На левом берегу Шардаринского водохранилища скопление техники и людей, занятых строительством защитной дамбы. Одни специалисты бетонируют откосы, другие – укладывают у основания сооружения бутовый камень, третьи – завершают земляные работы.
– У нас сейчас работает 731 человек, задействовано более ста единиц техники, – рассказывает руководящий стройкой начальник производственно-технического отдела ЮКО филиала РГП «Казводхоз» Тохтамыс Молдагалиев. – От девятисот до тысячи кубов бетона в сутки принимаем. Медлить нельзя, ведь ежедневно уровень воды поднимается на 10 см и через пару недель она дойдет до дамбы, остановив производственный процесс. Вот почему стройка не прекращается ни днем, ни ночью.
Этот участок объекта специалисты-водники считают наиболее важным. Дамба высотой в 4 метра строится в непосредственной близости к государственной границе. Пограничные столбы и колючая проволока в какой-то сотне метров от нее. Собственно, острая необходимость строительства защитной дамбы с эксплуатационной дорогой как раз и возникла после делимитации и демаркации государственной границы. Линия раздела прошла вплотную к водохранилищу и отрезала дорогу по суше к Арнасайской плотине. Оказалось, что попасть на гидротехническое сооружение, построенное для аварийного сброса воды, специалисты могут только по воде, что они и делали на протяжении многих лет, заметно рискуя при ветреной погоде, которая здесь не редкость. И если добраться до плотины можно на лодке, то как доставлять оборудование и технику для ремонта?
Между тем это очень важный объект, предназначенный для аварийного сброса лишних объемов в многоводные годы. И такой год старшее поколение местных жителей хорошо помнит. Последствия наводнения 1969 года без Арнасая могли бы быть непоправимыми, ведь вышедшая тогда из берегов Сырдарья грозила затопить все аулы вокруг, а также железнодорожную ветку Турксиба, являвшуюся единственной связующей артерией между Москвой и Центральной Азией. В тот многоводный год пришлось провести катастрофический сброс воды из Шардаринского водохранилища в Арнасайское понижение – более 30 млрд кубов, что многократно превышает проектные возможности водоема.
Наряду с тем что после определения линии границы вплотную к водохранилищу стало затруднено техническое обслуживание Арнасайского гидроузла, возник еще ряд серьезных проблем. К примеру, оказалось, что жители соседних Шардаринского и Мактааральского районов лишились части дороги, по которой ездили друг к другу десятилетиями. Часть транспортной артерии отошла к соседней стране. Жители районов вынуждены все эти годы добираться из Шардары в Мактаарал и обратно в объезд, делая крюк почти в 200 км. Этот густонаселенный регион уникален тем, что единственный в стране обладает 136 тыс. га поливных земель, а пастбищ здесь практически нет. Между тем поголовье крупного и мелкого рогатого скота превышает полмиллиона.
Немаловажно и то, что связь с Мактааральским районом сейчас возможна только по мосту через Сырдарью, построенному в первые же годы независимости по решению Главы государства. Так что строительство дороги вдоль Шардаринского водохранилища, часть которой как раз и пройдет по защитной дамбе, имеет не только экономическое, но и стратегическое значение.
После долгих обоснований и согласований на правительственном уровне решено было реализовать проект по реконструкции комплекса гидротехнических сооружений на Арнасайской плотине Шардаринского водохранилища.
– Решено было построить защитную дамбу на правом и левом берегу с эксплуатационной дорогой протяженностью 30 километров, – говорит председатель Комитета водных ресурсов Министерства сельского хозяйства Ислам Абишев. – Ее предназначение многофункционально: открывает доступ по суше к гидротехническим узлам Арнасайской плотины, укрепляет края чаши водохранилища, чтобы не допускать разливов воды на территорию соседнего государства при максимальном объеме заполнения. Кроме того, это является первым шагом к восстановлению транспортного сообщения между двумя районами.
Три года назад на берегу Шардаринского водохранилища начались масштабные строительные работы. С сентября по декабрь 2012 года велась отсыпка земляной дамбы на левом берегу. После завершения первого этапа работ надзорный орган заявил, что при сооружении левой стороны дамбы к Арнасайской плотине субподрядные организации допустили факты приписок, а также отклонение от проекта. Было возбуждено уголовное дело по факту хищения и растраты бюджетных средств. Работы прекратили, проект приостановили.
Чтобы насыпанную земляную насыпь дамбы не смыло водой, водники на протяжение последних трех лет ограничивали заполнение водой водохранилища. Вместо привычных 5,2 млрд кубов воды аккумулировали не более 4 млрд кубов. Излишки сбрасывали в Арнасай и направляли в Коксарай, используя сезонный контррегулятор для хранения воды, что весьма рискованно, ведь по своим техническим параметрам он не предназначен для длительного наполнения водой. Все это время Комитет по водным ресурсам доказывал очевидное, настаивая на возобновлении проекта. Совершенно ясно, что кроме решения целого ряда гидротехнических и экономических проблем, завершение реконструкции комплекса гидротехнических сооружений на Арнасайской плотине Шардаринского водохранилища даст сельхозтоваропроизводителям юга дополнительно более одного миллиарда кубов поливной воды ежегодно.
– Чтобы не упустить время и не потерять еще один год, мы не стали дожидаться, когда поступят средства из государственного бюджета, и за счет внутренних резервов «Казводхоза» приступили к работе, – говорит Ислам Абишев. – С 15 сентября велась подготовка, а уже неделю спустя сюда со всего Южного Казахстана и еще семи регионов страны съехались специалисты и необходимая техника. Сейчас работы ведутся на самом проблемном участке. Завершается бетонирование откосов дамбы, так что этой зимой мы сможем заполнить водоем под завязку.
Строительство объекта идет в соответствии с проектом. Качество работ и применяемых строительных материалов находится под особым контролем. Строго проверяется толщина укладки бетона и арматуры, ежедневно лаборатория берет на хранение сто проб цементного раствора, чтобы можно было в любой момент проверить на соответствие предъявляемым требованиям.
Проект получил согласование всех государственных органов, в том числе НИИ «КазМИИР», АО «КазДОРНИИ» и Пограничной службы Комитета национальной безопасности РК, и соответствует всем требованиям государственных нормативов. Строительство предполагается завершить осенью следующего года, когда водохранилище снова окажется на мели.