Главная страница

Духовность – опора благополучия

Существует ли аппарат, которым можно измерить уровень духовности? Весы, которые точно покажут брутто нравственности? А может, есть термометры, что укажут на градус моральных принципов?
Конечно, таких приборов нет. Но значимость духовно-моральных ценностей это отнюдь не умаляет. Почему духовное неотделимо от человека думающего? Существует ли благополучие без духовной опоры? Что значит модернизация сознания для обывателя? И как каждый может влиять на обновление содержания программы «Рухани жаңғыру»?
Об этом и другом в беседе с директором научно-исследовательского центра «Сакральный Казахстан» кандидатом политических наук Бериком Абдыгалиулы.

– Президент в своем Послании отметил необходимость не только продолжить, но и наполнить новым содержанием ­программу «Рухани жаңғыру». Как это отразится на работе вашего центра и в целом направления, которым руководите?

– «Рухани жаңғыру» как возрож­дение, модернизация духовных ценностей – это особая программа. В ней актуализированы основные проблемы духовной жизни общества.

Нужно понимать, что главное в этой программе – не цель, а смысл. Это редкий случай, когда эффективность программы мерить лишь в цифрах и сухих отчетах нельзя, да и не получится. Ее ценность в том, как она формирует, трансформирует сознание людей, придает смысл происходящим процессам, и не только современным, но и прошлым и будущим, дает возможность ­осмысления истории.

Безусловно, это принесет свои плоды, но не моментально. Почему требуется время? Представьте себе обычного человека, у которого свои радости и проблемы. Он озабочен житейскими трудностями. И возможно, духовный рост его мало волнует, он слишком задавлен бытом. Нужна ли ему эта духовная жизнь? Ценнос­ти вечные? Безусловно! Потому что без внутреннего наполнения высшей ценностью, осознания того, что дух (рух) и есть жизнь, сложно добиться гармонии. Но в беге по кругу жизни он может этого не осознавать. К пониманию важнос­ти духовной стороны приходят по-разному. Кого-то познать ценность души заставляет болезнь, другой сам ищет ответы на вопросы внут­ри себя, третий вовсе вырулил совершенно из другой ситуа­ции на стезю духовности. В любом случае перст судьбы, скажем так, приводит человека к началу – душе. Тот, кто ценит духовный пласт, в котором – богатый опыт предков, история народа, связь поколений, истинные ценности, сакральный ряд строений, поучительный фольклор и многое другое, обретает силу духа и воли.

Приведу простой пример. Прошлый век был богат на трагические события. Наши предки пережили ужасы коллективизации, репрессии, войну. Но несмотря ни на что и даже вопреки, они выжили. ­Сумели устоять, не просто остаться в живых, но и сохранить достоинство, нашли силы жить дальше, без злобы и разрушающей обиды. На мой взгляд, выстоять помог именно дух, национальный код, не материльные блага, которых их лишили, а именно стойкость духа, твердость традиций и культуры. Это было во всем – в эпосах, в литературных произведениях, в искусстве, в музыке, в кино, у каждого в сердце.

– По-вашему, духовность – опора благополучия?

– Испокон веков духовность является важным компонентом благополучия. Не воспринимая себя частью мироздания, не задумываясь о своем предназначении, о том, какую пользу можешь принести и какой оставить после себя след, вряд ли можно назвать себя благополучным.
Сегодня наблюдается своего рода конфликт традиционных ценностей с новыми, происходит их подмена, когда материальные ценности начинают доминировать над духовными. Совесть уступает вседозволенности, уважение к старшим заменяется самоутверж­дением, целомудрие – удовлетворением своих потребностей...

В примитивном понимании благополучие ассоциируется лишь с материальным достатком, обладанием властью или обретением славы. Однако на самом деле все перечисленное – внешние атрибуты состояния, а будет ли оно благим, зависит от духовного наполнения.
Общеизвестно, что одним из ключевых направлений программы «Рухани жаңғыру» является проект «Сакральный Казах­стан». Созданный для реализации постав­ленных Главой государства задач научно-исследовательский центр «Сакральный Казахстан» продолжает свою работу. За полтора года работы было сделано немало. В количественном выражении это десятки книг, энциклопедии, систематизирована информация о сотнях и тысячах заброшенных строений, открыты забытые имена, дан толчок огромной работе по благоустройству, восстановлению, возведению различных сооружений, имеющих культурно-историческую ценность.

