Пусть вновь звучат аплодисменты!

4665
Наталья Гапонова
Для деятелей культуры 2020 год стал своего рода проверкой на творческую и организационную состоятельность. К новым условиям пришлось адаптироваться и театрам. С директором Astana Opera заслуженным деятелем Казахстана Галымом Ахмедьяровым мы беседуем о работе в период пандемии, о юбилее Абая Кунанбаева,
планах и достижениях.

Без пауз и антрактов

– Галым Алгиевич, большой театр – это большой коллектив, особый и сложный мир. С какими проблемами пришлось столкнуться Astana Opera в марте? Чему получилось научиться?

– Не только мы, но и весь мир впервые встретился с вызванными пандемией глобальными вызовами. Тогда, в марте, совмест­но с Министерством культуры и спорта было принято решение перевести весь коллектив на удаленный режим работы.

Было сложно, ведь театр – это живой организм, требующий постоянного присутствия артистов здесь и сейчас. В отличие от других видов искусств, опера и балет «живут» на сцене, в репетиционных залах, они не могут существовать отдельно в квартире каждого артиста. Конечно, нам пришлось адаптироваться к новым реалиям. Но, думаю, можно представить, как нелегко музыкантам, солистам, работающим в таком театре, где созданы все условия для творчества, вдруг оказаться в замкнутом пространстве.

Особенно трудно было артистам балета, которые по мере возможности делали растяжку, разминку, но не могли совершать, например, полетные прыжки, вставать на пуанты, так как для этого нужны просторные репетиционные залы и специальный балетный линолеум. Поэтому они дольше других «возвращались в форму». Если говорить о музыкантах симфонического оркестра или оперных исполнителях, то у них больше возможностей репетировать дома, разучивать новый материал, готовиться к премьерным спектаклям, совершенствовать партии текущего репертуара.

Безусловно, эта ситуация нау­чила нас многому. И прежде всего, показала организованность и сплоченность нашего коллектива. Театр не оставил своих зрителей: был организован цикл онлайн-концертов с участием наших творческих коллективов, транслировались лучшие репертуарные спектакли, неоднократно наши артисты принимали участие в проекте, инициированном Министерством культуры и спорта, «Звезда на карантине».

В чем-то мы были первыми, другие творческие организации перенимали наш опыт, и сами, конечно, следили за новшествами в мировом культурном сообществе. Кстати, наши мастерицы пошивочного цеха дома изготавливали многоразовые маски, которые передавались медицинским центрам.
Мы все еще раз убедились, что изменения, которые сегодня переживает общество, да и весь мир, невероятно стремительны, и в предлагаемых условиях важно не потеряться, понять ситуацию, расставить приоритеты и вместе идти только вперед!

– Онлайн-трансляции спектаклей и программ театра получили многочисленные отклики. А известно ли, кто был зрителем? Какие онлайн-проекты Вы бы выделили особо?

– Если раньше мы говорили, что нашу онлайн-аудиторию составляют в основном молодежь и люди среднего возраста, то на карантине все изменилось: в онлайн «ушли» дети, взрослые, пожилые… И мы также подстраи­вались под вкусы новых зрителей, составляли программы, к примеру, для самых маленьких театралов в период каникул.
У театра Astana Opera есть большой опыт онлайн-транс­ляций на площадке нашего информационного партнера Tengrinews TV, новым для нас был опыт созда­ния онлайн-программ – для этого у нас есть все технические возможности. Онлайн-трансляции спектаклей могли слушать и смотреть в самых далеких уголках страны. Мы представили записи золотого фонда наших оперных и балетных постановок. Так расширяется зрительская аудитория, продвигается бренд театра в Казахстане и за рубежом. Кроме прочего, наши онлайн-проекты вызвали интерес зарубежных СМИ, которые дублировали наши материалы на своих порталах.

Мы старались удивить и порадовать зрителей. Думаю, что подарком для многих стала возможность увидеть ранее не трансли­руемые балеты «Манон» в хореографии Кеннета Макмиллана, «Сколько длится сейчас?», «Бетховен – Бессмертие – Любовь», посвященный 250-летию композитора, в хореографии Раймондо Ребека, балет «Коппелия» в хореографии Ролана Пети. Поясню, что эти спектакли в исполнении труппы театра Astana Opera не транслировались в связи с ограничением авторских прав. Учитывая сложную мировую ситуацию с пандемией коронавируса, постановочные группы пошли нам навстречу и дали согласие на показ спектаклей. Это большой подарок всем поклонникам балетного искусства! И так проявляется солидарность всех творческих людей мира в эти непростые кризисные времена.

