Главная страница

Дарига НАЗАРБАЕВА: Реформа не должна превращаться в кампанейщину

Прошедший в Мажилисе Парламента "правительственный час" по вопросам обеспечения школьников учебниками и учебно-методическими комплексами выявил массу проблем и недоработок в системе. Эти и другие вопросы вновь актуализировались в интервью с заместителем председателя Мажилиса Парламента Республики Казахстан, руководителем фракции партии "Нур Отан" в Мажилисе.
– Дарига Нурсултановна, вы часто поднимаете вопросы реформирования отечественного образования. Среди них один из актуальных вопросов – обеспечение и дефицит школьных учебников. Каковы причины сбоев в обеспечении ими? Как, по вашему мнению, Министерство образования и науки должно решать этот вопрос?

– Вопрос своевременного и полного обеспечения учебниками поднимается из года в год, однако его острота не снижается. Сейчас, когда первая учебная четверть на исходе, в отчетах акиматов звучит как достижение, что обеспечено около 97% школьников. А это означает, что 90 тысяч детей были вынуждены покупать учебники за счет родительских средств. Здесь речь идет не просто об искусственно создаваемой проблеме, а о нарушении конституционного права детей на бесплатное образование и в том числе права на получение бесплатных учебников.

К нам, депутатам, постоянно обращаются родители, которые до самого начала учебного года не знают ни школьной программы, ни перечня учебников, ни графика их завоза в школы. В итоге мы каждый год в информационных выпусках новостей видим бесконечные очереди в библиотеках, в магазинах, ажиотаж и недовольство людей. Те, кто не могут себе позволить купить комплект за 20–25 тысяч тенге, вынуждены покупать дешевые ксерокопии, не соответствующие санитарным нормам.

Поэтому депутаты, фактически проделав работу МОНа, скрупулезно разоб­рались во всех вопросах производства и распространения этой литературы.

Самый большой недостаток админист­ративных реформ заключается в так называемой децентрализации управления, при которой никто ни за что не отвечает. Ситуация с учебниками обнажает эту проблему как нельзя ярче.

Весь процесс разработки, производства и распространения разделен на следую­щие уровни ответственности: МОН утверждает перечень разрешенных к использованию учебников, издательства разрабатывают, издают и тиражируют, МИО определяет потребности школ в количестве литературы, финансирует закуп и доставляет до школ.

Сбой происходит практически на всех уровнях. МОН издает приказ о перечне литературы в мае–июне. Перечень пересматривается ежегодно (!). Различные бюрократические процедуры, такие, как госзакуп и прочее, требуют времени. Ни издательства, ни акиматы не успевают, срываются все сроки. Конкурсные процедуры не отработаны, правила размыты – побеждают те, кто предложил наименьшую цену. Погоня за дешевизной в итоге дорого обходится государству. Заказ на доставку учебников получают сомнительные компании, не имеющие ни опыта, ни ресурсов для работы.

Сложилась практика недофинансирования заказа учебников акиматами. Объе­мы заказов не соответствуют реальным потребностям школ в учебниках. Помимо этого не учитываются такие факторы, как миграция, прирост населения, физический износ учебников.

Отсутствует методика расчета потребности и не определена периодичность обновления библиотечных фондов школ. Нет учета, нет централизованной статистики. Министерство не располагает общими сводными данными. Четких правил нет, спросить не с кого и не за что. Потому чиновники и отделываются за свои безобразия каждый раз легким испугом. А родители вынуждены добывать учебники в длинных очередях в магазинах и на рынках, выкладывая немалые средства из своих скромных семейных бюджетов.

Кроме того, объемы заказа, которые должны одолеть все участники процесса, очень велики. У нас действует порочная практика так называемых альтернативных учебников – это когда по одному и тому же предмету одного класса издается до пяти учебников. С точки зрения интересов учебного процесса эффективность этой системы равна нулю. Но бюджетные деньги при этом "осваиваются" огромные. Подумайте только, о каких цифрах может идти речь, когда в стране более 2,6 миллиона учеников школ. А в перечне обязательной учебной литературы 1 192 наименования учебников, стоимость каждого из которых равна в среднем 500–1 000 тенге. Если учесть, что в среднем комплект в разных классах варьируется от 13 до 18 учебников, то, естественно, цена на них также колеблется от 11 до 13 тысяч тенге. Это только по себестоимости издательств, а в рыночной среде эта цифра удваивается или утраивается.

