Разведка особая – геологическая

2872
Юрий Владимиров
Три года прошло со времени принятия Кодекса РК «О недрах и недропользовании», призванного вдохнуть новую жизнь в геологическую отрасль. Оправдал ли данный законодательный документ ожидания геологов, горняков и металлургов, стал ли кодифицированным сводом норм, устанавливающим транспарентные и экономически обоснованные «правила игры» в области освоения недр? Об этом в интервью «Казправде» рассказала президент Ассоциации производственных геологоразведочных организаций (АПГО) РК Галина Баймаханова.

– Галина Александровна, какую роль сыграл кодекс в повышении эффективности геологоразведки и, в частнос­ти, в решении одной из главных своих задач – по восполнению минерально-сырьевой базы страны?

– На этот вопрос односложно не ответить. Конечно, кодекс задал новую траекторию движения, но ведь чтобы двигаться, надо иметь ресурсы – кадровые, финансовые, технологические... Сложные переходные периоды без особых проблем способны преодолевать стабильно действующие отрасли, а геологию сегодня к таковой не отнесешь.

Определенное внимание со стороны государства ей, конечно, уделяется, но этого явно недостаточно, чтобы сделать рывок в развитии, провести структурную и процедурную перестройку функционала и ее модернизацию в соответствии с требованиями времени, государственными задачами и реальными возможностями. Подвижки есть, но конкретные результаты в виде восполнения минерально-сырьевой базы будут видны лишь по итогам 5–10 лет от начала осуществления конкретных проектов.

Причем проекты должны быть рентабельными и эффективными, а проводимые геологоразведочные работы – высокопрофессиональными. И даже при таких условиях есть риск, оцениваемый экспертами как один перспективный объект на 100 или даже 1 000 изученных рядовых участков с признаками оруденения. Эти риски обусловлены как самой природой, так и недостаточной изученностью конкретных участков недр.

Научный геологический прогноз должен базироваться на современной геологической информации с последующим ее анализом, выделением отдельных перспективных блоков и участков для геологоразведки, объективно являющейся довольно дорогим занятием.

Стадия геологоразведки считается последней в процессе гео­логического изучения недр, и все недоработки и риски в основном выявляются именно здесь. Именно на эту стадию приходят и основные инвесторы, хотя по новым положениям кодекса они могут приходить и раньше – на коммерческое геологическое изу­чение отдельных территорий, вошедших в Программу управления государственным фондом недр (ПУГФН).

На каждом этапе геологичес­кого изучения недр есть свои плюсы и минусы, есть и риски, причем чем раньше инвестор начинает изучать определенный участок, тем больше вложения, выше риск. Вот почему первые стадии геологического изучения недр (региональные и поисковые работы комплексного характера, отбраковка неперспективных блоков, подготовка геологичес­ких карт общего назначения) берет на себя государство в лице уполномоченного органа. Прак­тическое же решение задачи по наращиванию минерально-сырьевой базы ложится на гео-логическую отрасль. Причем это как государственный, так и частный сектор, имеющий свои интересы и задачи и призванный в идеале работать как единый отраслевой организм. Чего, к сожалению, на сегодня нет. И пока не будет достигнута некая отраслевая «синхронность» в деятельности геологоразведки, говорить о реальной работе по опережающему восполнению минерально-сырьевых запасов, на мой взгляд, преждевременно.

– Итак, геологичес­кое изучение недр – процесс длительный, связанный с высокими рисками и затратами, далеко не всегда завершающийся обнаружением перспективного рудного тела. Стимулирует ли действующая система налогообложения геологическую отрасль? Чем обоснована позиция представителей отрасли, ратующих за освобождение геологоразведки от налога на добавленную стоимость?

– До 2009 года все геологоразведочные работы освобождались от многих налогов, и в частности от НДС. Где она, эта добавленная стоимость возникает при изучении недр, ни один экономист не объяснит… Оно и понятно! Ведь конечным результатом достаточно больших инвестиций в недра, затраченных на бурение разведочных скважин, проходку горных выработок, лабораторные аналитические исследования и изыскания, отработку технологий извлечения полезного компонента из руды, является отчет. То есть документ, содержащий однозначный вывод: быть или не быть намечаемому горнорудному производству или нефтегазовому промыслу?

