Живописная поэма о Наурызе

2645
Раушан Шулембаева

Жаждущие победы

Вздыбленная земля под копытами сильных коней, всадники в яростных позах из-за неистовой борьбы за тушу козла – таким предстает на полотне Канафии Тельжанова кокпар – древняя конная игра кочевников. Состя­зание – неотъемлемая часть казахской национальной традиции празднования Наурыза. Для мужчин это было возможностью показать свои ловкость и умение управлять конем, смелость, доб­лесть и отвагу.

Канафия Тельжанов трактовал этот сюжет оптимистически и изобразил игроков почти в натуральную величину, чтобы позволить зрителю почувствовать себя непосредственным участником происходящего действия. Где-то художник сознательно ломал академические ракурсы построения композиции ради одной цели – повышения идейной и художественной выразительности полотна.

Благодаря этому словно вживую ощущаешь момент апогея игры. Общее напряжение настолько охватывает всех участников сос­тязания, что у цент­рального игрока, завладевшего главным призом – тушей козла, из рук вдруг вылетает камча. Без сомнения, Канафия Тельжанов в этой картине предстает как виртуозный мастер живописи и прекрасный колорист, великолепно передавая экспрессивность, азарт кокпара.

Народный художник СССР и Казахстана, заслуженный деятель искусств и лауреат Государственной премии Казахской ССР Канафия Тельжанов творил в советское время, когда встреча восточного Нового года – Наурыза находилась под запретом. Тем не менее свое монументальное произведение «Кокпар» художник посвятил именно национальной спортивной игре, традиционно украшавшей праздник.

После долгой зимы в аулах с особым нетерпением ожидали кокпара. Степь, нежная трава, алые маки, разгоряченные весенним солнцем кони, всадники, жаж­дущие победы, – все это зримые приметы Наурыза на картине Канафии Тельжанова, повествую­щей об истории народа и традициях, порожденных древним праздником зарождения весны.

– С именем Канафии Тельжанова часто сочетается эпитет «первый», – рассказывает ученый секретарь Музея искусств им. А. Кастеева кандидат искусствоведения Катерина Резникова. – Он стал первым профессиональным художником Казахстана, получив академическое образование за пределами страны. Он также был первым директором Государственного музея искусств, когда музей в 1976 году переехал в свое нынешнее здание. Кроме того, художник – один из первых среди казахстанских живописцев, чье произведение в начале 50-х приобрела Третьяковская галерея в Москве.

Творчество Тельжанова современный зритель, возможно, воспринимает немного по-другому. Изменились время, эпоха, но тем не менее актуальность его картин нисколько не теряется. Характерный пример тому – полотно «Кокпар».

В предвкушении праздника

Другая картина из фондов музея – «Весенний праздник в совхозе Картакульский» – хотя и не отсылает напрямую к символам Наурыза, но так же, как и «Кокпар», полна весенних мотивов, «соков» пробуждающейся после зимней спячки земли.

Радостная ребятня, изображенная на полотне, вполне возможно, и не слышала на уроках истории о празднике Наурыз, так как картина была написана в советские годы. Но их настрое­ние пропитано наслаждением от наступившей весны и предвкушением праздника.

– «Весенний праздник в совхозе Картакульский» – это совместная композиция двух замечательных казахстанских мастеров – Анатолия Мотузко и Юрия Попова, – продолжает Катерина Резникова. – Для нее характерны признаки монументальной живописи. Художники объединили в своей картине разные персонажи и разные жанры, потому что здесь есть и пейзаж, и элементы натюрморта. При этом мастера, изображая сцену народного празднества, фокусируют внимание именно на зрителях, слушающих выступление музыкального коллектива. Интрига в том, что музыканты «оставлены» за пределами полотна.

Получается, для художников наиболее важным было сосредоточиться на своих героях, на их восприятии концерта, музыкантов, чувстве любопытства и радости. И вот это состояние восторга и единения, без которого невозможно представить никакой праздник, стало главной идеей красочного, жизнеутверждающего весеннего произведения.

