Лекарства должны лечить

2180
Марина Пархоменко, Нур-Султан

В Послании народу Казахстана, озвученном Президентом 2 сентября 2019 года, предоставление доступа и повышение качества медицинских услуг обозначено в числе главных приоритетов. А лекарственное обеспечение – один из главных факторов, влияющих на оказание своевременных, качественных медуслуг. О том, какие шаги предпринимаются в столь важной сфере, в интервью «Казахстанской правде» рассказывает исполняющий обязанности председателя правления ТОО «СК-Фармация» Берик Шарип.

– Берик Шарипович, отечественные фарм­производители получили абсолютные преференции и заключили долгосрочные договоры на поставку лекарств для бесплатного обеспечения казахстанцев лекарствами. Какие требования предъявляются к участникам конкурса на заключение долгосрочных договоров? Назовите этих производителей и расскажите, что они выпускают.

– Одна из задач, поставленных перед ТОО «СК-Фармация», – это поддержка отечественных разработок и развитие конкурентоспособной фармацевтической промышленности. Когда товар импортируется, деньги уходят за рубеж, если предприятие производит товар в Казахстане, реализует его тоже здесь, то соответственно деньги остаются в стране: на фармзаводе работают люди, которые получают заработную плату, проводятся клинические исследования, производятся новые препараты, и это развивает не только само предприятие, но и потенциал казахстанской науки, а также положительно влияет на экономику в целом. Потому в 2009 году Первый Президент поручил предоставить преференции отечественным товаропроизводителям, на основании которых они могут привлечь инвесторов и модернизировать свои предприятия для того, чтобы в соответствии со стандартом надлежащей практики GMP производить лекарственные препараты.

Основным стимулом роста местного производства фармацевтических препаратов является программа заключения долгосрочных договоров сроком до 10 лет. Такие договоры заключаются по результатам открытого конкурса, который проходит на нашей площадке – площадке единого дистрибьютора. В чем они выражаются? Это рамочный договор, «СК-Фармация» берет обязательства покупать препараты в течение 10 лет, а предприятие в свою очередь либо модернизируется, либо строится, начинает производить, регистрирует препарат, после этого осуществляет его поставку в течение 10 лет. Когда в 2010 году заключались первые договоры, объем закупа составлял 4,8 миллиарда тенге, за 9 месяцев 2019 года мы закупили лекарственных препаратов на сумму 50,5 миллиарда, то есть произошел десятикратный рост.

Сейчас в рамках долгосрочных договоров зафиксировано порядка 3,5 тысячи наименований лекарственных препаратов и медицинских изделий. Медизделия превалируют – это около 2 тысяч наименований, потому что перчатки, тканевые наборы, покрытия операционного стола, шприцы и прочие средства нужны ежедневно и в достаточно больших объемах. Из 1,5 тысячи наименований препаратов, зафиксированных в контрактах, в текущем году порядка 540 наименований уже поставляются. Теперь заводы заявили, что в следующем году готовы производить еще 50 новых лекарственных средств, то есть примерно 590 наименований препаратов отечественного производства будут закупаться в рамках долгосрочных договоров в 2020 году.

– Были времена, когда и пациенты да и сами доктора с некоторым недоверием относились к препаратам отечественного производства. Сейчас это недоверие удалось преодолеть?

– Качество препаратов – чувст­вительная тема, потому что лекарства должны лечить. И может быть, на заре 1990-х какие-то проблемы и были. Сейчас надо понимать, что отечественные производители не маленькие заводики, а крупные промышленные, с полным циклом производства предприятия, которые могут обеспечить качество. Причем они не только внутри Казахстана реализуют продукцию, но и импортируют ее за рубеж. Это «Химфарм», «Нобел», «Абди Ибрахим», «Келун-Казфарм»... Достаточно большое количество предприятий. В 2018 году один из наших производителей – «Келун-Казфарм» – стал импортером номер один в России.

Раньше, когда мы начинали работу, у нас было только 3–4 производителя, сейчас – больше 22, с которыми мы работаем внутри страны. Часть, конечно, производят медизделия, но тем не менее они законтрактованы, поставляют продукцию и максимально обеспечивают ее качество. Вы должны понимать, что у нас фармаконадзор тоже непростой, и, если будут какие-то побочные эффекты, формируется желтая карточка, и такой препарат просто отзовут с рынка.

– Насколько вырос­ли объемы закупа лекарств и медицинских изделий за годы работы «СК-Фармация»? Какой экономии удалось достичь за счет прямых контрактов с производителями?

– С 2010 по 2019 год отмечается рост закупа через единого дистрибьютора с 31,3 миллиарда до 175,7 миллиарда тенге, увеличение количества наименований с 804 в 2010 году до 1 225 в 2019 году, что позволило достигнуть значительной экономии бюджетных средств – с 5,8 миллиарда до 22,1 миллиарда тенге в 2019 году и увеличить долю потребления отечественных препаратов в 10 раз.

