Начинать надо с базы и инвентаря

1471
Юрий Лифинцев
– Григорий Александрович, несколько минут назад Вы в целом обрисовали нынешнее положение в казахстанской «королеве спорта». Если мы правильно поняли, в нашей легкой атлетике довольно много проблем...

– Они очевидны. Достаточно сказать, что на чемпионатах мира и Олимпийских играх на равных с зарубежными спорт­сменками может соревноваться лишь одна Ольга Рыпакова. Недавно сборная РК вернулась из зарубежной поездки, в ходе которой на трех этапах Гран-при Азии выиграла девять золотых медалей. Результат неплохой, но это региональный уровень соревнований, а не мировой.

– Сегодня многие рекорды Казах­стана густо отдают ретро, советскими временами. Нынешние легкоатлеты не могут повторить и тем более превысить результаты тридцатилетней и более давности, показанные земляками в тройном прыжке, прыжках с шестом, прыжках в высоту и многих других дисциплинах. В стародавние времена великолепных атлетов готовили центры в Алма-Ате (тех же прыгунов с шестом), Караганде (прыжки в высоту), Чимкенте (тройной прыжок)... А, может, в тренерской работе следует вновь вернуться к методу бригадного подряда, когда-то отлично зарекомендовавшего себя в ряде регионов Казахстана?

– Вполне возможно, но тут же надо вспомнить, что наши ведущие атлеты имели широчайший доступ на все спортивные и олимпийские базы, расположенные в разных уголках большой страны. Сегодня у нас выбор не такой широкий, создание соответствующей базы – важнейшая часть в поступательном движении того или иного вида спорта. Насколько я понял, новое руководство Федерации легкой атлетики Казахстана во главе с президентом Адильбеком Джаксыбековым решило пойти именно этим путем, заметно улучшив в стране тренировочную инфраструктуру для занятий легкой атлетикой.

– Когда-то, в самом начале спортивного пути, Вы стали рекордсменом мира среди юниоров, прыгнув на 5 метров 61 сантиметр. А потом, взрослея и набираясь опыта, довели свой личный рекорд до 5 метров 90 сантиметров. Сегодняшний лидер сборной Казахстана по прыжкам с шестом имеет индивидуальный рекорд 5 метров 60 сантиметров, который держится уже несколько лет. Скажите, что кроется за этими 30 сантиметрами, что разделяют Ваши рекорды, в чем преимущества щупленького на вид Григория Егорова восьмидесятых годов прошлого столетия над нашим атлетичным прыгуном XXI века? Даже имея в виду, что у вас и тренер один – весьма известный в прошлом спортсмен Сергей Кулибаба...

– У каждого свой жизненный путь. Да, тренер у нас тот же самый, но Вы просто пошли бы и поговорили с наставниками легкой атлетики – какие у них условия для занятий, где они тренируются зимой? У них элементарно не хватает шестов. И как раз в XXI веке! А раньше мы, действительно, пользовались базами в Москве, Сочи, Цахкадзоре, и там было все для занятий.

59153f1905c821494564633.jpeg

– Вы тогда ездили в Иркутск на учебу к основателю тамошней школы тройного прыжка, Вы летали в Донецк к наставнику Сергея Бубки. А еще у нас были великолепные школы прыжков с шестом в Москве, Ташкенте, Ленинграде...

– Спросите нынешних тренеров, куда они и их подопечные выезжают на учебу. Я вчера разговаривал с тренером Горбуновым, которого можно назвать основоположником прыжков с шестом в Казахстане. И он сетовал: «Вот бы нам поучаствовать в двух-трех соревнованиях, решить вопрос с шестами». Оказывается, он где-то собирал деньги и покупал шесты у кого-то с рук. Я думаю, что это одна из первоочередных задач – обеспечить спортсменов базовыми средствами для дальнейшей подготовки.

У нас в восьмидесятые годы прошлого столетия только в Алма-Ате работало больше тренеров по прыжкам с шестом, чем сейчас во всем Казахстане.

– А яма для прыжков с шестом как была одна – в Алматы – так и осталась одна?

– Да нет, прыгать как раз есть где: в старом манеже Караганды, в новом манеже Усть-Каменогорска. Но в Усть-Каменогорске нужно иметь хотя бы двоих-троих специалистов по прыжкам с шестом – чтобы они занялись отбором спортсменов и учили их прыгать. В Караганде я разговаривал с Дмитрием Карповым, остро стоят те же проблемы. В манеже прыгунам не дают времени тренироваться, у них нет шестов, нет и элементарного финансирования. Один парень в Караганде неплохо прыгал с шестом, но был вынужден уйти работать шахтером, потому что содержать семью, только тренируясь, он не мог.

Очень серьезная проблема стоит перед детьми, которые заканчивают школу. Дальше и тренироваться или поступать на учебу в высшие учебные заведения? Многие уезжают на учебу в Россию, и на этом этапе мы теряем хороших спортсменов. Об этом мне вполне доказательно, на примерах и со свежей статистикой, недавно рассказывали казахстанские тренеры.