– Осенью в театре состоялось несколько премьер. Расскажите, пожалуйста, о них.

– Посткарантинные премьеры – это особое достижение коллектива. Чтобы предложить публике новый спектакль сразу после того, как ослабили карантин, всему театру пришлось проделать колоссальную работу дистанционно. Мы решили порадовать поклонников оперы легким веселым спектаклем Гаэтано Доницетти «Дон Паскуале». Немногочисленная (в силу санитарных ограничений) публика и зрители виртуального пространства в режиме реального времени по достоинству оценили мастерство исполнителей – Салтанат Ахметовой, Жаннат Бактай, Жана Тапина, Евгения Чайникова, Шынгыса Расылхана, Ержана Саипова и многих других.

Как же мы ждали своих зрителей! Разумеется, говорили с ними – об их ожиданиях, впечатлениях. Они рассказывали, как соскучились по театру, его особой атмосфере, артистам, прекрасной музыке… Завзятые театралы хотели оценить работу художественного руководителя постановки Аллы Симонишвили, сценографа и художника по костюмам Мананы Гуниа, меломаны шли слушать музыку в исполнении нашего замечательного оркестра под управлением Абзала Мухитдина. Эта встреча стала настоящим и воодушевляющим праздником высокого искусства.

С большой радостью мы продолжили трудиться над следую­щими нашими масштабными проектами: национальным балетом «Зов степи», который, мы надеемся, станет одной из визитных карточек культуры нашей страны. В преддверии Нового года нас ожидает другая опера Доницетти – «Любовный напиток». Эти спектакли мы также приглашаем посмотреть.

Абай – путеводная звезда казахского народа

– В 2020-м культурная общест­венность Казахстана и всего мира отмечает 175-летие великого поэта, философа, просветителя Абая Кунанбаева. Какую роль играет Абай в жизни Astana Opera?

– Главную! Наставления и философия Абая стали ориентиром для казахского народа, это неотъем­лемая часть нашей культуры и истории. Мыслитель опередил свое время, он создал систему взглядов, которая помогает нам сохранять идентичность, национальные ценности, основные из которых, конечно, родной язык и культура.
Фигура казахского поэта – явление знакового периода смены эпох и своего рода золотой мост, соединяющий прошлое с будущим. Об этом говорит в своей статье «Духовное завещание Абая» Первый Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.

«Когда распался казавшийся нерушимым Советский Союз и мне выпала трудная миссия строи­тельства нового независимого государства, в те переменчивые и непредсказуемые времена с его «соқтықпалы, соқпақсыз» – «лихой годиной, тяжелым бездорожьем» я вновь обращался к заповедям мудрого Абая и сквозь призму их нового прочтения формировал в сознании образ будущего моей страны», – поделился воспоминаниями Нурсултан­ Абишевич. Думаю, нам, как и Елбасы, необходимо обращаться к наставлениям Абая, ведь идеи просветителя являются духовной пищей для всех.

В следующем году мы будем отмечать 30-летие Независимос­ти нашего государства. Молодому поколению казахстанцев повезло родиться в независимой стране, они могут по-настоящему гордиться стремительно развивающимся Казахстаном, прекрасной столицей и должны осознавать, каких титанических усилий стоило Лидеру нации принимать эпохальные решения, сохранить и приумножить бесценное национальное достояние. Его мудрая, взвешенная и дальновидная политика позволила нам сегодня смело смотреть в будущее.

Нурсултан Абишевич всегда уделял и уделяет особое внимание духовной сокровищнице нации, что нашло отражение в реформах, государственных программах, статьях. Время

Нурсултана Назарбаева вошло в летопись республики как время ярких достижений и в истории казахстанской культуры. Касым-Жомарт Кемелевич Токаев продолжает политику Елбасы, и сегодня Казахстан так же занимает уверенные позиции в глобальном политическом процессе. Думаю, что Абай мог бы гордиться достижениями своего народа.
175-летие Абая Кунанбаева празднуют и в Казахстане, и в других странах. Великий казахский поэт принадлежит всей мировой культуре.

Важное и знаковое событие для Astana Opera произошло в 2015 году: репертуар театра пополнила жемчужина национальной классики – опера «Абай» Ахмета Жубанова, Латифа Хамиди на либретто Мухтара Ауэзова.

Этим спектаклем мы открывали и Год Абая сразу после официального торжественного концерта, который с успехом прошел у нас в театре 21 января с участием Главы государства Касым-Жомарта Токаева и Первого Президента Казахстана – Елбасы

Нурсултана Назарбаева. Программа мероприятия была подготовлена Министерством культуры и спорта, в ней приняли участие артисты со всего Казахстана. На сцене главного театра в сопровождении симфонического оркестра Astana Opera звучали слова и песни великого Абая в исполнении известнейших артистов Казахстана: Асанали Ашимова, Розы Рымбаевой, Алибека Днишева, Майры Мухамедкызы, Тамары Асар и молодых дарований страны.

