...Мы приехали на фабрику в разгар рабочего дня. В цехе работали около 30 человек, среди которых практиканты выделялись своей формой. Судя по горящим глазам студентов, им интересно постигать производство на современном предприятии, ведь с первых курсов они попадают в настоящую рабочую среду и имеют возможность знакомиться со сложным оборудованием.
Бауржан Сабыржанов, студент 3-го курса, приехал осваивать профессию мебельщика из Актюбинской области. За годы учебы не раз убеждался в правильности выбора учебного заведения и будущей специальности.
– Считаю, что уровень обучения здесь довольно высокий. Оборудование сложное, но само производство очень интересное, – замечает он.
К разговору подключается Зулмурат Джалалов.
– Наше первое знакомство с оборудованием и техникой безопасности происходит в колледже. Поэтому, когда приходим в этот огромный цех, чувствуем себя здесь вполне комфортно, – говорит он. – Спасибо нашим наставникам, которые делятся опытом и всегда приходят на помощь в сложной ситуации.
Все ребята, приехавшие на учебу из разных регионов, единодушно заявляют: совмещение теории и практики дает возможность более эффективно освоить свою профессию.
– Мы оцениваем систему дуального образования как взаимовыгодную форму сотрудничества, – говорит заместитель генерального директора фабрики Михаил Глухов. – Лет 15 назад на завод пришел мастер из строительно-технического колледжа и попросил взять группу студентов на практику. Первое время ребята выполняли работу на самом простом участке – занимались упаковкой и комплектацией. Со временем мы заключили с учебным заведением договор о сотрудничестве.
С тех пор студенты учатся и параллельно проходят практику. По словам Михаила Глухова, преимущества системы дуального образования налицо. Если раньше целый год уделялся теории, то теперь студенты уже с 1-го курса приходят на производство.
– Мы со своей стороны наблюдаем за ребятами и обращаем внимание на такие качества, как трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, умение решать поставленные задачи. Рассматриваем их как будущий кадровый резерв для нашего производства, – заметил собеседник. – Вместе с тем есть вопрос, на который следовало бы обратить внимание. Предприятие несет определенные затраты: мы отрываем от работы специалистов, обеспечиваем студентов бесплатным обедом в период практики. Было бы неплохо иметь небольшую поддержку со стороны государства в виде доплаты наставникам, тем самым мотивируя их. Большинству из ребят еще нет и 16 лет, поэтому было бы целесообразно дать возможность работодателю выплачивать студентам заработную плату в виде стипендий, чтобы они не облагались налогом.
Заместитель директора колледжа по учебно-производственной работе Талгат Айтжанов считает, что система дуального образования позволяет успешно решать одну из главных задач – подготовка высококвалифицированных специалистов, востребованных на рынке труда. Она возродила институт наставничества на производстве в новых экономических условиях. Государство предоставляет всем желающим возможность бесплатно получить профессию. Среди студентов преобладают ребята из многодетных семей и социально уязвимых слоев населения.
По данным Палаты предпринимателей Алматы, в городе увеличено число участников дуального обучения. В 2018/2019 учебном году в процессе внедрения дуального обучения участвуют 28 колледжей и 101 предприятие. Заключен 1 191 трехсторонний договор. Кроме того, в 19 колледжах и 49 предприятиях осуществляется внедрение элементов дуального обучения.
В целях развития инфраструктуры дуального обучения открыты отраслевые учебно-методические кластеры подготовки, переподготовки, повышения квалификации и сертификации кадров. Также в 2018 году по инициативе предпринимателей созданы ресурсный кластер по реализации программ дополнительного образования в сфере транспорта на базе Алматинского электромеханического колледжа, а также ресурсный центр совместно с АО «Казпочта» на базе Алматинского колледжа телекоммуникаций и машиностроения. В целях трансферта инновационных технологий и интеграции системы профессионального образования Казахстана в мировое образовательное пространство реализуются 4 международных проекта.