Всенародное участие Свежий выпуск 25 февраля 2020 г. 9:30 701 Игорь Прохоров, Чингиз Ташенов, Назгуль Испанова Напомним, новый законопроект «О порядке организации и проведения мирных собраний в Республике Казахстан» подготовлен Министерством информации и общественного развития по поручению Президента Касым-Жомарта Токаева, которое он дал на заседании Национального совета общественного доверия 20 декабря 2019 года. Вводится понятийный аппарат всех видов мирных собраний, четко прописываются виды и формы собраний, которые будет регламентировать данный закон. Предполагается внедрение уведомительного порядка для мирных собраний с количеством участников менее 250 человек. Проведение мирных собраний намечено в специализированных местах, но не на окраинах, на тех площадках, которые будут определены местным представительным органом власти, с учетом доступности транспорта и безопасности отдельных объектов. Итак, места для митингов согласно законопроекту будут определять маслихаты. В действующем законе эта норма четко не прописана, что позволяет на местах трактовать ее по-разному. Также определяются статус, права и полномочия всех участников собраний – организаторов, участников, журналистов. Предполагается ответственность участников и организаторов мирных собраний за нарушения порядка или правил их проведения.Разработчики законопроекта изучили опыт различных стран – Франции, Германии, США, Великобритании. У каждой страны есть свои традиции, свой опыт проведения мирных собраний. При подготовке казахстанского законопроекта его разработчики руководствовались принципами законности, добровольности, обеспечения безопасности и общественного порядка.В связи с этим политолог Талгат Калиев считает, что во всем мире народ выходит на митинги и это нормальная практика. Она не означает, что не работают остальные институты власти. Общество должно участвовать в принятии решений, должно высказываться, иметь право голоса. – Боюсь, что количество участников свыше 1 000 человек может оказаться бесконтрольным. Но почему 250 человек согласно законопроекту могут участвовать в уведомительном митинге? Почему не 300, не 500? Это очень, на мой взгляд, маленький порог, который слишком легко преодолеть. И что будет с организаторами, у кого на митинге соберется 251 человек? Кто будет считать количество участников? Кто будет ответственным за это? – высказался Талгат Калиев.Также у эксперта вызывает большие вопросы норма законопроекта о статусе журналистов на митингах.– Зачем ее прописывать, если есть отдельный Закон о СМИ? – недоумевает политолог. Он напомнил, что Президент однозначно говорил о переходе от разрешительной к уведомительной системе.В свою очередь политолог Казыбек Майгельдинов отметил, что в других странах прописано не количество, а предполагаемая цифра участников, и можно было бы использовать такую формулировку. Эксперт убежден, что конкретные предложения общественных деятелей должны быть учтены обязательно до внесения проектов в Парламент. Жанар Тулендинова, главный эксперт КИСИ, считает, что законопроект предполагает эволюционную демократизацию, но важно учесть мелкие, но важные поправки, которые звучат из уст общественности.Представители Министерства информации и общественного развития организуют встречи в регионах с политологами, общественными деятелями, чтобы выслушать их предложения и замечания. В министерстве обещают рассмотреть все предложения и по возможности учесть их в документе, который будет отправлен в Мажилис. Так, в Кокшетау, в областном Доме дружбы, состоялась встреча представителей общественности региона и руководителей НПО с ответственным секретарем Министерства информации и общественного согласия РК Жанатом Кожахметовым. В качестве модератора этой встречи выступила руководитель ОЮЛ «Ассоциация «Гражданский альянс Акмолинской области» Ирина Терентьева.Активное участие в обсуждении приняли председатель Кокшетауского городского совета ветеранов Шияп Алиев, почетный гражданин Акмолинской области, ветеран здравоохранения Болат Жандилов, депутат областного маслихата, генеральный директор кокшетауского ТОО «Зеленстрой» Геннадий Осиненко, председатель областного совета воинов-интернационалистов Ибрай Дуанбай, ученые Кокшетауского университета им. А. Мырзахметова.Пожалуй, наиболее содержательным было выступление члена Акмолинской ассамблеи народа Казахстана, корреспондента областной газеты «Акмолинская правда» Нины Митчиновой.