Депутаты говорят о том, что на уровне государственного минимального социального стандарта необходимо оставить финансирование из бюджета одного обязательного учебника по одному предмету одного класса. Остальные, так называемые альтернативные, надо оставить как факультативные, по желанию учителей или учеников. И издаваться они должны на внебюджетные средства и быть доступны в библиотеках либо в специализированных магазинах.

– Какие компетенции должны быть у МОНа в отношении учебников? Нужно ли ужесточать ответственность тех, кто, отвечая за своевременное обеспечение школьников литературой, не справляется с задачей?

– Мы видим системные сбои на всех стадиях работы государственных органов.

Депутаты требуют, чтобы МОН взял контроль над отраслью в свои руки, а не ссылался на акиматы. Требует пересмотра вся нормативно-правовая база системы образования. В кратчайший срок нужно утвердить единые для всех регионов стандарты, методики и нормы и ввести жесткий контроль за их соблюдением на местах, а также установить персональную ответственность исполнителей. Нерадивые чиновники должны терять работу, а не отделываться выговорами. Необходимо предусмотреть механизм, позволяющий отраслевому министерству влиять на расстановку кадров в регионах.

Необходимо также пересмотреть перио­дичность обновления учебных программ и график работы по изданию и доставке учебников. Учебники на новый учебный год должны быть доставлены в школы в полном объеме не позднее 1 июня.

Нельзя доверять доставку учебников местным органам. Практика показывает, что они не справляются с этой задачей. Доставку обязаны осуществлять либо сами издательства, либо единый оператор, имеющий разветвленную систему доставки. Это – "Казпочта".

– Следует ли доверять издательствам разработку учебников?

– Есть и у учителей, и у родителей, и у учеников, и у ученых много нареканий по поводу качества учебников. Дискуссия на эту тему не прекращается на протяжении многих лет. Разработка учебников поручена издательствам, которые не готовы щедро платить за их качество. Затем их разработки проходят экспертизу в МОНе, а затем государство финансирует тиражи и ежегодно платит кругленькую сумму издательствам за "авторские права".

Есть подозрение, что элементарные и самые вопиющие ошибки в учебниках допускаются преднамеренно, с тем чтобы иметь возможность их переиздавать многократно. За счет государственной казны, конечно... Не было еще ни одного случая, когда именно издательства несли ответственность за ошибки и за урон, который они наносят казне.

Вся эта система неэффективна для государства, непрозрачна и коррумпирована. Вот почему депутаты уже на протяжении ряда лет не могут добиться реформирования этой сферы. Слишком велика цена вопроса, и много желающих продлить этот "праздник жизни" как можно дольше.

Мы убеждены, что нельзя доверять содержание учебников конкурентной рыночной среде. Ведь речь идет об идеологии, о мировоззрении наших граждан, о том базовом багаже знаний, который получают казахстанцы на всю жизнь. Такую задачу может осилить только государство в лице МОНа. В его структуре есть Академия образования имени И. Алтынсарина. Академия должна собрать лучшие умы из научной и педагогической среды и поставить перед ними эту задачу. Мы – за государственную монополию в этой сфере!

За издательствами нужно оставить тиражирование и распространение. Мажилис обязательно еще и еще раз будет поднимать эти вопросы, пока не наметится сдвиг в лучшую сторону. Дискуссия по качеству учебной литературы уже есть в наших планах. И не только школьной – нам еще предстоит обсудить качество учебной литературы в системе профессионально-технического и высшего образования.

– Дарига Нурсултановна, в последнее время из-за действий министров-реформаторов казахстанские школы превратились в экспериментальные площадки. Например, глава МОНа Аслан Саринжипов полагает, что детям следует с 6 лет ходить в школу. Хотелось бы узнать, вы "за" или "против" таких новшеств?

– В образовательном процессе все реформы должны быть апробированы, научно доказаны и обоснованы. Ученые-физиологи и гигиенисты говорят о том, что 6-летние дети существенно отличаются от 7-летних. Интенсивное развитие организма делает 6-летнего ребенка очень чувствительным к различным неблагоприятным влияниям, нередко приводит к изменениям в организме, повышающим риск заболеваний. Поэтому организация учебно-воспитательного процесса при обучении 6-летних имеет особенности. Все эти факторы надо учитывать и просчитывать. Не стоит вносить изменения в законодательство, пока нет комплексной экспертной медико-санитарной, правовой, экономической экспертизы.