Кисти другого талантливого мастера – Айши Галимбаевой, которую называют основательницей казахского натюрморта, принадлежит произведение «Дас­тархан», описывающее, по сути, кулинарные традиции Наурыза.

Художница возвысила жанр натюрморта до волшебной идеалистической картины, воспеваю­щей казахский традиционный быт. Она была великолепным живописцем, вдумчиво раскрывавшим национальную тематику. Своей картиной художница словно утверждала: именно женщина создает неповторимую атмосферу дома, куда так хочется возвращаться и вместе с родными людьми встречать праздник.

Именно прекрасная половина аула готовила к празднику домашний очаг. Айша Галимбаева невероятно «вкусно» описала баурсаки, хворост, фрукты, кусочки сахара. Здесь же – деревянный двучашный ожау – половник, приготовленный заботливыми руками для кумыса прекрасный керамический кувшин, наполненный хозяйкой прохладным напитком. И красивые войлочные подушечки с традиционными узорами, ожидающие гостей…

Важен антураж

Картина Салихитдина Айтбаева «Гость приехал» описывает казахский аул, законы гостеприимства, которые особенно ярко проявлялись в дни Наурыза. Поскольку считалось, что чем больше гостей побывает в доме, тем большее изобилие наступит в новом году.

Главные герои картины – это и сидящие, и лежащие на расстеленном ковре гости, с удовольствием пробующие кумыс. Один из людей, судя по всему – хозяин юрты, в легком поклоне жестом приглашает присоединиться к трапезе только что спешившегося с коня нового гостя.

Здесь важен не только основной сюжет, который разворачивается на переднем плане картины, но и антураж, наполненный знаками и символами национального характера и быта. Это женщина, доящая кобылицу вдали, и резвящиеся на степных просторах кони, и фрагмент юрты как главного жилища степняка, воплотившего в себе уют и гармонию кочевой жизни. По сути, картина – признание в любви к народу и родной земле.

В 1950–60-х годах общественный климат, по словам Катерины Резниковой, активно влиял на творческую атмосферу, ломая привычные нормы и стереотипы.

Салихитдин Айтбаев был лидером нового поколения художников Казахстана, для которых нравственный рост, поиски национальной идентичности стали основой мощного выплеска творческой энергии. Художник обладал смелостью нового живописного языка с опорой на традиционную народную культуру, что как раз ощущается в его работе «Гость приехал».

Отдельного внимания заслуживает произведение выдающегося казахстанского графика, народного художника Казахской ССР Евгения Сидоркина. Один из его графических листов посвящен байге – национальному спортивному состязанию, которое всегда украшает весенний праздник.

Евгений Матвеевич создал целую серию, посвященную национальным казахским спортивным играм. Все игроки «Байги» охвачены общим порывом и стремлением к победе, которые мастер передал в едином ритме и сердцебиении героев, а также в невероятной динамике и напряжении, присущих этой народной спортивной игре. Здесь блестяще проявился дар Евгения Сидоркина не только как великолепного мастера композиции рисовальщика, но и мастера печатной графики. «Байгу» он соз­дал в технике автолитографии, то есть авторской печати с камня.

Катерина Резникова сообщила, что графический лист «Байга» использовался в качестве главного изображения на большой зарубежной выставке, организованной Музеем искусств им. А. Кас­теева в Венеции в 2019 году. Именно «Байга» в те дни стала наиболее узнаваемым образом Казахстана для западноевропейского зрителя.

Живопись мастеров, чье твор­чество составило золотое наследие изобразительного искус­ства Казахстана, характеризуется особенным оптимистическим, светлым началом. Не исключение и картина следую­щего героя нашего разговора – Камила Шаяхметова. Его работа «На той чабанов» также насыщена радостным весенним настроением. На полотне изображена зеленеющая степь, залитая еще нежным, не обжигающим солнцем, на пе­реднем плане – группа всадников, нарядно одетых и веселых. Кто-то играет на домбре, женщины впереди себя усадили детей.

