– В своем выступлении от 11 мая Касым-Жомарт Кемелевич поставил задачу перед созданной Комиссией по восстановлению экономического роста – оказать усиленное внимание развитию аграрной отрасли. По Вашему мнению, на какие ключевые моменты в АПК стоит акцентировать внимание, чтобы сделать качественный рывок в этой сфере?
– Реалии сегодняшнего дня показали, что сельское хозяйство как отрасль экономики – это индикатор уровня развития любого государства, так как является основой не только продовольственной, но и в целом экономической безопасности страны. Мы имеем все, чтобы выбиться в лидеры в этой сфере: естественные пастбища, пашни, водные ресурсы, близость рынков сбыта и так далее. Однако наши достижения в этой отрасли далеки от передовых стран. В начале нынешнего года в Сенате Парламента Республики Казахстан прошли парламентские слушания, в ходе которых состоялись встречи с представителями профильных ведомств, государственных корпораций, профессиональных объединений аграриев, с людьми из регионов, непосредственно работающими в сельском хозяйстве. В результате данных парламентских слушаний был проведен глубокий анализ всей сельскохозяйственной сферы нашей страны. Он наглядно показал как наши достижения, так и упущения. Из плюсов можно отметить увеличение поголовья скота за последние 5 лет, рост производства сельхозпродукции в 1,4 раза, увеличение экспорта продукции АПК до 24,5%, в том числе экспорта продукции переработки до 3,5%. То есть в целом достижения в этой отрасли очевидны.
Вместе с этим анализ показал серьезные диспропорции во внешней торговле: завоз сельскохозяйственной продукции в нашу страну гораздо выше, чем вывоз. То есть объем ввозимых овощей, фруктов, молочной продукции, количества голов КРС в несколько раз превышает объем вывозимой продукции. Наращивать свое производство и активно выходить на экспорт казахстанским фермерам мешают завышенные бюрократические барьеры в сфере экспорта и отсутствие антимонопольных законов.
Анализ сельскохозяйственной отрасли также показал, что около 80% произведенной в Казахстане продукции сельского хозяйства экспортируется в виде сырья, без переработки (то есть продается с очень низкой добавленной стоимостью). И вот тут мы видим огромное упущение: недостаток предприятий, занимающихся переработкой сельскохозяйственной продукции. Для примера можно привести узбекских предпринимателей, которые, закупая у казахстанских аграриев зерно по заниженной стоимости, на приграничной территории поставили свои мельницы, наладили производство хлебобулочных изделий и нам же сбывали свой готовый продукт. Все это указывает на то, что нам нужно повышать свою юридическую грамотность в сфере торговли сельскохозяйственной продукцией. Поэтому первостепенной задачей на данный момент являются создание и налаживание работы перерабатывающих предприятий: мукомольно-крупяных, мясных, молочных и так далее. Это не только обезопасит нас от импортозависимости, но вместе с тем и обеспечит дополнительными рабочими местами наших соотечественников. Кроме того, чтобы удовлетворить экспортные возможности Казахстана, которые только в Китай и Россию составляют более чем 5 миллиардов долларов США, нам необходимы крупные товарные комплексы по производству, хранению и переработке животноводческой продукции.
Для поддержки предприятий, которые занимаются переработкой, следует усовершенствовать механизмы льготного кредитования, предусматривающие значительное упрощение процедуры получения финансовых средств. К примеру, в нынешнем году государством через кредитные союзы и банки второго уровня посредством Аграрной кредитной корпорации было выделено 170 миллиардов тенге на весенне-полевые работы. Большую часть этих денег получили крупные производители, так как требования банка к кредитованию фермеров по-прежнему высоки. Мелкие крестьянские хозяйства остались без финансовой поддержки. Кроме того, все фермеры сетуют на задержки государственных субсидий, а ведь работы в поле имеют свою сезонность. Думаю, что кредиторам важно рассмотреть способы предоплаты некоторых субсидий на посев под гарантию местных акиматов. Также следует увеличить объемы микрокредитов в 2–3 раза для мелких фермерских хозяйств, к этой работе можно привлечь Фонд поддержки сельского хозяйства, его местные отделения.
Все еще актуальным для агропромышленных товаропроизводителей остается вопрос снижения налогов и установление налоговых льгот для поддержания устойчивой доходности сельскохозяйственного производства.