Реформа не должна превращаться в очередную кампанейщину. Ни одна реформа в образовании не доведена до конца, и никто не понес ответственность за бездумно и неэффективно потраченные средства.

Рекомендация – это латинское слово, означающее "благоприятный отзыв, совет". Рекомендации депутатов Парламента Правительство понимает именно на латинский манер. А рекомендации многочисленных международных организаций, далеких от наших реалий и не очень-то спешащих узнать нас получше, воспринимает как обязательство, как указание, которое надо исполнить, невзирая ни на что. Это для нас – большая загадка...

Сегодня в мире отношение к требованиям Болонской конвенции неоднозначное. В современном мире все меняется довольно быстро: что было хорошо вчера – сегодня не работает. Старение населения и нехватка рабочих рук заставляют многие страны по-новому взглянуть на ситуацию со средним образованием. Мы слышим разговоры о возможном сокращении срока учебы в средней школе.

Но мы по инерции все еще идеализируем то, что уже становится неактуальным. Поэтому, на наш взгляд, торопиться сейчас в данном вопросе не стоит. У нас и с 11-леткой пока не все благополучно. У нас все еще дефицит квалифицированных педагогических кадров, ученических мест. Плохо с материально-техническим снабжением школ, качеством обучения. Около 40% детей все еще сидят за партами в малокомплектных школах, получая символическое образование. Доступ к Интернету и к получению электронных знаний все еще невозможен для большинства наших школ. Эти проблемы должно решать министерство на данном этапе.

Введение 12-летки означает увеличение числа ученических мест в школах и числа учителей, разработку дополнительной программы и учебно-методической литературы и так далее. Это ведет к дополнительным ощутимым расходам с весьма смутным результатом.

Сейчас много говорят о кризисе, экономических проблемах, снижении цены на нефть и о возможном сокращении расходов. Несмотря на это, мы убеждены, что экономия на образовании и здоровье граждан недопустима. Но это вовсе не означает, что нужно этим злоупотреблять и бездумно расходовать народные деньги.
Автор:
Ербол ТИШКАМБАЕВ
00:03, 25 Октября 2014
4
540
Подписка

