​Властелин пространства

1519
Марина Михайлова, Алматы

Мастер творит в одном из павильонов офисного городка «Экспо-Сити», что на территории выс­тавочного комплекса «Атакент». Заблудиться здесь проще прос­того: взору предстают длинные ряды однотипных построек. Но творческую лабораторию Сакена Нарынова – автора масштабных скульптурных композиций – видно издалека: около нее высится огромная арочная конструкция.

– Осторожнее проходите, у меня сварочные работы идут, – предупреждает нас Сакен Жомартович.

Во дворе мастерской мы с фотокорреспондентом застыли как вкопанные. Еще бы! Здесь сварщики изготавливают громадные причудливые сооружения, а это значит, что на наших глазах рождаются новые произведения скульптора. Сам ваятель зорко следит за ходом работ.

– Я мастерскую достраиваю, и эта арочная конструкция – каркас ее второго этажа. Мы его доварим, покрасим и подъемным краном на дом поставим. А вот это сооружение, что из балок варят, – каркас моей композиции, которую создаю к 150-летию Актобе. Это будет огромный шар высотой 6 метров и весом 7–8 тонн. Металлооснову обтянем сеткой, поверх нее положим бетон, на него наклеим керамические плитки. Они будут очень мелкие – всего полтора на полтора сантиметра. Из этих плиток на шаре выложим известные сооружения и здания Актобе, построенные в этом славном городе больше 100 лет назад, в советское время и за период независимости нашей страны. Сложить из крошечных плиток такую грандиозную мозаику – очень тонкая и кропотливая работа, выполнит ее команда специалистов-отделочников, – рассказывает скульптор.

Проходим в мастерскую. В ней два этажа и несколько комнат. И каждая – как микромир в макромире: ходишь по этим комнатам, рассматриваешь в них все, и кажется тебе, что ты то в столярном цехе оказался, то в библиотеку попал, то на выставке очутился.

Первая комната заставлена станками и громоздкими рабочими инструментами, а еще лис­тами прессованной древесины, стеклом, катушкой стальной проволоки. Другая – от пола до потолка уставлена стеллажами с книгами, чертежами и макетами.

– Это книги по искусству, этнографии, философии. Они все из моей домашней библиотеки. У меня больше 5 тысяч книг, и дома они уже просто не вмещаются. Часть этого богатства я перенес в мастерскую, вместительные стеллажи смастерил, – проводит экскурсию Сакен Жомартович.

И хотя большинство предметов в мастерской стоят не в ряд и не в линеечку, ты понимаешь, что в этом творческом беспорядке все находится на своем месте. И если навести тут идеальный порядок, то это уже будет не мастерская скульптора, а офис конторского служащего. Кстати, Эйнштейн по этому поводу заметил: «Если беспорядок на столе означает беспорядок в голове, то что же тогда означает пустой стол?..»

– Тесновато тут, конечно. Вот дострою мастерскую, и для творческого раздолья у меня простор в 600 квадратов будет, – замечает скульптор.

Пристройка к первому этажу уже почти готова. Ее достопримечательность – просторный зал с колоннами, в котором выставлены творения хозяина. Коллекцию своих произведений он намерен пополнять.

– Я начал осуществлять свою мечту – создавать музей своих работ, – говорит Сакен Нарынов.

В этом музее можно увидеть его работы, которые еще нигде не демонстрировались и которые ждут своего воплощения в свою натуральную величину. В их числе композиция «Восточный календарь».

– На ее создание меня вдохновил одноименный фонтан, расположенный у здания Академии наук. Это уникальное сооружение Владимира Твердохлебова статично, мой же календарь будет вертеться, а в середине композиции будет установлен символ текущего года. Эта работа должна быть выполнена из бронзы, высота около 4 метров. Надеюсь, что «Восточный календарь» установят в Туркестане, – делится планами мастер.

Также здесь можно увидеть и скульптуры, которые входят в серию работ Нарынова под наз­ванием «12 документов любви». Как он поясняет, идея этого проекта – в неожиданном виде показать, что любовь – всепобеждающее чувство. Например, один из «документов» – скелет птицы с двумя головами, основан на легенде о птицах, которые всю жизнь ищут свою половинку. Другой «документ» – птицы с лицами Ромео и Джульетты, опирается на теорию биоцент­ризма Роберта Ланца.

– Тема любви в моем творчест­ве занимает большое место, ведь Бог есть любовь. На творчество меня вдохновляет сама жизнь, – признается герой нашего материала.

