Живописная поэма о Наурызе Свежий выпуск 27 марта 2020 г. 10:42 2645 Раушан Шулембаева Жаждущие победыВздыбленная земля под копытами сильных коней, всадники в яростных позах из-за неистовой борьбы за тушу козла – таким предстает на полотне Канафии Тельжанова кокпар – древняя конная игра кочевников. Состязание – неотъемлемая часть казахской национальной традиции празднования Наурыза. Для мужчин это было возможностью показать свои ловкость и умение управлять конем, смелость, доблесть и отвагу.Канафия Тельжанов трактовал этот сюжет оптимистически и изобразил игроков почти в натуральную величину, чтобы позволить зрителю почувствовать себя непосредственным участником происходящего действия. Где-то художник сознательно ломал академические ракурсы построения композиции ради одной цели – повышения идейной и художественной выразительности полотна.Благодаря этому словно вживую ощущаешь момент апогея игры. Общее напряжение настолько охватывает всех участников состязания, что у центрального игрока, завладевшего главным призом – тушей козла, из рук вдруг вылетает камча. Без сомнения, Канафия Тельжанов в этой картине предстает как виртуозный мастер живописи и прекрасный колорист, великолепно передавая экспрессивность, азарт кокпара.Народный художник СССР и Казахстана, заслуженный деятель искусств и лауреат Государственной премии Казахской ССР Канафия Тельжанов творил в советское время, когда встреча восточного Нового года – Наурыза находилась под запретом. Тем не менее свое монументальное произведение «Кокпар» художник посвятил именно национальной спортивной игре, традиционно украшавшей праздник.После долгой зимы в аулах с особым нетерпением ожидали кокпара. Степь, нежная трава, алые маки, разгоряченные весенним солнцем кони, всадники, жаждущие победы, – все это зримые приметы Наурыза на картине Канафии Тельжанова, повествующей об истории народа и традициях, порожденных древним праздником зарождения весны.– С именем Канафии Тельжанова часто сочетается эпитет «первый», – рассказывает ученый секретарь Музея искусств им. А. Кастеева кандидат искусствоведения Катерина Резникова. – Он стал первым профессиональным художником Казахстана, получив академическое образование за пределами страны. Он также был первым директором Государственного музея искусств, когда музей в 1976 году переехал в свое нынешнее здание. Кроме того, художник – один из первых среди казахстанских живописцев, чье произведение в начале 50-х приобрела Третьяковская галерея в Москве.Творчество Тельжанова современный зритель, возможно, воспринимает немного по-другому. Изменились время, эпоха, но тем не менее актуальность его картин нисколько не теряется. Характерный пример тому – полотно «Кокпар».В предвкушении праздникаДругая картина из фондов музея – «Весенний праздник в совхозе Картакульский» – хотя и не отсылает напрямую к символам Наурыза, но так же, как и «Кокпар», полна весенних мотивов, «соков» пробуждающейся после зимней спячки земли.Радостная ребятня, изображенная на полотне, вполне возможно, и не слышала на уроках истории о празднике Наурыз, так как картина была написана в советские годы. Но их настроение пропитано наслаждением от наступившей весны и предвкушением праздника.– «Весенний праздник в совхозе Картакульский» – это совместная композиция двух замечательных казахстанских мастеров – Анатолия Мотузко и Юрия Попова, – продолжает Катерина Резникова. – Для нее характерны признаки монументальной живописи. Художники объединили в своей картине разные персонажи и разные жанры, потому что здесь есть и пейзаж, и элементы натюрморта. При этом мастера, изображая сцену народного празднества, фокусируют внимание именно на зрителях, слушающих выступление музыкального коллектива. Интрига в том, что музыканты «оставлены» за пределами полотна.Получается, для художников наиболее важным было сосредоточиться на своих героях, на их восприятии концерта, музыкантов, чувстве любопытства и радости. И вот это состояние восторга и единения, без которого невозможно представить никакой праздник, стало главной идеей красочного, жизнеутверждающего весеннего произведения.Кисти другого талантливого мастера – Айши Галимбаевой, которую называют основательницей казахского натюрморта, принадлежит произведение «Дастархан», описывающее, по сути, кулинарные традиции Наурыза.Художница возвысила жанр натюрморта до волшебной идеалистической картины, воспевающей казахский традиционный быт. Она была великолепным живописцем, вдумчиво раскрывавшим национальную тематику. Своей картиной художница словно утверждала: именно женщина создает неповторимую атмосферу дома, куда так хочется возвращаться и вместе с родными людьми встречать праздник.