«Если бы нас услышали, то, возможно, не пришлось бы повторно вводить карантин»

10784
Раушан Шулембаева
– Григорий Алексеевич, как Вы относитесь к реакции общества на ситуацию?

– Сегодня нет, наверное, ни одного публициста или блогера, который не высказался бы на тему второй волны эпидемио­логического кризиса, потому что происходящее волнует всех казахстанцев. Но дело в том, что подавляющее большинство авторов не видит необходимости смотреть в корень, сосредоточивая внимание не на причинах сложившейся в мире эпидемиологической ситуации, а на следст­вии. Критика действий ответственных лиц, которая явно или неявно присутствует во многих публикациях, возможно, и справедлива, но, концентрируя внимание на таких вещах, авторы, таким образом, переключают внимание своих читателей и не дают им почвы для размышлений о первопричине бед.

– В чем же первопричина?

– В первую очередь скажу, что человечество совершенно напрасно вообразило, что силы природы поставлены под контроль. Многим казалось и продолжает казаться, что проб­лемы с COVID-19, в сущности, решаемы, надо только приобрести больше аппаратов ИВЛ, а также найти ответственного чиновника и поручить ему соответствующий участок работы. И все должно наладиться, а если нет – значит, не того назначили. Увы, это не так, что подтверждают последние события и в стране, и в мире. В связи с этим напомню: то, что именуется биосферой, трансформируется по мере того, как растет и развивается человеческая популяция. При этом отклик биосферы может быть весьма нетривиальным, а механизмы подобных откликов остают­ся плохо изученными, точнее, о них можно говорить только как о гипотезах. Здесь подчеркну, что отнюдь не разделяю точку зрения пресловутой экологичес­кой активистки Греты Тунберг, а точнее, тех, кто запустил этот пиар-проект в массы, выставляя квалифицированных политиков чуть ли не врагами, отбирающими у нас и природы будущее. Дело в том, что антропогенный характер изменений климата никто так и не доказал, это – не более чем пропагандистский трюк, приукра­шенный различными псевдонаучными измышлениями.

– Вы серьезно говорите о пропагандистском трюке?

– Даже если изменения антропогенного характера и имеют место, то они отнюдь не являются основными для ученых в вопросах изучения отклика биосферы на деятельность человека. Мы, человечество, до сих пор не знаем, что происходит на самом деле. Отсюда – отсутст­вие возможности принимать адекватные решения во время эпидемиологического кризиса, панические действия властей в одних странах и демонстративное бездействие в других. Именно этот фактор я хочу поставить во главу нашего разговора. И подчеркнуть, что поиск адекватного ответа – прежде всего это научная задача, которая заведомо носит междисциплинарный характер.

Сейчас уже все отчетливо понимают, что жесткие карантинные меры – это палка о двух концах. Например, платой за жесткий карантин является неизбежное проседание экономики. Отсутст­вие налоговых поступлений означает недофинансирование всех секторов, обеспечивающих благополучие и здоровье граждан, не говоря уже о таких сопутствующих обстоятельствах, как синдром эмоционального выгорания или всплеск бытового насилия. Поэтому так важен поиск адекватных мер на сложившиеся обстоятельства.

– Но как узнать, какое именно решение влас­тей адекватно сложившейся ситуации?

– На языке классической науки поиск адекватных мер отвечает задачам оптимизации. Такие задачи решаются в математике достаточно успешно уже более 100 лет, отработаны многочис­ленные приемы. То есть хочу сказать, что ни один чиновник не придумает адекватных мер, поскольку это не его задача. Именно поэтому необходим призыв ко всем тем, кто именует себя учеными: казахстанская наука должна наконец осознать свой долг и ответственность. Силами одних медиков и эпидемиологов невозможно решить комплекс проблем, порожденных эпидемиологическим кризисом. Но на деле на тему карантина высказывается кто угодно, а научная общественность, за исключением медиков и эпидемиологов, в большинстве своем хранит молчание.

– Почему хранит молчание?

– Общество, привыкшее к мысли, что на всякую проблему должен найтись некий специалист, ждет от вирусологов и медиков чуда, предполагая, что именно они и должны решить проблему. Но ученые понимают, что чуда не будет, поэтому большинство из них молчит. Какие бы талантливые специалисты герои­чески ни трудились день и ночь в научных центрах по всему миру, разработка вакцины неизбежно будет запаздывать. В мире от КВИ уже погибло более полумиллиона человек, ожидая спасительную вакцину. Да, в России заявили о первой в мире вакцине от коронавируса, но клинические исследования все еще продолжаются. При этом давайте не забывать, что сами же вирусологи признают способность вируса мутировать снова и снова. А это значит, что вновь разработанная вакцина может оказаться малоэффективной и практически бесполезной. Если верны гипотезы, в соответствии с которыми в природе существуют уравновешивающие силы, которые реагируют на доминирующее положение какого-либо из видов млекопитающих, то печальные последствия от коронавируса будут продолжать иметь место.