Яркие концертные программы, посвященные великому Абаю, стали традиционными для нашего театра и готовятся ежегодно. Во время карантина мы предложили публике ряд онлайн-проектов, приуроченных к 175-летию поэта, а после ослабления карантинных мер продолжили проводить праздничные концерты на сценах Большого и Камерного залов. В начале ноября в Мраморном зале театра прошла выставка «Образы оперы «Абай», которая вызвала большой резонанс в культурной общественности и СМИ.

– Давайте вспомним и о том, что в 2018 году опера «Абай» впервые была представлена на казахском языке в Италии. Как восприняли эту постановку итальянцы?

– Это было действительно историческое событие. Через оперу мы представили личность Абая, всю казахскую культуру, историю страны, менталитет народа. Опера – тот вид искусства, истоки которого именно в Италии, поэтому выступление там – особая ответственность, тем более с произведением нашей национальной классики.
Сказать, что нас приняли с восторгом – ничего не сказать. Наших артистов трижды вызывали на поклон – публика стоя аплодировала нашим исполнителям и нашему искусству. Это высокая и вдохновляющая оценка, побуждаю­щая совершенствоваться, развиваться, выступать еще лучше.

Отмечу, что спектакль «Абай» – новый этап в творчестве театра и в оперном искусстве Казахстана. За постановку оперы «Абай» творческий коллектив Astana Opera впервые получил высокую награду – Государственную премию Республики Казахстан 2018 года в области литературы и искусства. Музыкальные критики неоднократно отмечали монументальность, многогранность и масштабность этой сценической постановки. Спектакль был представлен в созвучии с современным пониманием истории независимого Казахстана. В этом шедевре национального искусства объеди­нены потрясаю­щий музыкальный материал, безупречная режиссура и хореография, богатые традиции казахского народа и, безусловно, великолепное исполнительское мастерство казахстанских артистов.

Важно для театра и то, что до гастролей в Италии наш «Абай» был показан на сцене Государственного театра оперы и балета им. Абая. Среди многочисленных слушателей в зале присутствовала дочь композитора, академик, доктор биологических наук Ажар Ахметовна Жубанова, которая сказала после спектакля: «Я слежу за всеми премьерными показами оперы и должна сказать, что именно данная постановка соответствует первоначальному замыслу композиторов и либреттиста».
В Astana Opera музыкальным руководителем постановки стал главный дирижер театра, заслуженный деятель Казахстана, лауреат Государственной премии Республики Казахстан Алан Бурибаев. Художественное оформление оперы создал творческий тандем знаменитого сценографа современности Эцио Фриджерио и лауреата премии «Оскар», художника по костюмам Франки Скуарчапино (Италия).

В прошлом году мы с грандиозным успехом представили эту оперу в Большом театре Алишера Навои в Ташкенте. Так «Абай» – одна из самых популярных казахских опер – сейчас уверенно шагает по всему миру и завоевывает сердца разных народов.

– Галым Алгиевич, а Вы помните свою первую встречу с Абаем? Звучат ли в Вашем доме его музыка и стихи?

– Все начинается с детства. Моя встреча с творчеством великого поэта, мыслителя и просветителя Абая состоялась, когда мне было около пяти лет. Я услышал его песню «Желсіз түнде жарық ай», которая произвела на меня огромное впечатление. Безусловно, его произведения звучат в нашем доме постоянно, вечерами мы устраиваем импровизированные концерты. К слову, у моих детей музыкальное образование, и они с удовольствием поддерживают все наши творческие начинания.

Встретимся в театре

– К сожалению, коронавирус продолжает держать нас в напряжении. Но театр, как живой организм, нацелен на жизнь, на будущее. В заключение беседы нельзя не спросить о твор­ческих планах Astana Opera.

– Сложно говорить о каких-то конкретных датах, потому что, как правильно замечено, мы зависим от внешних обстоятельств. Однако работа идет, и в наши планы входит показать в следую­щем году эксклюзивный балет «Шесть танцев» в постановке выдающегося хореографа Иржи Килиана на музыку Вольфганга Амадея Моцарта.
Балет «Белоснежка и семь гномов» Дьюлы Харангозо на музыку Тибора Кочака подарит публике радость встречи со знакомым всем с детства сказочным сюжетом в новой интересной интерпретации.
Любителям высокой классики предложат главную премьеру будущего года – национальную героическую оперу «Алпамыс» Еркегали Рахмадиева. Кроме того, мы не теряем надежды представить оперу «Абай» на исторической сцене Большого театра России, наши гастроли не состоялись в нынешнем году из-за карантина, но москвичи ждут нас в следующем году.