– Али Абдикаримович, проводя анализ сельскохозяйственной отрасли, была ли проведена оценка нашей ветеринарной службы? Как Вы оцениваете работу этой сферы?
– Безусловно. Без высокого качества ветеринарной помощи не может быть ни экспорта, ни насыщения внутреннего рынка. Ветеринарная служба была проанализирована нашими экспертами. Государственный ветеринарно-санитарный контроль и надзор на объектах производства, осуществляющих выращивание животных, заготовку (убой), хранение, переработку и реализацию животных, продукции и сырья животного происхождения, включая экспортеров (импортеров), осуществляются согласно статье 23 Закона Республики Казахстан «О ветеринарии».
Но стоит отметить, что ветеринарная служба за последние годы претерпела множество реформ. И они значительно ослабили контроль за ветеринарным благополучием в стране. Это подтверждается участившимися случаями вспышек опасных заболеваний животных. Кроме того, мы видим острую нехватку специалистов в этой области, в регионах хорошие специалисты буквально нарасхват.
Сложность заключается и в том, что сам ветеринарный контроль раздроблен на 3 части: взаимосвязанные функции разделены между Министерством сельского хозяйства РК, местными исполнительными органами и самими производителями. Добавляет ли это эффективности надзору и контролю? Судя по многочисленным письмам сельчан и встречам на местах, отсутствие единого слаженного механизма только создает новые возможности для мошенников.
Но думаю, что главным упущением в этой области является то, что в госпрограммах не предусмотрены средства на развитие ветеринарии. И над этим вопросом следует очень серьезно поработать Министерству сельского хозяйства РК.
– Конечный результат работы фермера – это качественный продукт. И он зависит от множества факторов. Как бы Вы оценили производительность труда наших фермеров?
– Я считаю, что для реализации задач по производительности труда и увеличению объемов сельхозпродукции нужна консолидация аграрной науки, образования и производства. Но в нашей стране фермеры и ученые осторожничают с дружбой. Мы видим, что в передовых сельхозпредприятиях страны при научном сопровождении достигнуты впечатляющие результаты: урожайность зерновых на уровне 55–60 ц⁄га на землях с балл бонитетом 16–20, надои свыше 8 тысяч литров на 1 корову. Для сравнения: средние показатели по стране сегодня не превышают 13–14 ц⁄га и по надоям молока ниже 3 тысяч килограммов. Хороших результатов на своем фермерском хозяйстве, благодаря применению научных достижений, добился председатель филиала партии «Ауыл» по Восточно-Казахстанской области Фарид Абитаев. Его сотрудничество с учеными позволило в разы увеличить надои молока до 8 500 литров от местных пород коров. А применение метода искусственного осеменения позволило значительно увеличить приплод. И таких показательных примеров много. Но, однако даже видя их, фермеры не проявляют интереса к научным открытиям, достижениям наших ученых. А их немало. И это тоже большой вопрос. Во всем мире сельское хозяйство и наука идут бок о бок, помогая и поддерживая друг друга.
– В условиях пандемии все мы ощутили повышение цен, в том числе на сельхозпродукцию. Горожане сетуют на завышенные цены на продукты казахстанского производства, а сельчане – на сложности сбыта товара. Как, по-вашему, найти золотую середину в этой ситуации: чтобы и цены не кусались, и товар не пропадал?
– Да, режим чрезвычайного положения, закрытие городов блокпостами повлекли за собой сложности для сельчан по сбыту товара. В непростой ситуации оказались фермеры Туркестанской области, которые не могли продать созревшие овощи, жители близлежащих к городам поселков не могли доставить мясо-молочную продукцию на городские рынки и так далее. Все эти вопросы легли в основу депутатского запроса, который я направил на имя Премьер-министра Республики Казахстан Аскара Мамина.