– Сегодня в нашей республике существует много методов, форм и каналов для того, чтобы казахстанцы могли выразить свою точку зрения по тому или иному вопросу, – говорит Нина Ивановна. – В настоящее время процесс изучения общественного мнения бурно развивается в Казахстане, и для этого не существует каких-то препятствий и преград. А мне бы хотелось в этом плане отметить выступление в социальных сетях активиста «Гражданского альянса Казахстана», жительницы Атбасара Людмилы Петровой. Так вот она пишет, что в этом небольшом городе не происходят митинги по обсуждению актуальных, животрепещущих, требующих оперативного вмешательства со стороны населения острых проблем и наболевших вопросов. Такие вопросы обсуждаются во время сходов граждан, которые регулярно и в плановом порядке проводятся в райцентре. Также важные вопросы активно обсуждаются в социальных сетях с помощью местных блогеров, которые занимают активную гражданскую позицию по всем заслуживающим внимания общественности города и области делам, большим и малым. Таким образом, вопросы, которые представляют интерес для жителей города и района, и без митингов обсуждаются атбасарцами, и каждый из них имеет возможность выразить свое мнение. В Петропавловске Министерство информации и общественного развития РК также организовало диалоговую площадку для обсуждения законопроекта. Как отметил на ней политолог Сергей Могунов, закон, регулирующий проведение мирных собраний, давно требует изменений. – Закон был принят в 1995 году, еще до принятия действующей Конституции. Очевидно, что назрела необходимость в его изменении. Если говорить о самом законопроекте, то можно выделить моменты, требующие, на мой взгляд, доработки. Уточнение, в частности, необходимо в части количества человек, которые выходят на уведомительный митинг. Сейчас говорят о планке до 250 человек, но, на мой взгляд, здесь нужен дифференцированный подход в зависимости от численности проживающих в населенном пункте. Одно дело, когда речь идет о мегаполисе, и совсем другое – когда о небольшом селе в районе, где вполне можно понизить планку по количеству участников до ста человек и утвердить уведомительный характер, – считает политолог.По мнению политолога, вызывают вопросы и формулировки в сочетании со словом «иные», которые очень часто встречаются в законопроекте: «Иные обязанности, иные действия, иные основания, средства, права и так далее – если такие формулировки оставить в законе, то в случае судебных тяжб, к примеру, это может привести к двоякому толкованию. Нужна конкретика». Что касается стихийных (спонтанных) митингов, в ходе обсуждения прозвучало замечание о том, что законопроект не предусматривает такого понятия. Здесь политолог поддерживает разработчиков, полагая, что наше общество еще не готово к такой форме выражения мнения в силу специфики правовой и гражданской культуры. Опыт других стран в данном случае не показателен. Более того, говорит эксперт, законодательство о мирных собраниях в разных странах совершенно не является показателем демократичности этих стран. – Некоторые общественники, высказывающиеся против предлагаемого проектом разрешительного (регламентированного) характера митингов, кивают в сторону западных стран, мол, там все по-другому… Ничего подобного! В тех же Штатах и в ряде европейских государств, которые являются эталоном демократии, действует разрешительная процедура. То есть это абсолютно не показатель развития институтов демократии. У нас в этом смысле золотая середина. Разработчики предлагают смешанный порядок: уведомительный, если до 250 человек, и регламентированный, то есть разрешительный, если свыше 250 человек. Наш законопроект можно назвать синтезом международного опыта и попыткой его адаптации с учетом нашей специфики и нашего опыта, – отметил Сергей Могунов. По словам политолога, прежний закон, принятый еще в 1995 году, стал весьма размытым по меркам сегодняшнего дня. Главное отличие от него законопроекта в том, что впервые четко прописываются все дефиниции (понятия): что такое митинг, собрание, демонстрация, пикет и так далее. Еще одна важная особенность, о которой уже упомянул эксперт, –смешанный порядок проведения митингов в зависимости от количества участников. Эксперты и представители общественных организаций констатируют, что разработка и широкое обсуждение законопроекта о митингах продиктованы четким указанием Президента Казахстана, поручившим отрегулировать законодательство в этой сфере. Предлагаемый проект соответствует новым запросам и реалиям общества. Это движение вперед в плане либерализации нашего законодательства в области мирных собраний, движение в сторону демократии. Сама процедура, тот порядок обсуждения, в котором принимают участие и все регионы, и общественные организации, стала ярким показателем эффективности «слышащего государства», о котором говорит Президент.
01:36 Почувствовать себя частичкой природы, прикоснуться к истории смогли участники первого экофестиваля «Талдыкорган – столица страны петроглифов»
19 апреля 2024 г. 5:00 Студентка из ЗКО после окончания вуза планирует преподавать государственный язык иностранцам
20 апреля 2024 г. 16:00 Вопросы госстатистики и управления данными обсудили члены Общественной палаты
20 апреля 2024 г. 8:00 И свой дом сберег, и соседям помог: история полицейского из Костанайской области
20 апреля 2024 г. 17:00 Отчисленные студенты столичного вуза из Афганистана пытались пересечь границу с РФ
29 марта 2024 г. 17:56 Проблемы рационального использования воды обсудили сенаторы с жителями Туркестанской области
13 апреля 2024 г. 12:00 Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»