Исследователь творчества Сакена Нарынова искусствовед Екатерина Резникова отмечает, что художник, обращаясь к новейшим достижениям современной науки, соединяет разные области знаний – математику и астрофизику, космологию и топологию, направленные на изучение символических представляемых пространств. Он творит на грани совмещения науки и искусства, его произведения являются эстетическими объектами и сложными техническими изобретениями. Их размеры варьируются от карманных интерактивных головоломок до преображающих городскую среду монументальных инсталляций. Вплетаясь в урбанистическое пространство, они становятся знаками города, наполняя его новым символическим звучанием.

«Широта и универсальность его знаний, как и масштабы творческой самореализации, значительно опережают время, впечатляя нестандартностью художественного мышления», – утверждает искусствовед. Талантливого автора хочется назвать Властелином пространства. И это не будет преувеличением.

Значение разработок Сакена Нарынова в области топологии высоко оценил ученик и последователь Эйнштейна известный американский ученый Мартин Гарднер, отметив в личной переписке, что Нарынов «заглянул так далеко, как никто другой».

Творения этого автора украшают Астану, Алматы, Атырау. Его самые известные проекты – мемориально-музейный комп­лекс «АЛЖИР», монумент дружбы народов «Достық». Многим казах­станцам знакомы «Асыки удачи», «Пространственная композиция», «Глобализация» и другие композиции Нарынова. Его объек­ты и проекты экспонировались более чем на 30 выставках и конкурсах во многих странах: в России, Болгарии, Туркменистане, Японии, Германии, Франции, Перу, Дании. Два авторских проекта включены в двадцатку лучших проектов в мире.

В 2015 году в Национальном музее открылась выставка Сакена Нарынова «Во времени и в пространстве». В экспозиции – 16 уникальных скульптур, одновре­менно являющихся и эстетическими объектами, и сложными техническими изобретениями. Выставка объединила лучшие произведения Нарынова за последние 20 лет, суммируя основной круг его художественно-научных поисков.

…Уходить из мастерской не хотелось. Разглядывать и разга­дывать необычные творения Сакена Нарынова можно долго, открывая их новые смыслы и удивляясь творческой фантазии и высокому профессионализму художника.

Популярное

Все
Какую форму мы увидим на наших олимпийцах?
Актауский «Каспий» является скрытым лидером Первой лиги
Этностиль остается на пике популярности
Разгадывать, что означают названия рек и озер Казахстана, и увлекательно, и познавательно
Почувствовать себя частичкой природы, прикоснуться к истории смогли участники первого экофестиваля «Талдыкорган – столица страны петроглифов»
Черепахи умеют улыбаться
Свою 97-ю весну встречает кызылординка с поразительной судьбой
Люди, прошедшие войну, не жалуются и не унывают
Ради водворения правды
Эмоции взяли верх
«И Родина щедро поила меня…»
Превратили остановку в арт-объект
Дождалась котельная ремонта
Казахский должен стать языком межнационального общения
Паводковые воды направят в природные озера
Увеличены выплаты для медкадров
Распоряжение Главы государства
Распоряжение Главы государства
Легионеры будут уповать на меценатов
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Когда в Астане отключат отопление
Вторая волна паводка ситуацию не ухудшит – ДЧС СКО
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Коммунальщики обратились к жителям Астаны
Студентка из ЗКО после окончания вуза планирует преподавать государственный язык иностранцам
Наши гребцы завоевали еще три лицензии на летние Олимпийские игры
Паводки: более 21 тыс. человек вернулись домой
Вопросы госстатистики и управления данными обсудили члены Общественной палаты
Уровень воды в реке Ишим поднялся за сутки более чем на два метра
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева
И свой дом сберег, и соседям помог: история полицейского из Костанайской области
Баку и Ереван впервые договорились по поводу участка границы
Отчисленные студенты столичного вуза из Афганистана пытались пересечь границу с РФ
Подпольную нарколабораторию ликвидировали в Алматинской области
Казахстан завоевал шесть олимпийских путевок по гребле на байдарках и каноэ
Тенге остается крепким по отношению к основным валютам
В Астане пройдет совещание министров обороны государств-членов ШОС
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Колоссальный денежный приз может завоевать скакун Кабирхан из Казахстана
Дело Бишимбаева: почему свидетель удалил видео с камер наблюдения
Урбанисты хотят изменить облик Атырау
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Бишимбаев отказался признавать вину в убийстве Салтанат Нукеновой
К единственному роднику приезжают за водой со всего Усть-Каменогорска
Рыбоохранная акция «Бекіре-2024» пройдет в Казахстане
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Перепись архаров началась в Казахстане
Проблемы рационального использования воды обсудили сенаторы с жителями Туркестанской области
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Для меня важно твое счастье: заметки Нукеновой озвучила гособвинитель
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Суд возобновил заседание по делу Бишимбаева

Читайте также

Сто домов построят в СКО
Увеличены выплаты для медкадров
Дождалась котельная ремонта
Ждут большую воду

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]