Популярное

Читайте также

Комментарии

  • 26 Октября 2014 18:37 appolinarij Ответить
    Очень интересны рассуждения г-жи Назарбаевой о ситуации, складывающейся в системе образования РК. Меня, как педагога высшей школы, как автора, как эксперта первых казахстанских учебников для начальной школы, больше всего волнует проблема учебников. И, в первую очередь, проблема их качества. К сожалению, с самого начала (а это уже более 20 лет!!!) говорим об этом, но ситуация не меняется к лучшему. А все потому, что у нас как раз нет альтернативных учебников. Все это время, начиная с "поколения новых учебников", не изменились авторы, не изменилась их концепция, не изменилось их содержание. Этого и не могло случиться по понятным причинам. Многие ошибки так и живут в учебниках все эти годы. И разрабатывала их Академия наша. Эта ситуация не изменится до тех пор, пока не появится альтернатива, пока не заработают новые авторские коллективы, пока, действительно, будет создан прецедент выбора учебников на конкурсной основе. Да и почему только один комплект должен иметь свое существование? Реализация государственного стандарта может происходить на альтернативной основе, как это имеет место в других странах. Например в России ФГОС реализуется 13 альтернативными комплектами учебников и регионы выбирают тот комплект, которому они доверяют. И ведь по содержанию, по концептуальным подходам реализации стандарта образования они интересны. Работают достаточно большие авторские коллективы именно совместно с издательствами. Сегодня издательства вполне способны отработать с авторскими коллективами все эти вопросы и отслеживать результативность работы своей продукции. И это будет намного эффективнее, т.к. издательства заинтересованы в реальном качестве и эффективности своей продукции. возможно, не все согласятся с этим, но думается, что только здоровое соревнование на этом направлении работы, будет способствовать появлению новых авторских коллективов, новых концепций по созданию учебников и высоких результатов в достижениях наших детей. И такой опыт был. Достаточно вспомнить нулевые, когда запускались УМК по предшкольной подготовке. Необходимо создать здоровую конкуренцию между авторскими коллективами по созданию учебно-методического обеспечения образовательных стандартов всех ступеней обучения. И здесь издательствам, как говорят, "и карты в руки". Только МОН, только один комплект учебников, только одно издательство не позволят решить те проблемы, которые сложились на сегодня в нашей системе образования. Это может дать толчок коррупции, ведь везде люди работают... По поводу педагогических кадров: до тех пор пока педагогов и учителей будут готовить на платной основе, а это сумма 440 000 тенге в год (с каждым годом она растет), мы будем только терять. же через 3-5 лет в школах не останется учителей, как сегодня нет квалифицированных педагогов в детских садах. Сегодня педагоги высшей школы работают в холостую: в группах от 1 до 5-8 (в лучшем случае) студентов. Половина из них не пойдут работать по специальности. Очень простая арифметика и, в тоже время, очень сложная проблема.
  • 30 Октября 2014 12:28 Калашникова Тамара Ответить
    Уважаемая госпожа Дарига Нурсултановна! Меня, как и многих, вероятно, коллег из области образования, не могло оставить равнодушной Ваше недавнее выступление на Мажилисе Парламента Республики Казахстан, затронувшее различные и достаточно актуальные проблемы качества казахстанских учебников. Мне хочется верить, что ВЫ выслушаете мое мнение, как педагога, имеющего 40 летний стаж в системе дошкольного-начального образования, проработавшей более 25 лет в системе повышения квалификации Костанайской области в качестве заведующей кабинетом, а затем - завкафедрой. Имею звание «Почетный работник Республики Казахстан» и медаль им. И. Алтынсарина. В составе ученых и практиков разрабатывала стандарты и образовательные программы , другие методические разработки. Ныне пенсионер. Да, я, как и многие сверстники 50-60 годов, да и 70 тоже - учились в Советском Союзе по единым учебникам. Качественные они были или некачественные - никто об этом не знал. Во-первых, им не было альтернативы, а во-вторых, разработкой этих учебников занимался огромный научно-методологический, практический центр под названием «Российская академия образования» - РАН, в составе которой работали ученые и практики с мировыми именами. Данные учебники как некие законы, не подлежали никогда никаким дискуссиям. Я вспоминаю начало своей работы в школе, когда отступление от какой-либо методики, плана налево или направо - сродни было «расстрелу». Какое творчество? Знания+ знания+ знания, как завещал великий Ленин. С той поры прошло полвека - это рывок в новое информационное пространство, которым сегодня дышут, и в котором живут наши дети. Произошла огромная революция в информационном сознании молодого и старого поколений. У нас образовалось демократическое государство, прерогативой которого является предоставление свободы выбора во всем. Но эта свобода имеет свои плюсы и минусы, особенно когда касается ученика, ребенка, будущего нашего государства или выбора учебника, по которому лучше всего воспитывать и обучать детей. Во все времена школьные учебники являлись неотъемлемой частью