Главная страница

ДКЗ: задача – получить долгосрочный эффект

Более 43,2 млрд тенге выделено на «Дорожную карту занятости» в павлодарском Прииртышье. Акцент в регионе сделали на качестве – и при отборе проектов, и при их исполнении. Четверть средств направили на возведение жилья, треть – на социальные объекты, больше 13% – на благоустройство, десятую часть – на дороги. Крупные финансовые вливания помогут решению проблем экономики, вызванных коронакризисом. О том, как добиться долгосрочного эффекта от, в общем-то, краткосрочной программы, рассуждает в интервью нашей газете аким Павлодарской области Абылкаир Скаков.

– Абылкаир Бак­тыбае­вич, в регионе при довольно большом объеме вливаний в рамках ДКЗ осуществляется не так много проектов – 228. Расскажите, с чем это связано?

– Наш изначальный список проектов для включения в «Дорожную карту занятости» насчитывал более 650 объектов, нуждавшихся в ремонте. Возник­ло желание охватить все – не каждый день такие суммы выделяют. Но порыв этот быстро остудили тут же возникшие вопросы: хватит ли времени на решение организационных задач и проведение конкурсных процедур, найдутся ли в достаточном количестве трудовые ресурсы, удастся ли обеспечить должный контроль качества, если одномоментно будет начато исполнение такого количества проектов, справится ли стройиндустрия, в конце концов? Но главное – какой эффект мы получим?

Да, была возможность привес­ти в порядок как можно больше зданий. Но решили все же действовать на перспективу – получить отдачу от многомиллиардных вливаний на несколько лет вперед. Так, были выделены ключевые направления. ДКЗ – это уникальная возможность обеспечить, во-первых, занятость населения, во-вторых, работу реального сектора экономики – строительной и смежных отраслей.

– И с чего начали?

– Начали с сокращения и пересмотра списка проектов. Остановились на 228, взяв курс на строительство новых объектов. Например, в Павлодаре возводят пристройку к первой горбольнице – крупнейшей клинике региона, которой много лет не хватало площадей для комфортной работы. Другой объект – инфекционный корпус областной больницы. К сожалению, некоторое время назад инфекционная служба претерпела снижение статуса, что имело определенные негативные последствия, на которые четко указала пандемия. Сейчас есть возможность восстановить потерянное.

Кроме того, ДКЗ позволяет решать другую многолетнюю проблему – в три раза увеличено финансирование капитального ремонта школ. Опять же, применяем рациональный, комп­лексный подход – приводим в порядок кровлю, коммуникации, учебные классы, спортзалы, чтобы не возвращаться к объекту продолжительное время.

– Получается, отошли от количества в пользу качества?

– Действительно так. Причем контроль качества работ – наш второй важный акцент. Необходимо понимать, что 31,2 миллиарда из выделенных 43 миллиардов тенге – это облигационный заем. Средства размещаются под 6,1% и подлежат возврату по истечении 12 лет. Допустим, работы выполнят некачественно, и через два-три года на них снова придется выделять деньги, не успев еще расплатиться с займом по ДКЗ. К чему такие двойные траты? Поэтому строительство в этом году в Павлодарской области проходит под лозунгом качества. И это не просто слова.

В самом начале запуска прог­раммы мы провели большую встречу, открытый диалог с учас­тием всех подрядчиков ДКЗ, а также представителей правоохранительных и надзорных органов. До руководителей строительных компаний довели одну простую, но очень важную мысль: средства ДКЗ – это народные деньги, и тратить их на некачественную работу нет ни у кого никакого морального права. Сразу предупредили подрядчиков, что будем строго контролировать все этапы работ.

– Какие инструменты и механизмы использованы, чтобы этот процесс стал беспрерывным и эффективным?

– Установили трехуровневый контроль качества строительно-монтажных работ. Помимо заказчика и технического надзора, в эту работу была вовлечена общест­венность. Сегодня 21 мониторинговая группа, состоящая из депутатов, гражданских активистов, общественников, регулярно выезжает на закрепленные объекты. Когда с проверкой приходят люди от народа, работа сразу выстраивается по-другому.

