Свежий выпуск

Живописная поэма о Наурызе

Национальная тема в искусстве вечна. Она вдохновляла замечательных мастеров живописи, чьи произведения находятся в собрании Государственного музея искусств РК им. А. Кастеева. Художники воспевали народную культуру и древние традиции, которые особенно ярко проявлялись в дни празднования возрождения природы и обновления жизни.

Жаждущие победы

Вздыбленная земля под копытами сильных коней, всадники в яростных позах из-за неистовой борьбы за тушу козла – таким предстает на полотне Канафии Тельжанова кокпар – древняя конная игра кочевников. Состя­зание – неотъемлемая часть казахской национальной традиции празднования Наурыза. Для мужчин это было возможностью показать свои ловкость и умение управлять конем, смелость, доб­лесть и отвагу.

Канафия Тельжанов трактовал этот сюжет оптимистически и изобразил игроков почти в натуральную величину, чтобы позволить зрителю почувствовать себя непосредственным участником происходящего действия. Где-то художник сознательно ломал академические ракурсы построения композиции ради одной цели – повышения идейной и художественной выразительности полотна.

Благодаря этому словно вживую ощущаешь момент апогея игры. Общее напряжение настолько охватывает всех участников сос­тязания, что у цент­рального игрока, завладевшего главным призом – тушей козла, из рук вдруг вылетает камча. Без сомнения, Канафия Тельжанов в этой картине предстает как виртуозный мастер живописи и прекрасный колорист, великолепно передавая экспрессивность, азарт кокпара.

Народный художник СССР и Казахстана, заслуженный деятель искусств и лауреат Государственной премии Казахской ССР Канафия Тельжанов творил в советское время, когда встреча восточного Нового года – Наурыза находилась под запретом. Тем не менее свое монументальное произведение «Кокпар» художник посвятил именно национальной спортивной игре, традиционно украшавшей праздник.

После долгой зимы в аулах с особым нетерпением ожидали кокпара. Степь, нежная трава, алые маки, разгоряченные весенним солнцем кони, всадники, жаж­дущие победы, – все это зримые приметы Наурыза на картине Канафии Тельжанова, повествую­щей об истории народа и традициях, порожденных древним праздником зарождения весны.

– С именем Канафии Тельжанова часто сочетается эпитет «первый», – рассказывает ученый секретарь Музея искусств им. А. Кастеева кандидат искусствоведения Катерина Резникова. – Он стал первым профессиональным художником Казахстана, получив академическое образование за пределами страны. Он также был первым директором Государственного музея искусств, когда музей в 1976 году переехал в свое нынешнее здание. Кроме того, художник – один из первых среди казахстанских живописцев, чье произведение в начале 50-х приобрела Третьяковская галерея в Москве.

Творчество Тельжанова современный зритель, возможно, воспринимает немного по-другому. Изменились время, эпоха, но тем не менее актуальность его картин нисколько не теряется. Характерный пример тому – полотно «Кокпар».

В предвкушении праздника

Другая картина из фондов музея – «Весенний праздник в совхозе Картакульский» – хотя и не отсылает напрямую к символам Наурыза, но так же, как и «Кокпар», полна весенних мотивов, «соков» пробуждающейся после зимней спячки земли.

Радостная ребятня, изображенная на полотне, вполне возможно, и не слышала на уроках истории о празднике Наурыз, так как картина была написана в советские годы. Но их настрое­ние пропитано наслаждением от наступившей весны и предвкушением праздника.

– «Весенний праздник в совхозе Картакульский» – это совместная композиция двух замечательных казахстанских мастеров – Анатолия Мотузко и Юрия Попова, – продолжает Катерина Резникова. – Для нее характерны признаки монументальной живописи. Художники объединили в своей картине разные персонажи и разные жанры, потому что здесь есть и пейзаж, и элементы натюрморта. При этом мастера, изображая сцену народного празднества, фокусируют внимание именно на зрителях, слушающих выступление музыкального коллектива. Интрига в том, что музыканты «оставлены» за пределами полотна.

Получается, для художников наиболее важным было сосредоточиться на своих героях, на их восприятии концерта, музыкантов, чувстве любопытства и радости. И вот это состояние восторга и единения, без которого невозможно представить никакой праздник, стало главной идеей красочного, жизнеутверждающего весеннего произведения.