образовательного процесса. Их качество, как и качество дидактических материалов во многом определяется научной и педагогической квалификацией автора. Хорошие учебники могут быть созданы только талантливыми педагогами, специалистами, активно работающими в данной области того или иного предмета, понимающие, что нужно дать учащимся для понимания основ их наук, и как педагоги, способные показать просто и наглядно, как это сделать. И у нас сегодня в издательствах появились такие авторы. Уважаемая Дарига Нурсултановна! Сегодняшним педагогам, многие из которые прошли уровневые курсы в рамках программы «НИШ», совершенно не хочется возвращаться в прошлый век и восхищаться одним-разъединственным учебником по предметам! Да еще попасть под патронат Национальной Академиии образования РК! Вы разве не знаете, что именно эта Академия в течение 12 лет так «удачно» провела эксперимент и по учебникам, и по программам, и экспериментальным школам, и по мониторингу, так что до сих все не поняли, что это было. Если до сих пор АКАДЕМИЕЙ не определена современная методологическая база казахстанского образования, ключевые приоритеты, и наши академики весьма туманно представляют, что нужно нашим детям, то как можно отдать под их контроль учебники? Коль в столь важном учреждении нет базовых идей и понятий, конечно рынок будет активно действовать. Если ранее на наших курсах я с сожалением говорила своим слушателям, что не наступило у нас в Казахстане еще время выбора разной учебной продукции, как, например, в России или в странах ОЭСР, то спустя время, я с гордостью сообщала, сколько у нас сейчас качественного, полиграфически красивого и интересного учебного материала, умей только анализировать, выбирать, пользоваться! Каких только нет разработок, рекомендаций и учебников в нашем пространстве! Но есть некоторые «но»… 1- учебник должен отвечать запросам времени. (см.в перечне, время многих учебников давно ушло, но их продолжают рекомендовать к действию) 2- учебник должен быть написан на основе четкой научной концепции ( а кем она определяется?) 3- учебник должен соответствовать государственным образовательным стандартам (а наши ГОСО то в проекте, то в разработке) 4- учебники включать в перечень рекомендуемых МОН РК только на основании положительных экспертных заключений 5- в перечень рекомендуемых учебников включать учебники, имеющие завершенную предметную линию, т.е. выполненные на единой методологической основе, в единой последовательности и обеспечивать преемственность изучения учебного предмета или предметной области на соответствующем уровне общего образования. (а что у нас? ) 6- каждый учебник должен сопровождаться учебными изданиями по методике преподавания, что позволит педагогу делать более сознательный анализ учебника и качественно готовиться к урокам. Что касается Экспертизы учебников, то их должны осуществлять не менее 3-х организаций, уполномоченных органами власти субъектов РК. 7- должны быть определены критерии «хорошего « учебника. Сегодня в нашей стране рынок учебников открыт и свободен. За выбор учебников должны отвечать школы и учителя, а не чиновники, лоббирующие интересы того или иного издательства. Защитой против плохого качества учебных книг считается профессионализм учителя. В отдельных случаях, когда выяснится, что учебник противоречит Конституции, законам страны, Декларации прав человека, органы власти должны предпринимать соответствующие меры. Я, как практик, считаю, что авторы учебников должны быть практикующими педагогами. Методологической основой написания хорошего учебника принято считать дискуссии между научными и педагогическими подходами И в заключение хочу сказать, что современный учитель в условиях информационного общества все больше становится организатором познавательной деятельности учащихся. Наши ученики пока еще доверяют своим учителям в качестве носителя определенной информации. И хорошие учебники - это синтез объективных критериев качества и субъективного педагогического и ученического опыта восприятия данной книги, это разработка индивидуальных учебных пособий, включающих подходящий для каждой темы материал, отвечающий индивидуальным потребностям учеников. Этот материал, ориентированный на запросы конкретных учащихся, обязательно будет востребован на рынке услуг продвинутого издательства. Говоря о качестве учебников и монополизации издательств на учебники, почему-то тема ответственности самого МОН РК за происходящие процессы уходит в тень. Когда подписываются приказы об обязательном перечне учебников, отсматривают ли профессионалы эти списки, с целью избежания намозоливших и ненужных учебников, проходящих в списке? Почему до сих пор нет в перечне МОН РК учебников для педагогических вузов и колледжей? Сейчас всем миром надо заниматься качеством подготовки будущих педагогов. И концепции здесь не помогут. Надо говорить со студентами. Студенты, будущие учителя начальной школы, предметники, дошколы до сих пор копируют из интернета непонятные образовательные источники, а от МОН РК ни привета, ни ответа. Все в бороне, а они одни - в стороне. Издательствам поклониться надо, что они показали всему миру научно-педагогический потенциал образования Казахстана. Ну, а издержки? Были и будут, пока не упорядочится сама система разработки и экспертизы учебников. Вот тогда и отпадут ненужные разные учебники, и уйдут в сторону сомнительные кампании по их разработке.