Кроме того, запущено мобильное приложение FSMmobileKZ, через которое подрядчик делится графиками строительных работ, этапами исполнения, отчетами, а любой другой пользователь, будь то госслужащий, общественник или житель микрорайона, может сравнить план и реальное положение дел и сообщить о ситуации. Например, в приложении указано, что сегодня на объекте уже должен быть залит фун­дамент, а там только приступили к земляным работам.

Все это легко зафиксировать на фото или видео. Со стороны заказчиков работают диспетчеры, к которым через это приложение стекается вся информация. Такой процесс дополнительно дисциплинирует все стороны.

– Как оцениваете нынешнее положение дел, есть провалы? Может, назовете сектора, которые не вызывают опасений?

– Более 40% всех работ идут в штатном режиме. Еще 30% – с минимальным отставанием, которое легко наверстать. Остальные – в «красной зоне», есть отставания от графика до месяца. Это в основном проекты, касающиеся капитальных ремонтов. Конкурсы на 228 объектов выиграли около 70 подрядчиков, то есть в среднем по три объекта на одну компанию. Не всем хватило ресурсов. Многие переоценили свои силы, хотя 90% предприя­тий – местные. По итогам года хотим составить пулы добросовестных и недобросовестных подрядчиков. Впрочем, система оценки рисков сегодня своевременно помогает нам направить силы туда, где есть сложности. Взять для примера строительство школы в пригородном поселке Жетекши. Как только работы там пошли с отставанием, заказчик стал разбираться, были приняты необходимые меры. Это результат всестороннего контроля.

Радует, что по жилым домам очевидных рисков нет. По дорогам, орошению ситуация также складывается нормально.

– Абылкаир Бактыбае­вич, Вы отметили, что в регионе в реализацию ДКЗ включили проекты по орошению. Чем объясняется эта инициатива?

– Повторюсь, для нас важен долгосрочный эффект от прог­раммы. Например, строительство жилья – это новый актив в экономическом обороте. Новые больничные корпуса – это расширение коллективов и новые постоянные рабочие места. Развитие инфраструктуры орошения означает многократный рост сельскохозяйственного производства. Плюс это и кормовая база, следовательно, перспектива для строительства молочно-товарных ферм. Один проект по орошению приведет в итоге к 20-процентному росту валового регионального продукта в сфере АПК. Кроме того, предполагаемый экономический эффект в определенной степени компенсирует и те 6%, предусмот­ренные в условиях займа.

– А как в составлении пула проектов ДКЗ учитывали запрос населения?

– Все проекты – это и есть ответ на запросы и пожелания граждан. Например, благоустройство внут­риквартальных территорий. По этому направлению предусмот­рен ремонт в 185 дворах городов области, где в числе прочего устанавливают детские площадки, о чем меня регулярно просят жители региона.
Другой массовый запрос – жилье для социально уязвимых групп. Очередь, к сожалению, не слишком быстро движется, поэтому мы подключили ресурсы ДКЗ. На строительство 21 жилищного объекта направлено 11 миллиардов тенге, а это 25,5% от бюджета программы в регионе. В городах и районах планируется сдать именно арендные дома – это в общей сложности 1 100 квартир, которые будут выделены многодетным матерям, сиротам, молодым специа­листам. Число очередников, которые получат квартиры, в этом году выше в 10 раз, чем в прошлом.

– Еще один важный эффект от программы – загрузка предприятий стройиндустрии. Помимо выполнения самих работ, это еще и производство материалов. Область справляется с выполнением требования о 90-процентной доле казах­станского содержания?