Именно прекрасная половина аула готовила к празднику домашний очаг. Айша Галимбаева невероятно «вкусно» описала баурсаки, хворост, фрукты, кусочки сахара. Здесь же – деревянный двучашный ожау – половник, приготовленный заботливыми руками для кумыса прекрасный керамический кувшин, наполненный хозяйкой прохладным напитком. И красивые войлочные подушечки с традиционными узорами, ожидающие гостей…Важен антуражКартина Салихитдина Айтбаева «Гость приехал» описывает казахский аул, законы гостеприимства, которые особенно ярко проявлялись в дни Наурыза. Поскольку считалось, что чем больше гостей побывает в доме, тем большее изобилие наступит в новом году.Главные герои картины – это и сидящие, и лежащие на расстеленном ковре гости, с удовольствием пробующие кумыс. Один из людей, судя по всему – хозяин юрты, в легком поклоне жестом приглашает присоединиться к трапезе только что спешившегося с коня нового гостя.Здесь важен не только основной сюжет, который разворачивается на переднем плане картины, но и антураж, наполненный знаками и символами национального характера и быта. Это женщина, доящая кобылицу вдали, и резвящиеся на степных просторах кони, и фрагмент юрты как главного жилища степняка, воплотившего в себе уют и гармонию кочевой жизни. По сути, картина – признание в любви к народу и родной земле.В 1950–60-х годах общественный климат, по словам Катерины Резниковой, активно влиял на творческую атмосферу, ломая привычные нормы и стереотипы.Салихитдин Айтбаев был лидером нового поколения художников Казахстана, для которых нравственный рост, поиски национальной идентичности стали основой мощного выплеска творческой энергии. Художник обладал смелостью нового живописного языка с опорой на традиционную народную культуру, что как раз ощущается в его работе «Гость приехал».Отдельного внимания заслуживает произведение выдающегося казахстанского графика, народного художника Казахской ССР Евгения Сидоркина. Один из его графических листов посвящен байге – национальному спортивному состязанию, которое всегда украшает весенний праздник.Евгений Матвеевич создал целую серию, посвященную национальным казахским спортивным играм. Все игроки «Байги» охвачены общим порывом и стремлением к победе, которые мастер передал в едином ритме и сердцебиении героев, а также в невероятной динамике и напряжении, присущих этой народной спортивной игре. Здесь блестяще проявился дар Евгения Сидоркина не только как великолепного мастера композиции рисовальщика, но и мастера печатной графики. «Байгу» он создал в технике автолитографии, то есть авторской печати с камня.Катерина Резникова сообщила, что графический лист «Байга» использовался в качестве главного изображения на большой зарубежной выставке, организованной Музеем искусств им. А. Кастеева в Венеции в 2019 году. Именно «Байга» в те дни стала наиболее узнаваемым образом Казахстана для западноевропейского зрителя.Живопись мастеров, чье творчество составило золотое наследие изобразительного искусства Казахстана, характеризуется особенным оптимистическим, светлым началом. Не исключение и картина следующего героя нашего разговора – Камила Шаяхметова. Его работа «На той чабанов» также насыщена радостным весенним настроением. На полотне изображена зеленеющая степь, залитая еще нежным, не обжигающим солнцем, на переднем плане – группа всадников, нарядно одетых и веселых. Кто-то играет на домбре, женщины впереди себя усадили детей. Все они, жители аула, устремлены вперед в предвкушении счастья и веселого тоя. И невозможно не поддаться этому невероятно светлому настроению, которым наполнена картина. Тому жизнеутверждающему началу, объединяющему произведения блестящих художников минувшего XX века.
13 апреля 2024 г. 12:00 Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
13 апреля 2024 г. 16:30 Восстановлено электроснабжение в крупных населенных пунктах Костанайской области
13 апреля 2024 г. 11:00 Около 7 тыс. голов сельскохозяйственных животных погибло в результате паводков
13 апреля 2024 г. 12:30 Почти на 600 млн тенге оштрафован Национальный центр экспертизы и сертификации
22 марта 2024 г. 4:00 Архивные кинопленки и фотографии рассказывают о том, как возрождался великий праздник
22 марта 2024 г. 0:00 Двадцать лет назад Айгуль Жансерикова шагнула не только в мир войлока, но и в креативную индустрию
22 марта 2024 г. 13:11 Наурыз-коже, ярмарка и много призов: в Астане с размахом отмечают весенний праздник
23 марта 2024 г. 0:22 Токаев: Казахстан решительно осуждает террористический акт против мирных граждан в Москве