Научное сообщество нашей страны просто обязано сконцент­рировать усилия в борьбе с этим злом, уже нанесшим существенный ущерб мировой и отечественной экономике. Мы столкнулись не просто с очередной мутагенной инфекцией – речь идет о кризисе, где в тесный клубок переплелись реальные угрозы здоровью населения, проблемы экономики и геополитики. Поэтому наука как социальная институция должна дать консолидированный ответ на этот вызов.

– Григорий Алексее­вич, что Вы имеете в виду, говоря о консолидированном ответе?

– Прежде всего это означает, что наука должна преодолеть те системные недостатки, которые накапливались в ней все советские и постсоветские десятилетия. Главный из них – это выраженные междисциплинарные барьеры, одним из проявлений которых является сегодняшняя дискуссия медиков и экономис­тов по поводу карантинных мер. В сущности, правы и те, и другие, поскольку неизвестно, что опас­нее – текущий локдаун или его последствия. Но узкие специалисты не могут найти консолидированный ответ, так как они разговаривают на разных языках, определяемых предметным полем их научных дисциплин. Такие междисцип­линарные барьеры возникли отнюдь не вчера, они уже давно тормозят развитие науки. Более того, междисциплинарные барьеры часто поддерживаются искусственно. Мы, ученые КазНУ им. аль-Фараби и НИА РК, неоднократно писали о том, что во многих казахстанских вузах, к великому сожалению, снисходительно относятся к псевдонаучным теориям и исследованиям. Отсутствие междисциплинарного сотрудничества для псевдоученых является питательной средой: так проще объявить себя ведущим специалистом в некой очень узкой области и игнорировать любое критическое мнение, заявляя, что остальные не понимают его специфики.

Хочется надеяться, что перед лицом глобальной угрозы бюрократы от науки перестанут цеп­ляться за отжившие представления, продолжая делить единое мироздание на клетушки узких специальностей и тем самым покрывать псевдоученых. Чтобы не быть голословным, напомню, что ученые Инженерной академии РК и КазНУ доказали свою точку зрения делом. Наши недавние научные разработки вполне можно было бы воплотить в жизнь, если бы не все те же меж­дисциплинарные барьеры. Эти разработки касаются создания средств небиологичес­кой противовирусной защиты, обеспечивающих практически стопроцентный эффект индивидуальной защиты от заражений. Проще говоря, они построены на новых физико-химических принципах, и их эффективность не зависит от конкретной формы мутации коронавируса.

Такие разработки потребовали от нашей научной команды междисциплинарного сотрудничества. Например, с точки зрения физической химии полимеров любой вирус представляет собой интерполимерный комплекс – продукт реакции между сравнительно небольшим числом макромолекул, основные физико-химические свойства которых хорошо известны. Следовательно, можно и нужно соз­давать неспецифичные средства защиты вместе со специалистами в области радиоэлектроники. Исследования, проведенные еще в апреле нами, учеными – представителями разных дисциплин, показали, что можно создать, к примеру, СВЧ-излучатели, способные направленно «сжигать» вирусы (подобно тому, как в мик­роволновой печи разогревается курица). Поскольку органики в вирусе не так много, то и расход энергии при этом будет невелик. Такого рода системами вполне можно оснастить аэропорты, самолеты, торговые центры и рес­тораны, то есть все те объекты, которые оказались закрытыми на карантин и которые вносили существенный вклад в экономику страны.

На первых этапах можно было бы внедрить более простые сис­темы индивидуальной защиты, о чем шла речь на научной конференции, организованной в НИА РК в апреле 2020 года. К сожалению, тогда многие участники (зашоренные междисциплинарными барьерами) сочли, что «химики и физики лезут не в свое дело», и высказались за необходимость выделения финансовых средств «по соответствующему профилю». К еще большему сожалению, озвученные на конференции идеи не нашли должной поддержки со стороны специалистов в области радио­электроники. Хотя именно им, а не эпидемиологам, могла бы принадлежать ключевая роль в защите от вируса. Вполне возможно, если бы научное сообщество вняло нашему призыву, прозвучавшему на конференции, то сегодня не пришлось бы повторно вводить жесткий карантин.

– В чем заключалась суть призыва?