Именно работающий проект и начнет дальше давать эту добавленную стоимость при сбыте конечного продукта – руды, неф­ти или газа. А до той поры путь геолога еще достаточно долог и пролегает он через работу горно-металлургических или нефтегазовых комплексов, которые еще нужно построить. Следовательно, геологоразведка не является недропользованием, а представляет собой процесс инвестирования в будущее освоение недр как со стороны государства, так и частных компаний.

В целом, считаю, налогообложение в горно-металлургическом комплексе должно быть стабильным, что особенно актуально в период пандемии. Отрадно, что, обсуждая целесообразность повышения налоговой нагрузки в отрасли, Правительство приняло адекватное решение не повышать налоги, как поступают сейчас во многих развитых странах. Гораздо важнее зафиксировать на ближайшие три-пять лет стабильность налогового режима, и тогда отрасль начнет давать больше налогов от роста производства, чем от повышения налогов.

– К проблеме совершенствования отрас_левого налогового администрирования примыкает тема госзакупок работ по геологическому изу­чению недр. Существующий механизм государственного закупа услуг геологических компаний вызывает немало критики. Какие улучшения,
с Вашей точки зрения, необходимо внести в эту сферу?

– Извините, сразу уточню: речь идет о госзакупках на выполнение работ по госбюджетным проектам государственного гео­логического изучения недр (ГГИН), вошедшим в Госпрограмму развития геологоразведки на 2021–2025 годы.

И в прежнее время такого рода работы проводились в соответствии с законодательством о госзакупках. Анализ государственных закупок на работы по ГГИН показывает, что организаторами не уделяется должного внимания квалификационному отбору потенциальных поставщиков. Имеют место случаи допуска к выполнению этих работ компаний-однодневок, не обладающих соответствующим опытом, кад­рами и материально-техничес­кой базой.
Отсутствуют допустимые пороговые пределы демпинга и регламентированные механизмы определения квалификационных требований. А ведь квалификация исполнителя – ключевой фактор успешнос­ти выполнения наукоемких и высокотехнологических работ по изучению недр, а значит, и эффективности расходования бюджетных средств.

– Высокая наукоемкость геологоразведки нуждается в стабильном финансировании. Но достаточно ли бюджетных средств выделяется на геологические изучения недр? Имеются ли альтернативные источники финансирования?

– Альтернатива есть всегда. Геология как наука является саморегулируемой отраслью. Государство должно лишь правильно ставить перед ней задачи. Даже был продуман финансовый механизм устойчивого финансирования отрасли в виде 1% отчислений от доходов нед­ропользователей по каждому контракту на восполнение ресурсной базы. Однако эта норма при попустительстве госорганов стала работать на самих недропользователей, их интересы.

– Вернемся к структуре геологии с ее частными и государственными компаниями. Не кажется ли Вам, что при нынешнем раскладе АО «Национальная геологическая компания (НГК) «Казгеология» и частные разведочные компании находятся в неравных условиях, практически отсутствует конкуренция...

– Наша отраслевая ассоциация предлагает наделить «Казгеологию» статусом национального оператора, решающего в сфере геологоразведки сугубо государственные задачи. Кстати, пандемия показала, что без ведущей роли государства в решении насущных проблем страны не обойтись. Представьте, что все вопросы, связанные с карантином и лечением инфицированных граждан решали бы частные клиники и больницы, а государственных просто бы не было... Как бы мы прошли этот кризисный этап?

Вот и в геологии, как одной из базовых сфер деятельности, хотите вы этого или нет, но политику, стратегию и тактику должно задавать государство в лице своих уполномоченных органов. А частные компании могут участвовать в осуществлении поставленных государством задач по развитию минерально-сырьевого комплекса, реализуя в том числе и свои частные интересы при условии их соответствия предъявляемым требованиям.

