В Государственном академическом русском театре драмы им. М. Горького состоялась премьера спектакля «Восемь любящих женщин».
Пьеса Робера Тома написана в 1961 году и за 60 лет «обошла» площадки многих театров мира. Своего рода юбилейную постановку в ГАРТД им. М. Горького осуществил режиссер Калининградского областного драматического театра Вячеслав Виттих. Первое знакомство горьковцев с ним состоялось на онлайн-проекте «Творческий карантин» в 2020 году.
Это детективная трагикомедия о женщинах разных поколений, которые ведут самостоятельное расследование совершенного в канун Рождества убийства главы семьи. На сцене разворачивается завораживающая история с многогранными женскими характерами, а новое прочтение пьесы Вячеславом Виттихом держит зрителя в напряжении до неожиданного финала.
– Я долго шел к этой пьесе, видел некоторые постановки. Часто за нее берутся женщины-режиссеры. Понятно, что им это несколько проще. Мне же было интересно «покопаться» в женском характере, женской душе, – рассказал Вячеслав Виттих. – Спектакль уникален тем, что актрисы в нем себя чувствуют свободно, практически все мизансцены выстроены ими самими. Постановка отличается и лаконичной декорацией: актрисам приходится существовать всего лишь на восьми стульях. Мы максимально уходим от быта.
Спектакль получился музыкальный, стильный. В нем много красоты и шарма, присущих очаровательным героиням.
Габи – элегантная, утонченная дама из высшего общества. Ее старшая дочь – подающая надежды Сюзон – учится в Англии, а младшая Катрин – взбалмошный подросток. Бабушка семейства Мами не всегда адекватна, но довольно хитра. Сестра Габи Огюстина – женщина меланхоличная, примерившая на себя роль жертвы. Сестра хозяина дома Пьеретта скрывает пикантное прошлое, а горничная Шанель, практически вырастившая девочек, человек добрейшей души, но тоже не без скелета в шкафу. Новая молодая горничная Луиза – обаятельный персонаж, она прямолинейна, и это частенько приводит к курьезным ситуациям.
Каждый образ индивидуален, за каждой героиней интересно наблюдать: хочется уловить малейшие детали, движения, взгляды… И у всех, конечно же, есть свои тайны.
На сцене блистают актрисы Людмила Крючкова, Светлана Фортуна, Маргарита Мухаметдиева, Лариса Лебедева, Зинаида Абаназиди, Оксана Бойко, Полина Харламова, Анастасия Понеделкова, Эльмира Фатыхова.
– Мне нравится моя Габи. Она такая холодная, расчетливая, чего мне в жизни не хватает… Так что, можно сказать, она меня закалила, подарила умение защищать свои границы, – поделилась ведущая актриса театра Светлана Фортуна. – Если раньше я это делала, ощущая неудобство, то после «встречи» с Габи поняла, что это так легко. Натренировала она во мне эту мышцу агрессии, расчетливости, надменности и холодности, которая тоже нужна в жизни. Яркий образ, у меня еще не было таких ролей, поэтому я счастлива, что в моем творческом багаже появилась такая женщина, и с удовольствием буду каждый раз встречаться с ней на сцене.
Режиссер признался: с актрисами театра работалось хорошо, было любопытно попытаться постичь женскую душу.
– Многое почерпнул для себя. Эта работа точно оставит во мне определенный след. Не так уж просто, как оказалось, когда режиссер – мужчина, а все остальные актрисы – женщины, – с улыбкой добавил Вячеслав Виттих.
Кстати, заметим, что изначально задумкой режиссера была постановка женского спектакля исключительно мужским составом творческой группы…
Над спектаклем также работали художник-постановщик – главный художник Казахского национального музыкально-драматического театра им. К. Куанышбаева Канат Максутов, балетмейстер ГАРТД Роза Бельгибаева, чье мастерство режиссер отмечает особо.
– Буквально с первой репетиции не нужно было много слов, чтобы объяснять Розе, что делать: она тут же «почувствовала» меня. Я видел, как она начала репетировать с актрисами, и понял – это абсолютно то, что надо. Роза – профессионал, у нее к каждой актрисе индивидуальный подход и свое, совершенно точное видение ее пластики. Для меня работа, выполненная Розой, идеальна, – отметил Вячеслав Виттих.
Вклад хореографа в постановку действительно трудно переоценить. У каждой героини истории есть персональный танцевальный выход со специфическими движениями, свойственными только ей.
– Через движение, пластику, мимику, взгляд мы можем даже больше узнать о человеке, нежели при характеристике словами. Каждая героиня по-своему уникальна, они все – абсолютно разные. Режиссер поставил задачу в хореографии – использовать минимум синхрона, чтобы подчеркнуть их индивидуальность. В спектакле у каждой два танцевальных выхода – общий и презентация своего образа. Я отталкивалась от необычных, странных движений, присущих героиням. Направления мы использовали абсолютно разные: здесь и свободная пластика, и элементы контемпорари, стрип-пластики, танго, – рассказала хореограф-постановщик Роза Бельгибаева.
Спектакль позволяет зрителям и восхищаться женщинами на сцене, и о многом задуматься. К тому же не забудем, что это детективная история! Что же происходит в доме, в семье, и кто же виновен в убийстве единственного мужчины, которого лишились эти милые дамы, готовые теперь выцарапать друг другу глаза?.. Зал остается в напряжении и интригующем ожидании развязки на протяжении всего действа.