Сегодня основная работа ведется в регионах, мы же в свою очередь на данном этапе акцентируем свою деятельность на осмыслении и интерпретации сакральности, на функциях сакральных объек­тов и ценностях, которые они формируют.

Каких функций? Одной из важных является познание истории. У нас в массовом сознании до сих пор происходит процесс искажения исторического сознания, нет целостного восприятия истории, наблюдается так называемый феномен «разорванной памяти», когда утрачивается чувство исторической преемственности. Мы не можем и не имеем право отказываться от своей истории, какой бы она ни была – красной или черной, правой или левой. Уважение к истории, формируя чувство гордости, одновременно учит любить Родину, делить со своим народом не только светлые периоды, но и трагические. Есть ли у нас чувство гордости за свою историю, за свой народ? Мы должны не просто отвечать на эти вопросы, но и осмысливать. Нацио­нальная идентичность определяется уважением к истории во всей ее противоречивости.

Сакральные объекты также выполняют духовные функции хранителя традиций, укрепляют веру и дают им уверенность, оберегают людей, порой и лечат.
Но, повторюсь, главным достижением являются люди и их интерес. В каждом регионе, даже в самых отдаленных уголках страны, есть люди, которым небезразлична история, которые радеют за свой край, делают большой объем работы и чаще всего на волонтерских, общественных началах. И это вдохновляет, стимулирует. Пока есть такие люди, неравнодушные к своей земле и народу, история казахской степи не будет предана забвению, традиции не растворятся под пылью веков.

– Любовь к родной земле – тоже компонент благополучия или просто патриотизм?

– Малая родина есть у всех. Считаю, что гражданский долг каждого из нас – посвящать своему отчему краю время и силы. Но есть обратная сторона. Нередко в стремлении упорядочить мы увлекаемся статистикой. И начинаем мерить все лишь в цифрах и финансовых отчетах. Убежден, что важно не то, сколько денег вложил человек в родное село, к примеру. А то, какой посыл несет в себе поступок, ради чего вообще все делается? Если это чистой воды реклама и показуха, то такой «любви» грош цена в базарный день. Это всего лишь акт самолюбования, утешения эго, не больше.

Это не значит, что все, кто оказывает меценатство селу, такие. Бывает, что и помощь оказана копеечная, а шуму как из пустой бочки. О чем это говорит? Опять же об уровне духовного осознания, самосознания человека. Если каждый будет задумываться, что я могу сделать для родного края, страны, ситуация изменится. Когда мы делимся тем, что у нас есть, и я не о материальном, мы становимся богаче духовно.

В рамках Послания будет запущен проект «Ауылым – алтын бесігім». Направленный на продвижение идеологии труда в регионах проект, надеюсь, будет иметь успех. Мы должны беречь села. Сегодня мы часто замечаем, как люди возвращаются в села, начинают свое собственное дело. И это нужно стимулироовать, поддерживать. Если человек нашел себя в любимом деле, состоялся как специалист, умеет обращаться с живностью, чувствует землю, то он настоящий хозяин села. Любовь к родной земле бывает безусловной, как любая настоящая любовь. Человек не любит свой край за красоту или озера. Или не может ненавидеть лишь потому, что дуют ветры или идут часто дожди. Он любит, потому что это часть его жизни, его самого. Мы навсегда связаны с нашей малой родиной незримыми, но прочными нитями. Как с матерью. Не зря землю сравнивают с образом матери – самого близкого человека. Не случайно говорят, что все лучшее человек впитывает с молоком матери.

Каждый из нас отвечает за свое и близких здоровье и благополучие. Достижение благополучия – это непрерывный процесс, который подразумевает определенную жизненную позицию и поведение. Благополучие способствует более полной реализации наших потенциальных возможностей. А основой благополучия является духовность. Благополучие без опоры на духовные скрепы – это всего лишь финансовая или иная состоятельность, временная концентрация успеха на каком-либо поприще.
Автор:
Беседовала Зарина Москау
11:10, 9 Ноября 2018
0
2466
Подписка

Популярное

Читайте также