– Признаюсь, вначале прог­нозировались риски. В целом производственных мощностей достаточно, но был вопрос в готовности участников процесса быстро взаимодействовать друг с другом и оперативно выдавать нужный объем. Так, была создана рабочая группа, которую возглавляет мой заместитель. Она регулярно следит за цепочками поставок. Задача – выстроить эффективные горизонтальные связи между подрядчиками, субъектами стройиндустрии и другими местными производителями.
«Дорожная карта занятости» стала вызовом для всей стройиндустрии, которая в итоге осталась в плюсе. Например, в регионе только выпуск кирпича увеличился на 130%, кабельно-проводниковой продукции – на 125%. За 7 месяцев объемы стройиндустрии в области выросли в 1,3 раза. Те 90%, прописанные в условиях ДКЗ, полностью обеспечены.

Кирпич, железобетонные изделия, двери, окна, брусчатку, лакокрасочную, кабельную, кровельную, теплоизоляционную продукцию, асфальтовые смеси, трубы – все это выпускают предприятия Павлодарской области. В итоге достигнут прямой мультипликативный эффект: работой обеспечены коллективы, которые могли простаивать из-за карантинных ограничений.

– Как бы Вы оценили ситуацию на рынке труда области в целом? Изменился ли уровень безработицы из-за коронакризиса и карантина?

– Промышленные предприятия работали стабильно, и это положительный фактор для экономического развития региона. Малый и средний бизнес, конечно, пострадал. Безработица в области на начало года была на уровне 4,7%. Сейчас она выросла на 0,1%. Но по нашим прогнозам, если бы не было ДКЗ, показатель достиг бы 6%.
Ситуацию с занятостью отслеживаем ежедневно. На объектах ДКЗ трудоустроены более 11 тысяч человек, из которых свыше 6 тысяч состояли на учете как безработные. Условия программы выполнены. Другой вопрос – насколько качественно. Мы это анализируем. Пытаемся работать не по шаблону, например, переговорили с руководителями вузов и колледжей. Вовлекли около 600 студентов профильных специальностей. Многие из них имели долги по оплате обучения, и сегодня часть из них уже погасила свои задолженности.

По завершении действия ДКЗ планируется сформировать список наиболее отличившихся работников для дальнейшего вовлечения их в различные прог­раммы, чтобы из временной рабочей силы получить качественную и постоянную.

– Это новый подход для области, прежде составлялись списки исключительно работодателей. Абылкаир Бактыбаевич, а есть новинки, которые Вам уже удалось внедрить?

– К нововведениям я отнес бы эскроу-счета, предложенные открыть подрядчикам по проектам стоимостью свыше 100 миллио­нов тенге. Сделано это исключительно для прозрачности и надежности в целевом использовании выделяемых средств. Деньги с таких счетов не списываются бесконтрольно – только после проверки.

Например, подрядчику нужно купить стройматериалы: просто отправить с этого счета деньги поставщику у него не получится. Поставщика сначала проверят контролирующие и фискальные органы, чтобы убедиться, что это реально работающая компания. Все это делается быст­ро, в режиме онлайн, не тормозя работу, зато обеспечивая прозрач­ность.
Заказчик уверен, что выделенные средства идут по назначению. Это своего рода принцип окрашивания бюджетных средств, который можно считать психологическим фактором, стимулирующим подрядчиков исключать любые неправомерные манипуляции с бюджетными средствами. Мера эта добровольная, от которой добросовестные подрядчики ничего не теряют.

Эскроу-счета открыты подрядчиками 75 проектов на 16 миллиардов тенге. По предварительным данным, за 7 месяцев в два раза выросло поступление налогов от строительных компаний. Причина тому не только возросший объем работ, свою роль здесь сыграли и эскроу-счета. В конце года мы тщательно проанализируем этот эффект.
Я убежден, что подобные комп­лексные подходы помогут сформировать новую строительную культуру. В ее основе будут лежать качество, максимальная прозрачность и понимание того, что работы ведутся на народные деньги.

Подобным принципам мы намерены следовать повсеместно, не только в рамках «Дорожной карте занятости». Госпрограмма задает нам вектор, и упустить такую возможность для социально-экономического развития региона просто нельзя.
Автор:
Екатерина Бескорсая
08:00, 31 Августа 2020
0
1037
Подписка

Популярное

Читайте также