Кисти другого талантливого мастера – Айши Галимбаевой, которую называют основательницей казахского натюрморта, принадлежит произведение «Дас­тархан», описывающее, по сути, кулинарные традиции Наурыза.

Художница возвысила жанр натюрморта до волшебной идеалистической картины, воспеваю­щей казахский традиционный быт. Она была великолепным живописцем, вдумчиво раскрывавшим национальную тематику. Своей картиной художница словно утверждала: именно женщина создает неповторимую атмосферу дома, куда так хочется возвращаться и вместе с родными людьми встречать праздник.

Именно прекрасная половина аула готовила к празднику домашний очаг. Айша Галимбаева невероятно «вкусно» описала баурсаки, хворост, фрукты, кусочки сахара. Здесь же – деревянный двучашный ожау – половник, приготовленный заботливыми руками для кумыса прекрасный керамический кувшин, наполненный хозяйкой прохладным напитком. И красивые войлочные подушечки с традиционными узорами, ожидающие гостей…

Важен антураж

Картина Салихитдина Айтбаева «Гость приехал» описывает казахский аул, законы гостеприимства, которые особенно ярко проявлялись в дни Наурыза. Поскольку считалось, что чем больше гостей побывает в доме, тем большее изобилие наступит в новом году.

Главные герои картины – это и сидящие, и лежащие на расстеленном ковре гости, с удовольствием пробующие кумыс. Один из людей, судя по всему – хозяин юрты, в легком поклоне жестом приглашает присоединиться к трапезе только что спешившегося с коня нового гостя.

Здесь важен не только основной сюжет, который разворачивается на переднем плане картины, но и антураж, наполненный знаками и символами национального характера и быта. Это женщина, доящая кобылицу вдали, и резвящиеся на степных просторах кони, и фрагмент юрты как главного жилища степняка, воплотившего в себе уют и гармонию кочевой жизни. По сути, картина – признание в любви к народу и родной земле.

В 1950–60-х годах общественный климат, по словам Катерины Резниковой, активно влиял на творческую атмосферу, ломая привычные нормы и стереотипы.

Салихитдин Айтбаев был лидером нового поколения художников Казахстана, для которых нравственный рост, поиски национальной идентичности стали основой мощного выплеска творческой энергии. Художник обладал смелостью нового живописного языка с опорой на традиционную народную культуру, что как раз ощущается в его работе «Гость приехал».

Отдельного внимания заслуживает произведение выдающегося казахстанского графика, народного художника Казахской ССР Евгения Сидоркина. Один из его графических листов посвящен байге – национальному спортивному состязанию, которое всегда украшает весенний праздник.

Евгений Матвеевич создал целую серию, посвященную национальным казахским спортивным играм. Все игроки «Байги» охвачены общим порывом и стремлением к победе, которые мастер передал в едином ритме и сердцебиении героев, а также в невероятной динамике и напряжении, присущих этой народной спортивной игре. Здесь блестяще проявился дар Евгения Сидоркина не только как великолепного мастера композиции рисовальщика, но и мастера печатной графики. «Байгу» он соз­дал в технике автолитографии, то есть авторской печати с камня.

Катерина Резникова сообщила, что графический лист «Байга» использовался в качестве главного изображения на большой зарубежной выставке, организованной Музеем искусств им. А. Кас­теева в Венеции в 2019 году. Именно «Байга» в те дни стала наиболее узнаваемым образом Казахстана для западноевропейского зрителя.

Живопись мастеров, чье твор­чество составило золотое наследие изобразительного искус­ства Казахстана, характеризуется особенным оптимистическим, светлым началом. Не исключение и картина следую­щего героя нашего разговора – Камила Шаяхметова. Его работа «На той чабанов» также насыщена радостным весенним настроением. На полотне изображена зеленеющая степь, залитая еще нежным, не обжигающим солнцем, на пе­реднем плане – группа всадников, нарядно одетых и веселых. Кто-то играет на домбре, женщины впереди себя усадили детей.

Все они, жители аула, устремлены вперед в предвкушении счастья и веселого тоя. И невозможно не поддаться этому невероятно светлому настроению, которым наполнена картина. Тому жизнеутверждающему началу, объединяющему произведения блестящих художников минувшего XX века.

Автор:
Раушан Шулембаева
11:42 , 27 Марта 2020
0
977
Подписка

Читайте также

Популярное