Отвечая на Ваш вопрос, следует отметить, что на сегодня большинство проживающих на селе – это самозанятые люди, источником доходов которых являются личные подсобные хозяйства. Данные небольшие хозяйства производят 50% валовой сельхозпродукции. 90–95% овощей и картофеля выращиваются ЛПХ. Вместе с выращиванием продукции им приходится самим решать вопрос реализации товара. И здесь они несут расходы с транспортировкой, хранением и так далее. Все это в конечном итоге приводит к удорожанию продукции. И в этом вопросе важно расширение рынка сбыта сельскохозяйственной продукции через развитие инфраструктуры агропродовольственного рынка, сводя к минимуму издержки при движении товара «поле – склад – прилавок». Для повышения доходов сельчан необходимо развивать сеть сельскохозяйственных кооперативов, торгово-логистических и оптово-распределительных центров. При этом ни ЛПХ, ни фермерские хозяйства не теряют самостоятельности. Они создают юридическое лицо, которое будет оказывать эти услуги. Принципы кооперации помогут аграриям снизить издержки при приобретении ГСМ, семян, повысить цену продажи, в итоге положительно отразятся не только на доходности крестьян, но и на цене товара. Кроме того, для поддержки мелкотоварного производства необходимо решить вопрос пастбищ для выпаса общественного скота.
В своем заявлении Касым-Жомарт Кемелевич обратил внимание Государственной комиссии по восстановлению экономического роста на поддержку личных подсобных хозяйств. Думаю, что деятельность небольших подсобных хозяйств отныне получит новый импульс.
– Во время карантина партия «Ауыл», возглавляемая Вами, организовала серию онлайн-консультаций для сельхозтоваропроизводителей. На Ваш взгляд, какие темы вызвали наибольший интерес у фермеров?
– В условиях карантина многие фермеры испытывали большой недостаток информации. Об этом они писали в наших социальных сетях, на электронную почту. Собрав все вопросы, мы провели анализ актуальных тем: инвестсубсидии, субсидии в животноводстве, растениеводстве и так далее. Исходя из этого и были сформированы темы наших онлайн-консультаций. Судя по тому, что эфиры просмотрели тысячи людей, надеемся, что эта идея была своевременной и помогла нашим фермерам получить помощь от государства. Кроме того, эти онлайн-консультации дали понять, что механизм предоставления льготного кредитования сельским товаропроизводителям все еще далек от совершенства и требует упрощения процедуры получения финансовых средств. Кроме того, финансовые ресурсы в большинстве своем доступны только крупным фермерским хозяйствам. Небольшие остаются не у дел. Вот, к примеру, в системе НУХ «КазАгро» кредитуют СХТП 3 института, у них 3 вида программ кредитования: «Игілік», «Сыбаға», «Егінжай» и т. д. Все эти программы тяжело воспринимаются фермерами, многие путаются в разновидностях кредитных историй. Поэтому, думаю, целесообразно реформировать всю систему финансирования АПК. Именно сейчас будет актуальным создать Агробанк на базе существующих институтов «КазАгро» с особым статусом, то есть с отдельным законом по примеру БРК. Предлагается оставить только 2 вида кредитования: проекты и оборотные средства под 1% годовых для фермеров. Учитывая, что фондирование «КазАгро» ограничено (всего 25–400 млрд тенге ежегодно), желательно привлечь БВУ на финансирование субъектов АПК через субсидирование ставки вознаграждения кредитов для субъектов АПК на 10–15%. Через данный механизм можно было бы наладить кредитование фермеров на сумму около 1 триллиона тенге в год. Также в Агробанк можно привлечь инвестиции международных финансовых институтов. В условиях нынешней сложившейся ситуации следует оптимизировать финансирование отрасли: распределить по 100 миллиардов тенге ежегодно на три основных потребности фермеров: субсидирование ставки вознаграждения по кредитам, субсидирование ГСМ и кормов.
Во время режима чрезвычайного положения в стране наши фермеры столкнулись с еще одной проблемой: организацией весенне-полевых работ. По данному вопросу мной также был подготовлен депутатский запрос на имя Премьер-министра Аскара Мамина. Кроме того, Центральным аппаратом партии для фермеров был организован call-центр, благодаря которому они смогли получить всю необходимую информацию по проведению посевных работ. Думаю, что мы сумели быть максимально полезными для аграриев.
– «Все мы родом из аула» – эти патриотические слова часто звучат от наших граждан. Даже осознавая, что сельскохозяйственная отрасль – это наша продуктовая безопасность, молодежь не желает жить в селе. Как быть?