За этот период отмечается также снижение доли закупа у локальных коммерческих дист­рибьюторов, увеличение доли закупа по прямым договорам, в том числе через международные организации, такие как ЮНИСЕФ,­ ПРООН, и у отечественных производителей. В результате работы единого дистрибьютора с 2009 года по настоящее время централизованно приобретено лекарственных средств и медицинских изделий на сумму более 1 триллиона тенге, или 2,7 миллиарда долларов.

С момента создания единого дистрибьютора общая экономия средств, выделенных на лекарственное обеспечение в рамках ГОБМП, составила 87,6 миллиарда тенге. Наблюдается тенденция увеличения экономии средств, к примеру, по сравнению с 2009 годом в 2018-м объем сэкономленных средств вырос в 38 раз. По итогам проведенных закупок общая экономия в текущем году составила 22,1 миллиарда тенге, из которых 13,1 миллиарда, или 62%, сэкономлено благодаря проведению аукциона.


– Не так давно СМИ следили за разрешением ситуации вокруг столичного онкоцент­ра, задолжавшего дистрибьютору по лекарствам круглую сумму. Как часто складываются подобные ситуации, много ли должников у «СК-Фармация» по регионам?

– У нас более 1 600 контрагентов по республике – это все крупные стационары, поликлиники. На амбулаторном уровне, где у нас порядка 2 миллионов пациентов получают лекарства бесплатно, просроченной задолженности практически не бывает. Мы получаем и привозим товар в поликлиники. И когда пациент на руки получает лекарство, в информационной системе лекарственного обеспечения фиксируется, что данный рецепт отоварен. После этого формируется отчетная форма, мы сдаем ее в Фонд медстрахования, который сразу же производит нам оплату. Все это происходит достаточно прозрачно и не занимает много времени.

Финансирование стационаров идет следующим образом: в рамках госзаказа ФСМС заключает договор с медорганизациями и оплачивает услуги, оказанные ими. «СК-Фармация» как один из поставщиков, а стационары могут покупать препараты у других дистрибьюторских компаний, заключает договор о поставках со стационаром. У нас есть обязательство помесячно поставлять препараты, они же по факту отгрузки должны нам оплачивать товар. К сожалению, нам, бывает, несвоевременно платят, что говорит о недисциплинированности некоторых главных врачей в этом вопросе, и это приводит к очень большим проблемам, ведь мы по большому счету кредитуем медорганизации лекарственными средствами. Но у нас большие валютные контракты, особенно с крупными производителями, и если мы несвоевременно оплачиваем их, начисляется пеня. К концу года, когда у нас идет закупочная кампания, нам становится особенно сложно – по ряду контрактов мы должны делать предоплату, потому что без нее поставок не будет. А если медорганизации не заплатили нам, то нет и финансовых средств для предоплаты.

Естественно, мы ведем претензионную работу со всеми медорганизациями. Один из рычагов вы видели – онкоцентру мы были вынуждены приостановить поставку препаратов, потому что нам нечем платить нашим поставщикам. Конечно, в результате скандала должник пытается закрыть долг, акимат говорит, что возьмет на конт­роль, но плохо, что это происходит поздно. Мы, конечно, пошли навстречу, поставили препараты, ведь пациенты страдать не должны. В настоящее время столичному онкоцентру, с которым у нас конт­ракт на 1 миллиард 970 тысяч тенге, отгрузили препаратов на 1 миллиард 740 тысяч тенге, и сейчас их просроченный долг только за 2019 год составляет 660 миллионов тенге, а текущая задолженность за сентябрь – еще 179 миллионов. Не могу сказать, что должников нет и в других регионах – просроченная задолженность превышает 20 миллиардов тенге.

– Вы сказали, что по амбулаторному ле­карст­венному обеспечению задолженности практически нет. Но в прошлом году было много нареканий на несвоевременную выдачу препаратов в поликлиниках, и в нынешнем есть отдельные жалобы, несмотря на то что база данных амбулаторных пациентов обновлена, интегрирована в общую информационную систему. Как часто пациенты в случае несвоевременного получения или отсутствия бесплатных лекарств для амбулаторного лечения обращаются в контакт-центр компании?

– Для того чтобы отслеживать вопросы бесплатного лекарственного обеспечении, работать с пациентами напрямую, мы соз­дали контакт-центр с коротким номером 1439. Все звонки как с городских, так и с мобильных телефонов бесплатны. Операторы контакт-центра предоставляют обратившимся пациентам информацию о сроках, объемах и планируемых датах поставки необходимых медикаментов, отпускаемых бесплатно для дис­пансерных пациентов. Каждая жалоба разбирается детально, устанавливаются причины перебоев в получении лекарств.

