Свежий выпуск

Все дело в сервисе...

Внутренний туризм по праву относят к неиспользованным резервам восстановления экономического роста страны, однако отрасль, на которую сегодня возлагаются немалые надежды, в свою очередь, нуждается в господдержке.

О звездном часе

В то время как туроператоры весной и практически все лето сидели без работы, стихийные вылазки отдельных безалаберных любителей отдыха на свежем воздухе стали серьезной угрозой для красивейших уголков уникальной казахстанской природы. Увы, карантинные ограничения связали руки местному бизнесу, но отнюдь не безответственным по отношению к окружающей среде и собственному здоровью соотечественникам.

После закрытия внешних границ отдых за пределами Казахстана стал невозможным. Казалось бы, вот он, звездный час внутреннего туризма! Однако в нынешнем году, к примеру, те же детские лагеря не приняли ни одной смены. В значительной степени пострадала и экскурсионная деятельность…

Председатель Ассоциации внут­реннего и въездного туризма Альбина Веймер с сожалением констатирует отсутствие правильного подхода к формированию культуры отдыха в республике.

– Все в курсе того, что еще совсем недавно творилось на озере Кобейтуз, в национальных парках и других заповедных местах, – говорит она. – Подобное стало возможным прежде всего из-за отсутствия организованных туров, с помощью которых можно было бы не только оградить местные красоты от массовых варварских нашествий, но и держать под контролем санитарно-эпидемиологическую ситуацию в каждом конкретном регионе.

По ее словам, пришло время развивать внутренний туризм, и этот шанс, который предоставила бизнесу пандемия, нельзя упустить. В первую очередь необходимо узаконить организованные экскурсионные туры, в рамках которых можно конт­ролировать все. Конечно же, речь не идет о группах в 50 человек, но от 8 до 20 туристов за один раз без ущерба для здоровья и окружающей природы могли бы, считают предприниматели, посещать тот или иной объект.

Экотуризм для казахстанцев

К развитию доступных, малозатратных видов туризма призывает и глава Казахстанской ассоциации кемпингового туризма и караванинга Баян Шапагатова. По ее мнению, вместо дорогостоящих проектов вроде строительства фешенебельных курортов необходимо создавать доступные сети стоянок для каравайнеров.

Кстати, именно в период пандемии данное направление туризма переживает настоящий бум на планете. Продажи автодомов, например, в той же Европе выросли на 25%, а в США – на все 500%.

– В этих странах заводы по выпуску трейлеров работают даже ночами с тем, чтобы удовлетворить резко возросший спрос, – проинформировала она. – Наша огромная территория и Великий шелковый путь тоже создают неограниченные возможности для развития караванинга. Да и нужна для этого всего лишь недорогая инфраструктура вдоль автодороги Западная Европа – Западный Китай.

Важную задачу по развитию экологического туризма поставил в нынешнем Послании народу страны Глава государства Касым-Жомарт Токаев. Буквально недавно состоялось первое заседание общественного совета при государственном национальном природном парке «Чарын», на котором рассматривались, в частности, и перспективы отечественного экотуризма.

– Создание современных визит-центров, глэмпингов, кемпингов, этноаулов и мест для караванинга не требует капитального строительства, – говорит президент Национальной ассоциации индустрии туризма Гаухар Женисбек. – Речь идет о легких возводимых конструкциях, что позволит избежать нагрузки на естественную природную среду и в то же время создать единый туристский продукт, который в состоянии обеспечить качество предоставляемого сервиса.

Безусловно, инвестиции все равно нужны, но земли нацпарков, как и других заповедных уголков страны, отмечают в Минэкологии, согласно законодательству РК, всегда будут оставаться в собственности государства.

В свою очередь директор ТОО «Туризм Казахстана» Михаил Клименко предлагает расширить список безвизовых стран, чтобы создать идеальные условия для развития въездного туризма.

– Туристический бизнес сегодня нуждается в государственной поддержке в виде льготного финансирования в национальной валюте сроком не менее 3 лет по ставке от 5 до 8% на действующие и открывающиеся кредитные линии, – озвучил он предложения предпринимателей.

О гостиничном бизнесе

– Нужны выверенные государственные программы, тогда и с «теневым» бизнесом будет легче бороться, – считает Альбина Веймер. – Для этого необходимо составить реестр туроператоров, которые «крутятся» в сфере внут­реннего туризма не менее 3 лет, а значит, имеют больше шансов быть застрахованными от тех или иных непростительных ошибок.

Между тем, если сравнивать с другими видами предпринимательства, казахстанский турбизнес в неменьшей степени подвержен «теневым» моментам. Они встречаются в гостиницах, хостелах, музеях и в сфере автомобильных перевозок.

Эксперты отмечают многочис­ленные факты сокрытия реальных цифр о среднегодовых загрузках, объемах оказанных услуг. Это как раз те случаи, когда индивидуальные предприниматели занимаются туристской деятельностью без оформления лицензии, а гиды без образования юридического лица оказывают услуги иностранным операторам, при этом получая дензнаки наличными.

Парадокс ситуации заключается и в том, что число новых гостиниц в республике увеличивается в среднем на 8,5% в год, в то время как их наполняемость, по официальным данным, остается на уровне 22–25%.

В соответствии с международной статистикой для окупаемости этого вида бизнеса необходимы 40–60%. Напрашивается вывод: если отели возводятся у нас с завидным постоянством, значит, не такой уж он и нерентабельный, этот гостиничный бизнес…

По мнению большинства экс­пертов, статистический учет в стране не включает показатели целых сегментов туристического рынка. Речь идет, к примеру, о количестве посещений санаторно-курортных объектов, зон отдыха и придорожного сервиса. Как выяснилось, эти субъекты отраслевой экономики даже не включены в действующий Закон РК «О туристской деятельности».

Сходить на практику в отель…

Огромный потенциал казахстанского туризма сегодня отмечают все эксперты в области образования и управления гостиничным бизнесом, в том числе зарубежные. Главный специалист по развитию бизнеса компании Capital Tower Development Тарык Волкан уже давно говорит о необходимости создания сети школ в нашей республике, в которых уже после 9-го класса учащихся обучали бы навыкам будущей профессии.

– Сегодня в Казахстане насчитывается не менее 300 вузов, занимающихся подготовкой специалистов гостиничного бизнеса, но никто из студентов почему-то на практику в отели не ходит, – недоумевает турецкий предприниматель.

По его словам, одна из основных причин низкой доли турбизнеса в ВВП республики (1,9%) кроется также в отсутствии квалифицированных кадров для данного сегмента рынка.

– Казахстан – очень гостеприимная страна, обладающая при этом завидным потенциалом развития внутреннего туризма, – считает он. – Осталось только сломать мнение о том, что казахстанцы – не сервисная нация.

Вместе с тем учебные заведения по развитию туристичес­кого бизнеса, о которых ведет речь эксперт, достаточно широко распространены не только в Турции, но и во Франции, Испании. Обучение в таких школах включает в себя 4 этапа. На самом первом, как правило, практикуется изучение языков – английского, китайского, испанского и других. Следующие этапы представлены непосредственно обучением навыкам предпринимательства, в частности гостиничного.

Эксперт уверен, что в случае правильно выбранной политики нашей республике удастся добиться результата Турции. Ведь на этапе становления туристического бизнеса она, по утверждению Тарыка Волкана, также не отличалась образцовым сервисом.

Автор:
Светлана Абенова
09:49 , 16 Сентября 2020
0
326
Подписка

Читайте также

Популярное