– Совершенно согласен, на сегодня профессии сельхозработников остаются самыми низкооплачиваемыми, поэтому в этой сфере мы ощущаем острый дефицит специалистов: агрономов, зоотехников, ветеринаров, машинистов, механизаторов и так далее. Студенты получают профильное образование в сельскохозяйственных университетах, но возвращаться в родные села не хотят. И этому способствуют не только низкие зарплаты специалистов, но и отсутствие в сельской местности достойных условий, качественной медицинской помощи, инфраструктуры и другие причины. Очень важно создать условия на селе, чтобы образованная, профессионально подготовленная молодежь захотела там жить, работать, создавать семьи. Особо хотелось бы отметить сохранение приграничных сел, они как стратегические объекты должны быть на особом контроле, ведь речь идет о государственной безопасности.
На XVI съезде партии заместитель председателя партии «Ауыл», кандидат сельскохозяйственных наук Хаданович В. В. в своем докладе о развитии сельскохозяйственной отрасли Костанайской области отметил, что основные инвестиционные проекты, в том числе и промышленной переработки с⁄х продукции, сосредоточены в областном центре и городах области. И это влияет на урбанизацию в регионе. Он предложил разработать Дорожную карту развития производственной инфраструктуры каждого района области. Это и другие предложения членов нашей партии по развитию с⁄х отрасли мы направили министру сельского хозяйства РК Омарову С. К.
Следует отметить, что развитие инфраструктуры села на особом контроле у государства. Сейчас, как вы знаете, работает Государственная программа развития АПК на 2017–2021 годы, реализуется специальный проект «Ауыл – Ел бесігі», целью которых являются обеспечение производства востребованной на рынках конкурентоспособной продукции АПК и модернизация социально-экономической инфраструктуры сельских территорий, обеспечивающей проживание не менее 80% сельского населения в населенных пунктах, отвечающих современным стандартам качества жизни, к 2030 году. Согласно Государственной программе развития АПК на 2017–2021 годы успешно осваиваются средства на социальное развитие сел. Уже сейчас 3 324 сельских населенных пункта (79%) с населением от 250 человек обеспечены широкополосным доступом к Интернету. К оставшимся селам он будет подведен до конца 2020 года – будут проложены 16 тысяч километров линий, которые позволят жителям села получать наравне с горожанами доступ к сетям 4G. На реализацию мероприятий по проекту «Ауыл – Ел бесігі» из республиканского бюджета на 2019–2021 годы предусмотрено 90 миллиардов тенге. На эти средства планируется создать более 4,5 тысячи новых рабочих мест, отремонтировать 73 школы и детских сада, 14 поликлиник, 47 домов культуры и спортивных объектов, начнется строительство 13 физкультурно-оздоровительных комплексов, 13 объектов благоустройства. Будут отремонтированы 516 километров дорог, 35 километров сетей водоснабжения, 229 километров – электроснабжения (освещение), 136 километров – газоснабжения, 20 километров объектов теплоснабжения. Всего до 2027 года на развитие инфраструктуры более чем 3 540 сельских населенных пунктов будет выделено около 800 миллиардов тенге.
Все это говорит о том, что в Казахстане создаются необходимые условия для развития аграрной отрасли – крупнейшей и традиционной сферы хозяйственного комплекса Казахстана, располагающей огромным потенциалом и большими резервами для производства экологически чистой и органической продукции. Но эту работу следует активизировать, подкреплять законодательно, финансово и так далее.
Пандемия расставила все по местам: страны, зависящие от импорта сельскохозяйственных товаров, оказались наиболее уязвимыми. Поэтому мы все силы должны направить на развитие АПК. И мы должны понимать, что именно эта отрасль даст мощный импульс развитию производства минеральных удобрений, пищевой и перерабатывающий промышленности, индустрии, легкой промышленности, стройматериалов, сельскохозяйственного машиностроения, топливно-энергетического и транспортного комплекса, других отраслей экономики.
Думаю, что именно сейчас наступило время для принятия Единой национальной стратегии развития сельского хозяйства. Этот стратегический документ, срок реализации которого составит от 10 до 15 лет, и будет гарантией стабильности сельскохозяйственной политики для инвесторов. Одним словом, долгосрочная Национальная стратегия развития сельскохозяйственного сектора должна стать основным инструментом Правительства, чтобы подготовить почву для запланированного комплексного развития сельскохозяйственного сектора.
Беседовал Серик Арланов