Свежий выпуск

​Здраво о здравоохранении

Вопросы здравоохранения были обсуждены в ходе правительственного часа в Сенате. Депутатам о текущем положении дел в этой сфере доложил министр здравоохранения Елжан Биртанов.

Открывая работу правчаса, председатель Комитета по социально-культурному развитию и науке Сената Мурат Бактиярулы затронул вопросы подготовки квалифицированных кадров. Особенно озадачивает сенаторов тот факт, что, несмотря на критику парламентариев, в ряде областей страны, в частности – в Акмолинской и Северо-Казах­станской, открыты медицинские факультеты при вузах, не имеющих отношения к медицинской отрасли. Сенатор также считает, что должным образом не урегулированы проблемы, вызванные врачебными ошибками.

– Это должно стать одной из главных задач министерства, – сказал председатель комитета.

Рассматривались и вопросы по лекарственному обеспечению. В 2018 году обеспечена прозрачность закупа лекарств, внедрен электронный учет выдачи бесплатных медикаментов, запущен Единый контакт-центр 1439. Внед­рена рассылка SMS-сообщений гражданам, получившим лекарства бесплатно.

Также утверждены правила регулирования цен. До 40% снижена стоимость лекарственных средств при формировании списка единого дистрибьютора на 2019 год. Начат пилотный проект по маркировке медикаментов для выявления фальсифицированных препаратов. С 2020 года обязательными станут электронные рецепты.

Говорилось на заседании и об онкологических заболеваниях, рост которых также тревожит народных избранников. Постановлением Правительства в прошлом году был утвержден Комплексный план по борьбе с онкологическими заболеваниями до 2022 года.

– В рамках плана принимаются меры по профилактике и управлению факторами риска: например, расширен охват населения скринингами, внедряется высокоэффективная ранняя диагностика, вводится интегрированное ведение пациентов, укрепляется кадровый потенциал онкослужбы, – отметил Елжан Биртанов.

Однако результаты прини­маемых мер могут быть девальвированы другим планами Минздрава передать онкодиспансеры в состав областных многопрофильных больниц. Сенатор Серик Бектурганов считает такое решение не просто малооправданным, но и нелогичным.

– Уровень смертности от злокачественных новообразований в Казахстане находится на втором месте по распространенности после болезней системы кровообращения. Но включение онкодиспансеров в состав областных многопрофильных больниц на правах обычного подразделения нарушит всю структуру профилактики и борьбы с этим заболеванием. Снизится ответственность за конкретное направление работы, так как статус главного врача и заведующего отделением – это разные уровни ответственности и обязанностей по управлению заболеванием, – считает депутат.

Кроме того, отметил сенатор, онкология наряду с туберкулезом и психическими заболеваниями находится в перечне социально значимых заболеваний, однако в стране есть тубдиспансеры и психиатрические клиники, поэто­му отказ от онкодиспансеров не оправдан.

Впрочем, причина таких планов понятна и известна – это крайне высокий дефицит финансовых средств в системе здравоохранения.

К тому же в последнее время в регионах из-за нехватки финансов значительно были снижены объемы оказания высокоспециализированной помощи. И дополнительные средства, которые вольются в систему здравоохранения с 2020 года в связи с введением обязательного социального медицинского страхования, не решат вышеобозначенных проб­лем, так как будут направлены на достижение других целей.

– Это страховые платежи, и они пойдут только на возмещение оказанных медицинских услуг, объем которых возрастет, и, соответственно, должны будут решить вопросы текущих нужд лечебных организаций, – считает Серик Бектурганов.

К слову, ранее для поддержания инфраструктуры ежегодно отрасль имела хоть какую-то подушку безопасности в виде трансфертов общего характера. Однако теперь по рекомендации Счетного комитета в проект бюджета на 2020–2022 годы не преду­смотрены трансферты общего характера на систему здравоохранения.

– Это, безусловно, усугубит ситуацию и создаст новые проблемы, – считает депутат.

Коллег относительно «онкологического» вопроса поддержала сенатор Айгуль Капбарова. Она констатировала, что за последние 20 лет в Казахстане отмечается рост заболеваемости злокачественными новообразованиями на 8%. На 1 января 2019 года на дис­пансерном наблюдении состоят 181 344 пациента с диагнозом злокачественного новообразования. Около 60% впервые заболевших – это лица трудоспособного возраста с 18 до 63 лет.