Где бы мы ни выступали, какие бы спектакли ни ставили, для нас всегда главное сделать так, чтобы зрители уходили из театра одухотворенными, чтобы увиденное на сцене и прочувствованное ими вспоминалось еще долго. И если человек задумался над смыслом жизни, над неизбежной победой добра над злом, если он стал чуточку лучше – значит, все было не зря. И зритель снова придет в театр. В наш театр.

Популярное

Все
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Врач, которому звонил Байжанов перед смертью Нукеновой, опроверг слова Бишимбаева
В бане мыли миллионы
Семья Абдраман стала пионером носочного производства в Кызылординской области
Памятники и сакральные места Мангистау очищают от следов «активного отдыха»
Примером стали шахтеры-тысячники
Казахстанские программисты помогают незрячим людям освоить алфавит, языки и слушать музыку
Когда в молоко попал финик: в Таразе освоили выпуск натурального напитка, способного потеснить энергетики и газировку
Если вода не поднимается – это уже хорошо
В Семее начнут издавать книги шрифтом Брайля на казахском языке
В Казахстане сократят срок исковой давности к материалам в СМИ
В Уральске в усиленном режиме укрепляются объекты инженерных коммуникаций
Ветераны-«афганцы» вместе с молодежью навели порядок в парке Победы в Конаеве
О транспорте, исторической памяти и работе журналистов
В ФРГ арестовали членов международной банды контрабандистов
Глава МЧС высказался о неготовности госорганов к борьбе с природными пожарами
Панарин завоевал историческую лицензию на Олимпиаду по бадминтону
Вода в Тоболе в приграничном с Казахстаном Кургане поднялась почти до одного метра
Грузовые перевозки между Казахстаном и Турцией будут упрощены
Восьмиклассник выпрыгнул из окна школы в Астане
Целина: как это было
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Суд возобновил заседание по делу Бишимбаева
На Петропавловск идет огромный поток
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Школьники Кызылорды хотят превратить свой двор в зеленую зону
Бишимбаев намеренно затягивал досудебное расследование - следователь
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Токаев поручил обеспечить мониторинг работ по восстановлению жилья для граждан
В «Сталлите» готовы работать в три смены
Лишь 7% территории Казахстана покрыто снегом
Психологи показали простой способ побороть гнев
На суде Байжанов выкрикнул в адрес Бишимбаева: «Он убийца!»
АПК: в Казахстане очищены 200 км ирригационных сетей
Минтранспорта договаривается с узбекскими коллегами о пропуске фур, застрявших близ Кульсары
Ашимбаев выступил на семинаре по использованию Big Data в аналитике
Право на алименты имеют не только несовершеннолетние дети, но и бывшая супруга – юрист
Ежегодно объем ледников сокращается на один процент
«Казахские» динозавры: узнать, представить, нарисовать, слепить...
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Колоссальный денежный приз может завоевать скакун Кабирхан из Казахстана
Не только веселиться, но и наполнять нравственным содержанием
Архивные кинопленки и фотографии рассказывают о том, как возрождался великий праздник
И жент, и курт «оделись» в шоколад
В Алматинской области высажено свыше 17 тыс. саженцев
Двадцать лет назад Айгуль Жансерикова шагнула не только в мир войлока, но и в креативную индустрию
В Казахстане проживают 1 472 человека с именем Наурыз
Наурыз-коже, ярмарка и много призов: в Астане с размахом отмечают весенний праздник
Дело Бишимбаева: почему свидетель удалил видео с камер наблюдения
Урбанисты хотят изменить облик Атырау
Елена Рыбакина вышла в третий круг турнира WTA-1000 в Майами
Полицейские поздравили детей из приюта с праздником Наурыз в Костанае
В нашем ауле праздник ждали с нетерпением
В Москве неизвестные открыли стрельбу из автоматов в торговом центре
Токаев: Казахстан решительно осуждает террористический акт против мирных граждан в Москве
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
Спикер Мажилиса поздравил с Наурыз мейрамы
Маулен Ашимбаев поздравил казахстанцев с праздником Наурыз

Читайте также

Лихачей «прищучить» можно и нужно
Есть опытные фермеры, но не хватает семян
Аграрии остро нуждаются в сортах культур, адаптированных к …
Формирование нулевой терпимости к насилию требует комплексн…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]