Главная страница

Деньги следуют за учеником

Деятельность школы должна быть открытой и прозрачной, и для этого создаются все необходимые условия.
Внедрение в школах подушевого финансирования поможет укрепить материально-техническую базу учебных заведений, избавиться от поборов, а участие в ее жизни общественности, в том числе родительской, сделает деятельность школы более прозрачной, считает руководитель управления образования Астаны Ануар Жангозин.

– Ануар Канатович, в прошедшем учебном году в школах Астаны проводился пилот по внед­рению подушевого финансирования. Видно, он имел успех, раз в нынешнем году все городские государственные школы присоединились к проекту, а вслед за столицей в ближайшие годы последуют и другие регионы?

– Прежде практиковалось сметное финансирование: если директор активный, подает заявки, что называется, выбивает средства под определенные идеи, то школа не испытывает больших проблем. Если такой инициативы нет, то она получает средства только на базовые расходы, а на дополнительные – увы, нет. В таком случае невозможно было строить стратегические планы, потому что не знаешь, как сложится бюджет.

Пилот по подушевому финансированию стартовал в январе 2017 года, в нем были задействованы не только центральные, но и окраинные школы. Директора учебных заведений отчитывались по его итогам, и главный вывод, к которому они пришли: у руководителей появилась возможность четко понимать, какой у них бюджет и, исходя из этого, также четко планировать расходы. В бюджете появились дополнительные средства, и они были направлены на те потребности, обеспечение которых постоянно откладывалось: где-то сделали ремонт, где-то укрепили материально-техническую базу, обновили спортинвентарь, закупили расходные материалы или открыли дополнительные кружки и так далее. Когда конкретно знаешь, какой будет бюджет, что за каждого ученика получишь определенную сумму на год, а у нас это порядка 190–200 тысяч тенге против примерно 160 тысяч выделяемых в прежние годы, тогда и планировать легче. В эту сумму, замечу, входят все базовые статьи расхода: зарплата коллективу, коммунальные расходы, оплата Интернета и так далее. Кроме затрат на питание, подвоз детей, на них мы выделяем средства отдельно.

Сегодня перед нами стоит первоочередная задача до конца года оснастить школы WI-FI, в том числе из средств подушевого финансирования, укомплектовать компьютерами рабочие места учителей. Так как мы перешли на безбумажный режим отчетности и работаем в системе «Кунделік», очень важно оснащение учителей необходимым инструментарием для работы. Ранее педагоги не могли эффективно работать, приходилось днем заполнять бумажные журналы, а вечером и по выходным – электронные, что в корне неправильно. Планируем закупить 1 600 компьютеров – в среднем по 20 на школу и обновить уже устаревшее оборудование.

Мы должны создать комфорт­ные условия для детей, установить питьевые фонтаны в школах, приобрести для учащихся начальных классов шкафчики для хранения учебников, оборудовать STEM-лаборатории. И часть школ смогут в текущем году их закупить на средства, выделенные в рамках подушевого финансирования. Важный компонент – ученики с особыми потребностями. На них подушевой норматив больше, а значит, можно создавать условия для их обучения: оборудовать подъезды к школе, ученические места, прикреплять к детям тьюторов.

Для каждого директора школы, и это теперь очевидно, количество учащихся – один из самых решающих факторов. Будет реализована здоровая конкуренция между учебными заведениями, чтобы ученики не уходили из школы в поисках более лучшего учебного заведения, как это бывает, а оставались.

– Школьники и их родители действительно стараются пойти учиться в ту школу, где дают более крепкие знания, тем более, что теперь нет привязки к ­прописке при выборе места учебы. Не переуплотняются ли теперь школы, и что делать с теми заведениями, что недосчитались учеников, и значит, и недополучат средства?

– Оттока нет пока, и не думаю, что он будет массовым. В любом случае, 80% детей ходят, как правило, в школы, расположенные рядом с местом их проживания, потому что это удобно. Мы сейчас работаем над тем, чтобы выровнять школы, потому что отток связан обычно с тем, что учебное заведение не устраивает по качеству преподавания и школьники готовы ездить в другой район города, лишь бы получить желаемое. Чтобы такого не было, для нас важно выровнять качество преподавания по самым лучшим критериям. Для себя мы ранжировали школы по разным параметрам: учебный, воспитательный процесс, работа с кадрами, хозяйственная деятельность, работа с родителями. И теперь видим, что 40% школ по всем параметрам отвечают высоким требованиям. Но это не означает, что остальные плохие – статус столицы сказывается, и в целом образованию уделяется большое внимание, просто по каким-то параметрам им нужно подтянуться. Что будем делать с ними? Мы присоединяем к одной успешной школе партнерские школы, чтобы школа-лидер оказывала методическую поддержку, делилась собственным опытом. Еще один выход – повышение квалификации учителей, которым сейчас мы активно занимаемся.

