В пакете ратификационных законопроектов, одобренных на пленарном заседании Мажилиса, – изменения в Договор о присоединении Армении к Договору о ЕАЭС, а также в Протокол об условиях и переходных положениях по применению Кыргызстаном Договора о ЕАЭС, отдельных международных договоров, входящих в право союза, и актов его органов в связи с присоединением Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе.
Документы охватывают сферу таможенно-тарифного регулирования, применяемого Арменией и Кыргызстаном в отношении некоторых товаров, ввозимых из третьих стран.
Поправки направлены на реализацию договоренностей по продлению для Армении и Кыргызстана соответственно переходного периода до полной имплементации единых таможенных тарифов ЕАЭС сроком на 1 год.
В связи с этим депутаты подняли вопрос, почему, в частности, законопроект, касающийся Кыргызской Республики, был внесен на ратификацию только через год.
Объяснение разработчика, Министерства торговли и интеграции, что причиной стало влияние пандемии коронавируса, не убедило председателя Мажилиса Нурлана Нигматулина, который акцентировал внимание в целом на важности своевременного прохождения внутригосударственных процедур ратификации международных договоров.
Отметив, что нормы рассматриваемого законопроекта, несмотря на промедление процедуры ратификации, позволяют реализовать договоренности глав государств, спикер Мажилиса подчеркнул, что некоторые министерства систематически нарушают сроки процедур ратификации международных договоров.
– Вы больше года проводили внутригосударственные процедуры согласования этой важной ратификации в рамках Евразийского экономического союза. Понятно, коронавирус. Понятно, пандемия. Но у нас, если что, все научились ссылаться на пандемию коронавируса. Пандемия и в Армении, и в Беларуси, и в России была и есть. Но правительства этих стран сумели провести все процедуры вовремя и дали своим парламентам возможность вовремя ратифицировать это важное Соглашение в рамках ЕАЭС. Вы же затянули внутриправительственные согласования на целый год. Пандемия – это не повод для снижения темпов, качества и ответственности работы министерств и ведомств, – сказал Нурлан Нигматулин, обращаясь к министру торговли и интеграции Бахыту Султанову.
При этом спикер Мажилиса также подчеркнул, что своевременная ратификация международных соглашений, во многом зависящая от слаженной работы министерств, важна для интеграционных процессов.
На пленарном заседании во втором чтении Мажилис одобрил разработанные по инициативе Президента Казахстана законодательные поправки по вопросам земельных отношений.
В ходе подготовки законопроекта к рассмотрению во втором чтении депутатами внесены поправки, направленные на усиление цели законопроекта.
В частности, предусмотрены процедуры отчуждения сельхозземель в случае вхождения в состав участников юридического лица иностранных граждан и юридических лиц, совместных предприятий с долей иностранного участия, а также при прекращении гражданства Республики Казахстан у участника юридического лица.
В завершение пленарного заседания парламентариями сделан ряд депутатских запросов в адрес государственных органов. Так, депутат Галымжан Елеуов бьет тревогу в связи с задержкой поставок жизненно важных препаратов для тяжелобольных граждан. Он напомнил, что согласно предвыборной программе партии «Nur Otan» здоровье казахстанцев является одним из главных приоритетов.
– Сегодня уже середина апреля, однако около 70 позиций списка лекарственных средств до сих пор не закуплены. Дополнительно к этим 70 еще по 45 позициям, вроде и закупленным, срок начала первой поставки начинается с апреля, а у некоторых препаратов – с октября текущего года, – констатировал Галымжан Елеуов.
Между тем еще 28 июля прошлого года приказом Министерства здравоохранения был утвержден список лекарственных средств в рамках ГОБМП и ОСМС, закупаемых Единым дистрибьютором на 2021 год.
– То есть заблаговременно до начала 2021 года была определена задача по обеспечению населения бесплатными лекарственными средствами. Однако, по данным «СК-Фармация», полученным на мои официальные запросы, не закуплены такие противоопухолевые препараты для онкобольных, как «L-аспарагиназа», «Винбластин», «Денозумаб», «Метотрексат», «Циклофосфамид». Кроме того, имеется несвоевременная поставка «Тамоксифена». Пациенты ждали этот препарат весь первый квартал, но поступил он лишь в апреле. Не в полном объеме пришли препараты «Анастразол» и «Интерферон альфа», «Онко-БЦЖ», – сказал депутат.
Между тем, напомнил Галымжан Елеуов, сегодня более 180 тыс. казахстанцев состоят на учете в онкологических лечебницах, ежегодно в стране выявляют свыше 30 тыс. новых случаев.