По ее мнению, причинами столь печальной статистики являются низкий показатель ранней диагностики злокачественных новообразований по сравнению со странами ОЭСР, недостаточный охват онкоскринигами, недостаточный доступ к высокотехнологичным методам диагностики и инновационному лечению, в том числе к лучевой терапии, неполноценная интеграция медицинских информационных систем для полного отражения лечения и наблюдения онкологических больных, дефицит онкологов, недостаточность собственной научной базы и разработок в области современных технологий.

– Соответственно, показатели 5-летней выживаемости по отдельным видам рака в Казахстане значительно ниже, чем в развитых странах мира, – констатировала сенатор.

Елжан Биртанов согласился с тем, что вопрос для Казахстана чрезвычайно актуальный. На решение этой проблемы в рамках Комплексного плана по борьбе с онкологическими заболеваниями до 2022 года выделено 35 млрд тенге. Но...

– К сожалению, этого недостаточно. Вопросы материально-технического оснащения мы вынуж­дены решать за счет частных инвестиций, 33 миллиарда направлены как раз на расширение гарантированного объема. Уже есть результаты. За счет расширения скрининга охват увеличился, и есть уже небольшие сдвиги на 3–5% доли ранних форм рака. И улучшение пятилетней выживаемости за один год реализации плана. Поэтому мы сейчас принимаем меры, чтобы ускорить реализацию комплексного плана, чтобы до конца 2021 года основные мероприятия были реализованы и целевые индикаторы по снижению смертности и улучшению ранней диагностики были достигнуты нами в полном объеме, – сказал глава Минздрава.

Как известно, в стране полным ходом идет цифровизация. Коснулась она и сферы здравоохранения. Сенатор Сауле Айт­паева, напомнив, что сегодня в информсистемах страны наличествует более 18 млн записей, а по прогнозу их количество будет увеличиваться и в 2025 году это число достигнет 20 млн записей, поинтересовалась, готовы ли сервера здравоохранения к такому массиву информации.

Сегодня Минздрав занимается тем, что информацию из существующих 22 информсистем «переливает» в единое хранилище. Их безопасность обеспечена, утверж­дает министр.

– Теперь перед нами стоит большая задача – обеспечить безопасность основного объема информации, который находится на частных и облачных серверах. Поэтому в новом проекте кодекса о здоровье народа и системе здравоохранения предусмотрены нормы, которые четко разграничивают ответственность государства и других участников системы. Совместно с КНБ в соответствующем законодательстве полностью эти стандарты обеспечиваем. Но конечно, это глобальная проблема, объемы будут нарастать, и нам необходимо здесь четко урегулировать все вопросы, – сказал Елжан Биртанов.

Поднимали депутаты и проблему защиты медицинского персонала от агрессии и нападений при исполнении ими служебных обязанностей. По мнению сенаторов, уполномоченному органу надо инициировать изменение законодательства по этому вопросу.

– Государство должно обеспечить более безопасные условия для работы медицинского персонала, – сказал сенатор Серик Бектурганов.

Также, по его мнению, криминализация врачебных ошибок создала круговую поруку, поэтому зачастую эти случаи остаются внутри коллектива. По данным Всемирной организации здравоохранения, каждый десятый пациент подвергается медицинскому инциденту (так в мире называют врачебные ошибки).

– В США не скрывают, что третья причина смертности после сердечно-сосудистых заболеваний и онкологии – это медицинские инциденты, и только после них идут ДТП и травмы. Знаем ли мы, как обстоят дела в Казахстане? Ответ очевиден – вряд ли, – сказал Серик Бектурганов.

Он подчеркнул, что ответственность за врачебные ошибки должна быть, но необходимо более конкретно и дискретно определиться, какое наказание и в каких случаях должен понести врач. В качестве одной из мер он предложил ввести систему страховых платежей и штрафов за врачебные ошибки и рекомендовал Министерству здравоохранения начать официальное обсуждение этого вопроса.

Автор:
Лаура Тусупбекова
12:17 , 22 Октября 2019
0
176
Подписка

Читайте также

Популярное