Возвращаясь к переполненнос­ти популярных школ, скажу, что в нынешнем учебном году введены в эксплуатацию четыре новых здания школ, но только одна зарегистрирована как юридическое лицо, остальные здания переданы как дополнительные помещения лидирующим школам, куда стремятся дети. Мы никак не можем ограничить число желающих обу­чаться в них, да и неправильно это делать, поэтому даем школам второе здание, чтобы разгрузить основное, дать возможность прив­лекать учащихся, увеличивать бюджет. Таким образом расширили 60-й лицей, 72-ю школу. По такой же схеме будем в дальнейшем развивать детские сады, колледжи, потому что важно использовать опыт успешных организаций, руководителей.

Кроме того, подушевое финансирование позволит размещать государственный заказ в частных школах, что также поможет разгрузить столичные учебные заведения. До недавнего времени в городе насчитывалось 12 частных школ, 8 из которых подали заявки на размещение госзаказа, и в нынешнем году открыты еще 4 частных учебных заведения.

– Думается, что с внед­рением подушевого финансирования не может быть и речи о поборах в школах. Мало того, на помощь учебным заведениям пришли попечительские советы, которые могут привлекать на нужды школьной жизни реализацию интересных идей, средства спонсоров. Но вот какое дело: в завершение предыдущего учебного года довелось увидеть запись одного из заседаний попечительского совета, на котором обсуждался вопрос… по какой сумме будут собирать с родителей, чтобы заполнить пустой пока еще счет совета. Выходит, родители, члены попечительского совета неправильно понимают его предназначение?

– Попечительский совет не вправе собирать деньги с родителей. Этот орган – не аналог родительского комитета, не аналог педагогического совета, потому в его состав и не входят ни учителя школы, ни директор, и он призван способствовать развитию школы не с точки зрения материальной, а концептуальной – то есть выявить, а со стороны всегда виднее, проблемы школы, помочь их решить. В одной из школ, к примеру, в состав совета вошли общественные деятели, бизнесмены. Первые помогли провести исследование и выявили ряд проблемных вопросов, вторые – успешные предприниматели – оборудовали часть кабинетов. Не обязательно путем сбора средств помогать школе, большую часть вопросов можно решить за счет перераспределения бюджета: те же бизнесмены посмотрели и сказали, на каких статьях расходов можете сэкономить или перераспределить деньги, и, как результат, появились дополнительные средства на решение насущных вопросов. Мы видим, что родительские комитеты во многом сами инициируют сбор средств, их никто не просит об этом. Но активность родителей должна быть не в том, чтобы приобретать что-то, а в том, чтобы контролировать, подсказывать, взаимодействовать с руководством школы, попечительским советом.

– Не так давно сос­тоялось совещание с участием руководства Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции, на котором обсуждались вопросы поборов в школах и детских садах и прозвучало предложение ввести обязательное опубликование подробной финансовой отчетности, исключающей возможность нецелевого использования финансовых средств и осуществления коррупционных действий. Значит, проблема на контроле?

– Действительно, в учебных заведениях должны быть официально открыты счета попечительских советов, что обеспечит прозрачность благотворительной помощи. Мы хотим также, чтобы дважды в год директора школ отчитывались по школьному бюджету. Замечу, что руководители организаций образования в рамках проекта АДГСПК подписали документы о персональной ответственности за любые нарушения, которые могут возникнуть в вверенном им учреждении.

– Есть и еще одно новшество – разработан кодекс родителей. Что в нем прописано, и чего вы ожидаете от этого документа?

– Кодекс инициирован совместно с родительской общественностью. Дело в том, что родители знают все о правах, а вот об обязанностях иногда забывают. А первейшие из них – заложить в детях основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности, обращаться с ними как с равными, воспитывать в детях самостоятельность, направлять, давать советы, но при этом считаться с их мнением. Кроме этого, важен для нас вопрос уважительного отношения к учителям. Авторитет педагога нельзя ставить под сомнение, потому актуален пункт кодекса, в котором говорится буквально следующее: «Проявлять уважение к работникам школы, ценить их труд и профессионализм, стремиться к взаимодействию с учителями в предъявлении ребенку единых педагогических требований». К слову, в кодексе мы призываем не инициировать сбор средств, мало того, противодействовать таким случаям.

Кодекс – это своеобразный общественный договор, и нам важно, чтобы родители ознакомились с ним, обсудили его, возможно, скорректировали. И при возникновении спорных ситуаций ссылались бы на кодекс.

У нас разработаны кодексы учителей, учащегося, потому что дети тоже должны знать о правах и обязанностях, то есть добросовестно учиться, соблюдать режим работы школы, заботиться о чести школы, ценить труд учителя и так далее. Мы хотим распределить ответственность всех сторон за ход учебного, воспитательного процессов, причем все положения этих документов согласовываются с действующими в стране законами.
Автор:
Марина Пархоменко
10:20, 4 Октября 2018
0
1425
Подписка

Популярное

Читайте также