  • 31 Октября 2014 17:49 Бейсенбаева Умит Ответить
    Кто должен писать учебники?Должен ли Казахстан отказаться от нескольких учебников в пользу единственного обязательного учебника? Это ключевые и критически важные вопросы с точки зрения развития страны в русле современного образования. Понятно, в условиях когда действует только одна унифицированная школьная программа- учебник может быть только один. Но школы Казахстана разные. Это гимназии, лицеи, школы для одаренных детей. В общеобразовательных школах есть классы с углубленным изучением различных предметов. Старшая школа (10-11 классы) работает по двум направлениям: гуманитарное и естественно-математическое. Более того, Типовые учебные планы предусматривают вариативность казахстанской школы. Закон "Об образовании" позволяет разрабатывать не только общебразовательные, но и экспериментальные, интегрированные программы, программы для углубленного изучения наук, соответственно должны быть и разные учебники. Вариативность - это выбор. Поэтому любой учитель должен иметь возможность выбрать то, что, по его мнению, является более качественным учебником. А единый учебник, мне кажется, обязательно задаст слишком жесткие рамки для учителя. Единый обязательный учебник - это диктат и несвободный выбор. Свобода должна оставаться – как в выборе учебных пособий, так и в остальном (свобода СМИ, Интернет, многопартийность и т.д.). Это принципы нашего демократического государства. Не хотелось бы возвращаться в советский идеологический инкубатор, когда "спускали сверху" строгие директивы». У детей разные возможности: психические, интеллектуальные, ко многим нужен особый подход, и учителя, используя различные учебники, смогут добиться оптимального эффекта. Тем более, что принципы, заложенные в новом подходе к образованию – это учет индивидуальных особенностей каждого ребенка, это переход от передачи знаний к умению самостоятельно обучаться на протяжении всей жизни. Поэтому со стороны МОН РК необходима выработка единой теоретической концепции преподавания предметов. И надо отдать должное министерству, в новых стандартах начальной школы 12-летнего образования - такая концепция хорошо прописана в виде четкой интеграции предметов. Для нашей молодой страны всегда было непросто создавать совершенно новые учебники. Да, хотелось бы сейчас и сразу, но так не бывает. За эти годы накоплен большой позитивный опыт, созданы ряд крупных издательств, появились хорошие авторы, а ведь автор, который пишет четвертый учебник, наверняка напишет его лучше, чем первый... Нельзя все это рушить. Лучшее из имеющегося надо сохранить и усилить. Сегодня все мы ищем связь между обязательным учебником и уровнем образования. Но надо быть реалистами и мы не можем тешить себя иллюзиями: единый обязательный учебник не приведет к скачку в академических показателях. В мире существует прямая причинно-следственная связь между возможностью выбора, конкуренцией и уровнем образования, при этом эта связь сильно зависит от уровня учителя, социальной защиты и статуса учительства. Сегодня для нашей страны - это самый главный вопрос. Пока мы, будем платить учителям 70 - 90 тысяч тенге, а воспитателям детских садов - 40-70 тысяч, не будет качественного роста. А ведь это люди, которым мы доверили наших детей и именно они выводят их в большую жизнь. Поэтому учитель и воспитатель в среднем должен получать хотя бы - 200-300 тысяч тенге. Тогда будет поступательное движение, будет вектор: в педвузы осознанно придет мотивированный студент, который будет работать в школе, выдержит все трудности адаптации и не уйдет из школы (а сегодня в педвузах - студенты, те кто получил самые низкие баллы при поступлении), учитель будет дорожить своим рабочим местом, в школу придут учителя-мужчины, без профессионального выгорания учителя будут более восприимчивы к инновациям, поиску и исследованиям, учителя и дети будут продуцировать новые знания. Будет осмысленное и результативное школьное образование. А вектор учебного книгоиздания уже определен в ГПРО2011-2020, ЗРК «Об образовании», Национальном плане действий по развитию функциональной грамотности школьников. Это разные вариативные казахстанские учебники, их хорошая многоуровневая экспертиза, конкурсный подбор и отбор авторов, их обучение и повышение квалификации с учетом зарубежного опыта, постоянный мониторинг качества учебников ( тесная связь с практиками и школами) здоровая и прозрачная конкуренция издательств и авторов, грамотный единый процесс разработки и издания учебников в конкурентной среде. Сегодня все крупные издательства Казахстана на этом очень сложном, но правильном, с точки зрения лучшего мирового опыта, пути. Бейсенбаева Умит Мукановна, Заслуженный деятель Республики Казахстан, ныне пенсионер- более 40 лет проработавшая в системе книгоиздания, полиграфии и книжной торговли
  • 31 Октября 2014 21:53 Рустам Заббаров Ответить
    По поводу учебников для школ вопрос подымается та таком высоком уровне, а что нас чет УМК для средне специальных образовательных учреждений. Видели бы вы их качество и содержание, вообще не понятно для кого составлены.