Все они, жители аула, устремлены вперед в предвкушении счастья и веселого тоя. И невозможно не поддаться этому невероятно светлому настроению, которым наполнена картина. Тому жизнеутверждающему началу, объединяющему произведения блестящих художников минувшего XX века.

Популярное

Все
Наши гребцы завоевали еще три лицензии на летние Олимпийские игры
О четвероногих друзьях заботятся жители Петропавловска
Когда руки не для скуки, а для чистоты города
Фиктивные детские сады
В Кызылорде открыли международный автовокзал
Не пролететь «фанерой» над Алтаем
Модернизация Алматинской ТЭЦ-3 завершится в 2026 году
И свой дом сберег, и соседям помог: история полицейского из Костанайской области
К празднику Победы ветеранам выплатят по полтора миллиона тенге
Помощь для пострадавших идет со всех уголков Казахстана
Мы все преодолеем!
Одни и те же грабли
Любящим родителям нечего бояться
Казахстан завоевал шесть олимпийских путевок по гребле на байдарках и каноэ
Сухопутные войска: оплот, гордость и слава страны
Новейшую историю пишут наши современники
Десантник десантнику – брат
Сенатор Ляззат Калтаева: «Одна из самых важных профессий в стране нуждается в защите»
Свыше 8,8 тыс. казахстанских семей получили господдержку после паводков
Закон Республики Казахстан
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
На суде Байжанов выкрикнул в адрес Бишимбаева: «Он убийца!»
Лишь 7% территории Казахстана покрыто снегом
АПК: в Казахстане очищены 200 км ирригационных сетей
Ашимбаев выступил на семинаре по использованию Big Data в аналитике
Защитник Бишимбаева проявил неуважение к суду
Умер знаменитый итальянский модельер Роберто Кавалли
Спецпоказ полнометражного фильма «Каныш» прошел в Астане
Президент соболезнует в связи с кончиной композитора Абдимомына Желдибаева
«Қаныштай бол! Стань как Каныш!» Такое напутствие получили молодые ученые
Уральск: уровень реки может подняться в любой момент
Более 180 тыс. казахстанцев приняли участие в акции «Таза Қазақстан»
Восстановлено электроснабжение в крупных населенных пунктах Костанайской области
Первые э-бланки разрешения выдали автоперевозчикам Казахстан и Узбекистан
Около 7 тыс. голов сельскохозяйственных животных погибло в результате паводков
Токаев отменил международный форум Астана в связи с паводками в стране
Почти на 600 млн тенге оштрафован Национальный центр экспертизы и сертификации
Десятки фактов дезинформации о паводке выявили в РК
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Колоссальный денежный приз может завоевать скакун Кабирхан из Казахстана
Не только веселиться, но и наполнять нравственным содержанием
Архивные кинопленки и фотографии рассказывают о том, как возрождался великий праздник
И жент, и курт «оделись» в шоколад
В Алматинской области высажено свыше 17 тыс. саженцев
Двадцать лет назад Айгуль Жансерикова шагнула не только в мир войлока, но и в креативную индустрию
В Казахстане проживают 1 472 человека с именем Наурыз
Наурыз-коже, ярмарка и много призов: в Астане с размахом отмечают весенний праздник
Дело Бишимбаева: почему свидетель удалил видео с камер наблюдения
Урбанисты хотят изменить облик Атырау
Елена Рыбакина вышла в третий круг турнира WTA-1000 в Майами
Полицейские поздравили детей из приюта с праздником Наурыз в Костанае
В нашем ауле праздник ждали с нетерпением
В Москве неизвестные открыли стрельбу из автоматов в торговом центре
Токаев: Казахстан решительно осуждает террористический акт против мирных граждан в Москве
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
Спикер Мажилиса поздравил с Наурыз мейрамы
Маулен Ашимбаев поздравил казахстанцев с праздником Наурыз

Читайте также

Свыше 5,8 тыс. семей получили поддержку государства
Караулы Нацгвардии из-за подтоплений перевезли более 1 700 …
В Аркалыке вручены ключи от новых квартир
Угроза задержки посевной снята

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]