– Григорий Александрович, давайте все разложим по полочкам. Прыгунам с шестом не хватает шес­тов – это забота Ваша, как главного тренера сборной Казахстана, или это забота Федерации легкой атлетики Казахстана? Кто должен купить шес­ты нашим атлетам?

– Я думаю, что это должны сделать региональные спортивные власти, они призваны создавать условия для полноценных тренировок легкоатлетов.

– Ну а если у них нет тренеров по прыжкам с шестом, кому они должны покупать шесты?

– Я, как главный тренер, больше, наверное, формирую команду из уже классных атлетов, сборную, которая представляет Казахстан на международном уровне. Не моя прямая обязанность набирать детишек и искать в регионах тренеров для начальных школ. Но пирамида, в основании которой школьные спортивные наставники, а на вершине – элитные специалисты, должна работать.

– Скажите, если не секрет, на какой срок Вы подписали контракт с Федерацией легкой атлетики Казахстана, сколько лет будете возглавлять сборную республики? И хватит ли Вам этого времени, чтобы осуществить все задумки, вывести нашу легкую атлетику на более высокую орбиту?

– Первую половину этого вопроса Вам лучше задать тем, кто подписывал со мной контракт. Я имею в виду оговоренные сроки моей работы в Казахстане.

Если все начнет развиваться, как я себе это представляю и как мне было обещано, то нам придется подождать лет шесть-восемь. И тогда можно будет увидеть первые настоящие результаты, ощутить подвижки к лучшему.

– Вы готовы работать в Казахстане шесть-восемь лет, видеть конечные цели и приближать их?

– Мне это близко, я этому посвятил всю жизнь и готов работать столько, сколько нужно.

– Вы сегодня пришли на пресс-конференцию, извините за такую подробность, немного хромая и с палочкой в руке. Неужели до сих пор прыгаете?

– Случается. В начале ноября прошлого года выступал на ветеранских соревнованиях, выиграл в Австралии чемпионат мира среди атлетов своего возраста. А травмировался не на состязаниях, а на тренировке, показывая ученикам упражнение и неудачно прыгнув. До этого было травмировано колено, так что одна напасть наслоилась на другую...

Популярное

Все
Полицейский спас жизнь ребенку
Ветераны ВОВ получат по 2 млн тенге ко Дню Победы в Алматинской области
Неприглядные врата страны
У границы фуры ходят хмуро…
Мирный атом может удовлетворить растущие потребности в электроэнергии
Лидеры более чем 30 стран призвали к скорейшему расширению сети АЭС
Центральноазиатское направление остается приоритетом
Взрывы утихли, но надолго ли?
Закон дает хорошие возможности — эксперт
Жители Петропавловска возмущены планами точечной застройки
Приток большой воды в Атырау принесет не только беды, но и выгоды
Свет возвращается в села СКО
«Второй трек» дипломатии не пострадает
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Вторая волна паводка ситуацию не ухудшит – ДЧС СКО
Врач, которому звонил Байжанов перед смертью Нукеновой, опроверг слова Бишимбаева
Когда в Астане отключат отопление
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Коммунальщики обратились к жителям Астаны
Семья Абдраман стала пионером носочного производства в Кызылординской области
В бане мыли миллионы
Студентка из ЗКО после окончания вуза планирует преподавать государственный язык иностранцам
Наши гребцы завоевали еще три лицензии на летние Олимпийские игры
Паводки: более 21 тыс. человек вернулись домой
Вопросы госстатистики и управления данными обсудили члены Общественной палаты
Уровень воды в реке Ишим поднялся за сутки более чем на два метра
И свой дом сберег, и соседям помог: история полицейского из Костанайской области
Баку и Ереван впервые договорились по поводу участка границы
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева
Отчисленные студенты столичного вуза из Афганистана пытались пересечь границу с РФ
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Колоссальный денежный приз может завоевать скакун Кабирхан из Казахстана
Дело Бишимбаева: почему свидетель удалил видео с камер наблюдения
Урбанисты хотят изменить облик Атырау
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Бишимбаев отказался признавать вину в убийстве Салтанат Нукеновой
К единственному роднику приезжают за водой со всего Усть-Каменогорска
Рыбоохранная акция «Бекіре-2024» пройдет в Казахстане
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Перепись архаров началась в Казахстане
Проблемы рационального использования воды обсудили сенаторы с жителями Туркестанской области
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Для меня важно твое счастье: заметки Нукеновой озвучила гособвинитель
Суд возобновил заседание по делу Бишимбаева
На Петропавловск идет огромный поток

Читайте также

Интеллектуальные права – приводной ремень креативной эконом…
Сухопутные войска: оплот, гордость и слава страны
Любящим родителям нечего бояться
Лихачей «прищучить» можно и нужно

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]