Главная страница

Новые императивы национальной безопасности

Президент Касым-Жомарт Токаев своим указом утвердил новую Стратегию национальной безопасности страны до 2025 года. Ее цель и основные приоритеты мы попросили прокомментировать помощника Президента – секретаря Совета безопасности Асета Исекешева.

Асет Орентаевич, начнем с главного в чем суть до­кумента, чем он важен для государства и всех казахстанцев?

– Первый Президент – Елбасы Нурсултан Назарбаев в ходе заседания Совбеза, где рассмат­ривался проект стратегии, дал очень емкое определение цели документа – оберегать наши национальные интересы. В условиях любых вызовов необходимо сохранять суверенитет Казахстана и его территориальную целостность, единство общест­ва и политическую стабильность, благополучие граждан и со­циальную справедливость.

Именно в такой логике и был выстроен документ, над которым аппарат Совбеза совместно с Правительством работали в течение года, прорабатывая различные сценарии.

Какие обстоятельства продиктовали необходимость обновления стратегии, на какие вызовы она дает ответ?

– Подготовка нового документа была связана не только с завершением реализации предыдущей стратегии в 2020 году. Она обусловлена новыми вызовами, с которыми сталкивается наша страна. Новые сложные реалии особо отметил в своем Послании Президент Касым-Жомарт ­Токаев. Это нужно учитывать при определении мер по укреплению национальной безопасности.

С одной стороны, обострились так называемые традиционные угрозы. Мы видим, что даже в нашем регионе, на постсоветском пространстве все чаще полыхают вооруженные конфликты. Международный терроризм и экстремизм не только не ослабевают, но и обретают новое качество, задействуя передовые информационные технологии. Глобальный дефицит ключевых ресурсов, прежде всего воды и продовольствия, усиливает противоречия.

С другой стороны, на повестку вышли и новые, нетрадиционные факторы. На наших глазах коронавирусная инфекция из локальной, текущей ЧС превратилась в системный долгосрочный вызов. Он породил целый «каскад» рисков в экономике и социально-трудовой сфере.

Пандемия обнажила проблемы, которые годами накапливались, и подтолкнула процессы, которые давно назревали. Ускоряются глобальный энергетический переход и технологическая революция, которые вместе с возможностями создают и риски.

В целом вызовы и угрозы стали крайне динамичными, нелинейными, тесно взаимосвязанными и больше не замыкаются в нацио­нальных границах. В принятии решений в глобальной экономике все больше доминируют соображения безопасности, и это ощущают на себе все национальные экономики и граждане.

Все это требует мобилизации усилий не только государства, но и общества, всех граждан. Поэтому руководством страны была поставлена задача выработать стратегию не просто как документ, а как основу эффективной модели управления рисками национальной безопасности, способную быстро реагировать и предотвращать кризисные факторы.

Насколько изменились ее приоритеты?

– Стратегия охватывает все «классические» направления, определенные законодательством о нацбезопасности. Вместе с тем структура существенно изменилась, отражая современные реалии.

Например, биологическая безо­пасность из разряда обычного отраслевого направления стала комплексным блоком, и это данность не на один год.

Информационную безопас­ность можно признать уже не просто приоритетом, а уникальным «сквозным» направлением, которое охватывает все сферы.

Идет серьезная переоценка значения рисков экологической безопасности. Они тесно переплетены с вопросами социальной стабильности, поскольку растет запрос общества на качественную окружающую среду. С другой стороны, проблема изменения климата вылилась в переход к безуглеродной экономике – глобальный тренд, способный просто «перевернуть» традиционные отрасли.

Хочу еще раз подчеркнуть, что никуда не уходят с повестки задачи повышения эффективности работы правоохранительной и судебной систем. Сейчас, как вы знае­те, ведется реформирование этой сферы. Необходимо обеспечить максимально безопасную среду для населения, оградить от всех видов преступных посягательств. При этом важно неукоснительно защищать права граждан, не допустить необоснованного вмешательства в дела бизнеса.

Также стратегическое значение имеет решительная борьба с коррупцией. Стратегия нацбезопас­ности нацеливает на выработку новых мер противодействия, с акцентом на превентивные меры, устранение причин и условий коррупционных проявлений, повышение прозрачности государственных процедур, в том числе за счет средств цифровизации, и неотвратимость наказания.

Намечена модернизация Воору­женных сил для того, чтобы обеспечивать военную безопасность в условиях современных вызовов, принципиальных новшеств в воен­ном деле и технологического прогресса.

Сохраняются наши приоритеты в международной сфере. Но мы не можем не учитывать серьезные изменения в реалиях глобальной и региональной безопасности, кризис международного доверия, нарастание конфронтации, протекционизма.

Вместе с тем в документе подчеркивается стратегическая значимость безопасности в сфере человеческого капитала. С чем это связано?

– На самом деле вопросы образования, науки, развития интеллектуального потенциала нации всегда были среди приоритетов.

Но сейчас это становится стратегическим императивом. Какое бы направление национальной безопасности мы не взяли, все связано с качеством человеческих ресурсов.

Качество и доступность образования, поддержка талантов, раскрытие потенциала нашей молодежи, конкурентоспособность образовательных и научных институтов – это фундамент безопасности, устойчивости нашей государственности.

Безусловно, стратегия не дуб­лирует содержательную сторону программ и концепций в сфере образования. Но она устанавливает пороговые значения по критически важным индикаторам с позиции нацбезопасности.

Аналогичные индикаторы будут «зашиты» и в другие отраслевые программы и нацпроекты. Тем самым обеспечивается неразрывная взаимосвязь нацбезопасности со сбалансированным социально-экономическим и общественно-политическим развитием.

Автор:
Лилия Сыздыкова
07:35, 24 Июня 2021
0
283
Подписка

Популярное

Читайте также