– В первую очередь наша научная команда говорила о том, что сетовать на неэффективные решения тех или иных чиновников бессмысленно. Они не решат тех задач, которые должны решать ученые. Более того, они и не должны этого делать. Эту мысль должны осознать и управленцы, и ученые. Казахстанское общество должно потребовать от отечественной науки реальных дел, а не бесконечных перепевов одних и тех же тем. Прекрасно осознаю, что эту мысль воспримут в штыки особенно те, кто устроил­ся в уютных гнездышках узких специальностей, где с научно-бюрократической точки зрения их никто не смеет критиковать. Здесь уместно напомнить, что псевдонаучные бредни печальной памяти академика Трофима Лысенко, нанесшего непоправимый ущерб советской биологии, в конечном счете были разоблачены благодаря усилиям математиков и физиков, в частности Курчатова и Колмогорова. Поэтому хочу еще раз заявить, что создание средств небиологической защиты не только станет преградой распространению вируса, но окажет решающую поддержку отечественной экономике, оздоровит отечественную науку и создаст реальные инструменты для междисциплинарного сотрудничества.

Если наш призыв сформулировать коротко, то он звучит так: срочно необходимо создание государственной комплексной научно-технической программы противодействия эпидемиологическому кризису, учитывающей все его аспекты. Подчеркиваю, программа должны быть именно комплексной, то есть участие в ее формировании должны в срочном порядке принять не только медики и биологи, но и физики и химики, а также экономисты, математики, психологи и другие. Во главу угла необходимо поставить системы небиологической защиты населения и обеспечение устойчивой работы малого и среднего бизнеса. Поскольку никто достоверно не знает, как будет мутировать вирус дальше и какими именно глобальными – биосферными – механизмами определяется направление мутаций. Более того, такая программа должна быть создана на основе решений представительной научной конференции, подобной той, что была организована в НИА РК в апреле 2020 года, но в гораздо больших масштабах. Подчеркну, что это мероприятие должно стать инициативой самих ученых, осознавших долг и ответственность перед обществом.

Истина рождается в спорах, и если не будет площадки для острой научной полемики, то казахстанцам и дальше останется только сетовать на неких абстрактных «чиновников», которые по большому счету вовсе не при чем…

Популярное

Все
Полицейский спас жизнь ребенку
Ветераны ВОВ получат по 2 млн тенге ко Дню Победы в Алматинской области
У границы фуры ходят хмуро
Лидеры более чем 30 стран призвали к скорейшему расширению сети АЭС
Мирный атом может удовлетворить растущие потребности в электроэнергии
Приток большой воды в Атырау принесет не только беды, но и выгоды
Взрывы утихли, но надолго ли?
Центральноазиатское направление остается приоритетом
Жители Петропавловска возмущены планами точечной застройки
Свет возвращается в села СКО
Закон дает хорошие возможности — эксперт
«Второй трек» дипломатии не пострадает
Вопросы защиты авторских прав обсудили в Астане
Женская сборная по стрельбе из лука впервые выиграла медаль Кубка мира
Неприглядные врата страны
Профессор Кулян Омарова спасла тысячи детских жизней
Он шел на шаг впереди
Неделя «Жасыл аймақ» ознаменовалась высадкой Аллеи волонтеров
Четыре бронзовые медали из Гонконга
Ветер может не только дуть, а солнце – светить
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Вторая волна паводка ситуацию не ухудшит – ДЧС СКО
Когда в Астане отключат отопление
Врач, которому звонил Байжанов перед смертью Нукеновой, опроверг слова Бишимбаева
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Коммунальщики обратились к жителям Астаны
Студентка из ЗКО после окончания вуза планирует преподавать государственный язык иностранцам
Семья Абдраман стала пионером носочного производства в Кызылординской области
В бане мыли миллионы
Наши гребцы завоевали еще три лицензии на летние Олимпийские игры
Паводки: более 21 тыс. человек вернулись домой
Вопросы госстатистики и управления данными обсудили члены Общественной палаты
Уровень воды в реке Ишим поднялся за сутки более чем на два метра
И свой дом сберег, и соседям помог: история полицейского из Костанайской области
Баку и Ереван впервые договорились по поводу участка границы
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева
Отчисленные студенты столичного вуза из Афганистана пытались пересечь границу с РФ
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Колоссальный денежный приз может завоевать скакун Кабирхан из Казахстана
Дело Бишимбаева: почему свидетель удалил видео с камер наблюдения
Урбанисты хотят изменить облик Атырау
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Бишимбаев отказался признавать вину в убийстве Салтанат Нукеновой
К единственному роднику приезжают за водой со всего Усть-Каменогорска
Рыбоохранная акция «Бекіре-2024» пройдет в Казахстане
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Перепись архаров началась в Казахстане
Проблемы рационального использования воды обсудили сенаторы с жителями Туркестанской области
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Для меня важно твое счастье: заметки Нукеновой озвучила гособвинитель
Суд возобновил заседание по делу Бишимбаева
На Петропавловск идет огромный поток

Читайте также

Ветер может не только дуть, а солнце – светить
Интеллектуальные права – приводной ремень креативной эконом…
Сухопутные войска: оплот, гордость и слава страны
Любящим родителям нечего бояться

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]