– Задержка лекарственного обеспечения онкобольных даже в 10 дней имеет необратимые последствия. Сложности с лекарственной поддержкой испытывают и больные туберкулезом – нет поставок по монопрепаратам – «Изониазиду», «Протионамиду», «Рифампицину», нет препаратов нового поколения – «Бедаквилина», «Деламинида», «Клофазамида». В Казахстане, к сожалению, по-прежнему высокая смертность от заболеваний органов дыхания. Однако больные бронхиальной астмой и хронической обструктивной болезнью легких также не в полной мере обеспечены – не закуплены «Вилантерол», «Флутиказона фуроат», «Сурфактант», «Теофиллин». Не закуплен и «Инсулин глулизин» для больных сахарным диабетом 1-го и 2-го типа, – констатировал мажилисмен.
Также тревогу вызывает факт несостоявшегося конкурса по закупу вакцин против дифтерии, столбняка, коклюша и полиомиелита, которые согласно Национальному календарю прививок положены грудным детям в возрасте 2, 3, 4, 18 месяцев и детям 6 лет.
– На мои официальные запросы в «СК-Фармацию» поступают ответы о нерентабельности цены и недостаточном объеме для производителя. С каких пор здоровье казахстанцев должно измеряться нерентабельностью производителя или низкими объемами поставок? – возмутился депутат.
В связи с этим депутат требует обеспечить закуп лекарственных препаратов в полном объеме по списку ГОБМП и ОСМС, а также разъяснить, какие меры будут приниматься уполномоченным органом для решения проблем несвоевременной и неполной поставки лекарственных средств, а также поздних сроках первой поставки.
Депутат Ерлан Смайлов требует разработать четкие процедуры по обеспечению прозрачности и открытости привлечения госзаймов и бьет тревогу в связи с критическим уровнем государственного долга Казахстана. Депутат напомнил, что одним из главных элементов устойчивости финансовой системы страны и экономики в целом является способность государства качественно и адекватно управлять рисками и возможностями, связанными с государственными внутренними и внешними заимствованиями, государственными поручительствами и гарантиями.
– Считаем, что эта сторона деятельности Правительства существенно недооценена как с точки зрения управления рисками и возможностями, так и, собственно, на всех этапах, связанных с внутренними и внешними заимствованиями, предоставлением госгарантий и поручительств – от этапа планирования и до этапов расходования привлеченных средств и оценки результатов, – считает Ерлан Смайлов.
При этом, констатировал мажилисмен, провести более детальный анализ соблюдения ограничений по расходам на обслуживание и погашение долга на прогнозируемый период не представляется возможным, поскольку расходы на погашение займов в нарушение статьи 13 Бюджетного кодекса в проекте бюджета не раскрыты.
– Без гласности в этих вопросах доверие к устойчивости финансовой системы и способности управлять рисками сведено к минимуму, – сказал депутат.
Тревожит депутата и тот факт, что суммарные расходы на обслуживание и погашение правительственного долга, составляющего 81% государственного долга, вырастут с 1,531 трлн тенге в 2020 году до 2,026 трлн тенге в 2021 году, с дальнейшим увеличением до 2,74 трлн тенге в 2025 году.
– Это в разы превышает бюджет развития, а также ограничения долговой нагрузки на бюджет (15%), установленные Концепцией формирования и использования средств Национального фонда, – констатирует Ерлан Смайлов.
Вызывают недоумение депутата и цели займов. Так, в бюджете на 2021–2023 годы предусмотрены расходы в сумме 709,8 млн тенге на завершение обязательств перед кредитором по кредитной линии Королевства Испании по займу АО «Астана Горкоммунхоз» в целях улучшения экологической обстановки и утилизации отходов столицы.
– Предприятия этого сегодня уже нет. О состоянии экологической обстановки и утилизации отходов лучше спросить у жителей столицы, насколько они удовлетворены и довольны. Возникают резонные вопросы и выводы: где эффективность и реальные результаты для казахстанцев от этих долгов, которые еще предстоит отдавать новым поколениям жителей страны? И после таких вот «затрат» Правительство отвечает, что денег нет на повышение доходов населения – зарплаты бюджетников, пособия по уходу за детьми, для лиц с инвалидностью, пенсии и стипендии! Их и не будет, если отдавать долги за кредит 2001 года за ликвидированное предприятие и нерешенные вопросы, – возмутился Ерлан Смайлов.
В связи с этим депутат требует разработать государственную Стратегию управления государственным долгом, четкие процедуры по обеспечению прозрачности и открытости от этапа планирования привлечения займов, а также институционализировать участие гражданского общества в разработке и принятии решений на всех этапах привлечения займов, предоставления госгарантий и поручительств.