Кроме того, операторы совместно с кураторами областей и региональными представителями единого дистрибьютора отрабатывают каждую жалобу по фактам недополучения имею­щихся в наличии лекарственных средств с мониторингом фактического получения препаратов пациентами. То есть после того как региональные представители информируют контакт-центр о решении проблемы и в информационной системе лекарственного обеспечения отражен отпуск препаратов, операторы контакт-центра вновь связываются с пациентом, чтобы промониторить получение им лекарств.

Всего с 1 января по сентябрь 2019 года контакт-центром принято 34 729 обращений от населения. Процент обоснованных жалоб от общего количества обращений за этот период составил 44%, 56% – это звонки консультативного и информационного характера.

Причины необеспечения при рассмотрении порядка 20% обращений – препарата нет в плане отгрузки, то есть медикамент отсутствует в заявке медорганизации по причине того, что не были учтены необходимые объемы препаратов для полного обеспечения прикрепленного населения, появились вновь выявленные пациенты. В 15% обращений – весь объем, запрашиваемый медицинской организацией на текущий период, отгружен, но нет остатка, который бы закрыл потребность в препаратах, к примеру, при появлении вновь выявленных пациентов.

Еще около 10% обращений приходится на то, что товар отгружен, в аптеке должен быть остаток, пациент обращался в медорганизацию после даты отгрузки, но ему по какой-то причине отказали в выдаче. Тут срабатывает человеческий фактор. Около 40% обращений поступают, когда препарат есть в плане отгрузки на текущий период, но на момент обращения пациента еще не отгружен. В этом случае операторы контакт-центра как раз и отрабатывают с логистами вопросы ускорения поставки лекарств. Еще чуть более 10% обращений приходится на случаи, когда лекарства уже поступили в аптеку, но товар еще не оприходован. И 3,5% жалоб приходится на сбой поставки из-за задержки на производстве или по причине того, что товар проходит процедуру оценки безопасности и качества.

Когда мы только запускали контакт-центр, жалоб было очень много, в неделю приходило более 2,5 тысячи звонков. В одну из последних недель зарегистрировано 299 входящих звонков, из них 199 жалоб. Сейчас максимально стараемся наладить с населением обратную связь. И я считаю, что на амбулаторном уровне практически перебоев нет. Есть капризы от населения, когда, к примеру, говорят: хочу препарат французский, а не индийский. Есть международное непатентованное наименование, есть торговое наименование, то есть тот же аспирин может быть американским типа «Упсарина», а может быть ацетилсалициловой кислотой местного производства – и там, и там действующее вещество одинаковое. А если товар одинаковый, почему мы должны платить дороже?

У нас сейчас по амбулаторному обеспечению очень хороший объем остатка – в аптеках регионов лежит товар на сумму более 20 миллиардов тенге. Этого более чем достаточно. В прошлом году при выделенных 116 миллиардах тенге за счет большой экономии мы освоили всего 92 миллиарда, то есть за более дешевую цену купили больше препаратов.

– Чтобы пациент не обивал пороги поликлиник, а мог получить лекарство в любое время, планировалось установить автоматы, выдающие препараты по удостоверению личности. От этого проекта не отказались?

– Сразу оговорюсь, что и сейчас врачи могут выписывать рецепты на трехмесячный объем, так что часто в поликлиники можно не ходить.
В рамках ГОБМП проект, о котором вы говорите, отрабатываем. Для того чтобы его запус­тить, нужно время: требуется подготовить информационную платформу, чтобы был механизм прослеживаемости, а потом решить, какие аппараты приобретать. В Европе видел такие машины, они в ходу, но используются в коммерческих целях – деньги положил, и автомат выдает препарат. В основном там реализуются только безрецептурные препараты.

В нашем же случае, напомню, речь идет о бесплатных препаратах. Допустим, лекарство нужно срочно, есть рецепт, тем более сейчас мы ведем речь о переходе на электронные рецепты, а поликлиника работает до 17 часов. Что делать? Не только в поликлиниках, но и в крупных торговых центрах, которые работают до полуночи и в выходные дни, поставить такие аппараты, чтобы человеку было удобно приходить и получать препараты. Поднес к считывающему устройству удостоверение личности, штрих-код считался, идентификация лица через биометрию произошла, рецепт всплыл в системе, аппарат выдал лекарство. Проект имеет место быть, но, скорее всего, будем его запускать в следующем году.

