслужащих, мы сможем привлечь на эту работу лучшие кадры, усилить мотивацию и ответственность, поощрять инициа­тиву работников и их стремление к профессиональному росту, снизить коррупционные риски.
Автор:
Юлия Магер
08:35, 7 Сентября 2020
0
3353
Подписка

Популярное

Читайте также