Настало время пересмотреть функции АО «НГК «Казгеология». Позиция профессионального сообщества заключается в том, что национальный оператор должен заниматься исключительно организацией процесса геологического изучения недр в тесном контакте с государственными органами – с одной стороны, и производственными, научными организациями разных форм собственности – с другой. Основные задачи и функции нацкомпании должны быть четко сформулированы и предварительно обсуждены с профессиональным геологическим сообществом и закреплены соответствующим решением Правительства РК. Полностью должны быть исключены варианты ее участия в качестве потенциального исполнителя сервисных геологических услуг.
Целесообразным представляется создание при АО «НГК «Казгеология» научно-техничес­кого совета, рассматривающего как проекты по региональным и поисковым работам, так и все полученные по ним отчеты для определения перспективных объектов и их значимости с целью дальнейшего изучения через уже упоминавшуюся Программу по управлению государственным фондом недр (ПУГФН).

– Не так давно Правительство приняло концепцию Государственной программы геологической разведки на 20212025 годы. Какие ключевые задачи отрасли она, по Вашему мнению, поможет решить?

– Надеюсь, будут полностью реализованы 74-й и 75-й шаги Плана нации «100 конкретных шагов», а также задачи, поставленные в Послании Главы государства Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана от 1 сентября 2020 года. Это должно обеспечить достижение целевых индикаторов по геологической изученности недр Казахстана, что обязательно отразится на выявлении перспективных участков для геологоразведки, приросте ресурсов и запасов вос­требованных полезных ископаемых, привлечении инвестиций и в целом будет способствовать дальнейшему экономическому развитию республики.

Популярное

Все
Полицейский спас жизнь ребенку
Ветераны ВОВ получат по 2 млн тенге ко Дню Победы в Алматинской области
У границы фуры ходят хмуро
Лидеры более чем 30 стран призвали к скорейшему расширению сети АЭС
Мирный атом может удовлетворить растущие потребности в электроэнергии
Приток большой воды в Атырау принесет не только беды, но и выгоды
Взрывы утихли, но надолго ли?
Центральноазиатское направление остается приоритетом
Жители Петропавловска возмущены планами точечной застройки
Свет возвращается в села СКО
Закон дает хорошие возможности — эксперт
«Второй трек» дипломатии не пострадает
Вопросы защиты авторских прав обсудили в Астане
Неприглядные врата страны
Женская сборная по стрельбе из лука впервые выиграла медаль Кубка мира
Профессор Кулян Омарова спасла тысячи детских жизней
Он шел на шаг впереди
Ветер может не только дуть, а солнце – светить
Четыре бронзовые медали из Гонконга
Неделя «Жасыл аймақ» ознаменовалась высадкой Аллеи волонтеров
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Вторая волна паводка ситуацию не ухудшит – ДЧС СКО
Когда в Астане отключат отопление
Врач, которому звонил Байжанов перед смертью Нукеновой, опроверг слова Бишимбаева
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Коммунальщики обратились к жителям Астаны
Студентка из ЗКО после окончания вуза планирует преподавать государственный язык иностранцам
Семья Абдраман стала пионером носочного производства в Кызылординской области
В бане мыли миллионы
Наши гребцы завоевали еще три лицензии на летние Олимпийские игры
Паводки: более 21 тыс. человек вернулись домой
Вопросы госстатистики и управления данными обсудили члены Общественной палаты
Уровень воды в реке Ишим поднялся за сутки более чем на два метра
И свой дом сберег, и соседям помог: история полицейского из Костанайской области
Баку и Ереван впервые договорились по поводу участка границы
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева
Отчисленные студенты столичного вуза из Афганистана пытались пересечь границу с РФ
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Колоссальный денежный приз может завоевать скакун Кабирхан из Казахстана
Дело Бишимбаева: почему свидетель удалил видео с камер наблюдения
Урбанисты хотят изменить облик Атырау
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Бишимбаев отказался признавать вину в убийстве Салтанат Нукеновой
К единственному роднику приезжают за водой со всего Усть-Каменогорска
Рыбоохранная акция «Бекіре-2024» пройдет в Казахстане
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Перепись архаров началась в Казахстане
Проблемы рационального использования воды обсудили сенаторы с жителями Туркестанской области
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Для меня важно твое счастье: заметки Нукеновой озвучила гособвинитель
Суд возобновил заседание по делу Бишимбаева
На Петропавловск идет огромный поток

Читайте также

Ветер может не только дуть, а солнце – светить
Интеллектуальные права – приводной ремень креативной эконом…
Сухопутные войска: оплот, гордость и слава страны
Любящим родителям нечего бояться

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]