Несколько слов еще об одном новшестве. Сейчас Министерство здравоохранения в рамках подготовки старта обязательного социального медицинского страхования планирует с учетом привлечения дополнительного финансирования обеспечивать бесплатными лекарственными препаратами детей до 18 лет, социально уязвимые слои населения, то есть получателей социальной помощи. Выходит, еще по 120 нозологиям будут обеспечиваться лекарствами бесплатно наши граждане. Как только получим список, отправим его в дополнительный закуп, и в следующем году бесплатные препараты будут выдаваться через аптеки.

– Берик Шарипович, как стартовала закупочная кампания, которая должна обеспечить медорганизации лекарствами в следующем году?

– Всего для бесплатного ле­карст­венного обеспечения в рамках ГОБМП и в системе ОСМС на 2020 год утверждено 1 318 наи­менований лекарственных средств и медицинских изделий. Предварительные заявки на лекарственное обеспечение пациентов на амбулаторном уровне поступили от 576 медицинских организаций на сумму более 114 миллиардов тенге, и на стационарном уровне – от 1 137 мед­организаций на 118 миллиардов. Объявлен закуп 308 наименований препаратов на общую сумму 66,5 миллиарда тенге в рамках тендерных процедур на портале электронных закупок лекарств. Итоги тендера подведем 7 ноября.

Из общего списка медикаментов на 2020 год 596 наименований будут закупаться у отечест­венных фармпроизводителей, остальные препараты не имеют зарегистрированных аналогов в республике, поэтому сейчас с их производителями ведутся переговоры для заключения договоров напрямую, без посредников. Одним из важных условий при закупе лекарств будет график поставки, чтобы в декабре лекарства поступили на склады единого дистрибьютора, а их отгрузка в поликлиники и больницы начнется уже в январе 2020 года.

Популярное

Все
Полицейский спас жизнь ребенку
Пилот Air Astana в состоянии наркотического опьянения был задержан в аэропорту Алматы
У границы фуры ходят хмуро
Ветераны ВОВ получат по 2 млн тенге ко Дню Победы в Алматинской области
Закон дает хорошие возможности — эксперт
Мирный атом может удовлетворить растущие потребности в электроэнергии
Лидеры 30 стран призвали к скорейшему расширению сети АЭС
Приток большой воды в Атырау принесет не только беды, но и выгоды
Взрывы утихли, но надолго ли?
Свет возвращается в села СКО
Центральноазиатское направление остается приоритетом
Жители Петропавловска возмущены планами точечной застройки
«Второй трек» дипломатии не пострадает
Вопросы защиты авторских прав обсудили в Астане
По факту задержания пилота Air Astana в наркотическом опьянении возбудили уголовное дело
Женская сборная по стрельбе из лука впервые выиграла медаль Кубка мира
Внеплановые проверки в школах и детсадах будут проходить без уведомления
Токаев - пострадавшим: Весь народ поддерживает вас
Паводки в Казахстане: в Костанайской области выплачивают компенсацию за погибший скот
Неприглядные врата страны
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Когда в Астане отключат отопление
Вторая волна паводка ситуацию не ухудшит – ДЧС СКО
Врач, которому звонил Байжанов перед смертью Нукеновой, опроверг слова Бишимбаева
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Коммунальщики обратились к жителям Астаны
Студентка из ЗКО после окончания вуза планирует преподавать государственный язык иностранцам
Семья Абдраман стала пионером носочного производства в Кызылординской области
В бане мыли миллионы
Наши гребцы завоевали еще три лицензии на летние Олимпийские игры
Паводки: более 21 тыс. человек вернулись домой
Вопросы госстатистики и управления данными обсудили члены Общественной палаты
Уровень воды в реке Ишим поднялся за сутки более чем на два метра
И свой дом сберег, и соседям помог: история полицейского из Костанайской области
Баку и Ереван впервые договорились по поводу участка границы
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева
Отчисленные студенты столичного вуза из Афганистана пытались пересечь границу с РФ
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Колоссальный денежный приз может завоевать скакун Кабирхан из Казахстана
Дело Бишимбаева: почему свидетель удалил видео с камер наблюдения
Урбанисты хотят изменить облик Атырау
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Бишимбаев отказался признавать вину в убийстве Салтанат Нукеновой
К единственному роднику приезжают за водой со всего Усть-Каменогорска
Рыбоохранная акция «Бекіре-2024» пройдет в Казахстане
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Перепись архаров началась в Казахстане
Проблемы рационального использования воды обсудили сенаторы с жителями Туркестанской области
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Для меня важно твое счастье: заметки Нукеновой озвучила гособвинитель
Суд возобновил заседание по делу Бишимбаева
На Петропавловск идет огромный поток

Читайте также

Ветер может не только дуть, а солнце – светить
Интеллектуальные права – приводной ремень креативной эконом…
Сухопутные войска: оплот, гордость и слава страны
Любящим родителям нечего бояться

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]