Мастер творит в одном из павильонов офисного городка «Экспо-Сити», что на территории выставочного комплекса «Атакент». Заблудиться здесь проще простого: взору предстают длинные ряды однотипных построек. Но творческую лабораторию Сакена Нарынова – автора масштабных скульптурных композиций – видно издалека: около нее высится огромная арочная конструкция.
– Осторожнее проходите, у меня сварочные работы идут, – предупреждает нас Сакен Жомартович.
Во дворе мастерской мы с фотокорреспондентом застыли как вкопанные. Еще бы! Здесь сварщики изготавливают громадные причудливые сооружения, а это значит, что на наших глазах рождаются новые произведения скульптора. Сам ваятель зорко следит за ходом работ.
– Я мастерскую достраиваю, и эта арочная конструкция – каркас ее второго этажа. Мы его доварим, покрасим и подъемным краном на дом поставим. А вот это сооружение, что из балок варят, – каркас моей композиции, которую создаю к 150-летию Актобе. Это будет огромный шар высотой 6 метров и весом 7–8 тонн. Металлооснову обтянем сеткой, поверх нее положим бетон, на него наклеим керамические плитки. Они будут очень мелкие – всего полтора на полтора сантиметра. Из этих плиток на шаре выложим известные сооружения и здания Актобе, построенные в этом славном городе больше 100 лет назад, в советское время и за период независимости нашей страны. Сложить из крошечных плиток такую грандиозную мозаику – очень тонкая и кропотливая работа, выполнит ее команда специалистов-отделочников, – рассказывает скульптор.
Проходим в мастерскую. В ней два этажа и несколько комнат. И каждая – как микромир в макромире: ходишь по этим комнатам, рассматриваешь в них все, и кажется тебе, что ты то в столярном цехе оказался, то в библиотеку попал, то на выставке очутился.
Первая комната заставлена станками и громоздкими рабочими инструментами, а еще листами прессованной древесины, стеклом, катушкой стальной проволоки. Другая – от пола до потолка уставлена стеллажами с книгами, чертежами и макетами.
– Это книги по искусству, этнографии, философии. Они все из моей домашней библиотеки. У меня больше 5 тысяч книг, и дома они уже просто не вмещаются. Часть этого богатства я перенес в мастерскую, вместительные стеллажи смастерил, – проводит экскурсию Сакен Жомартович.
И хотя большинство предметов в мастерской стоят не в ряд и не в линеечку, ты понимаешь, что в этом творческом беспорядке все находится на своем месте. И если навести тут идеальный порядок, то это уже будет не мастерская скульптора, а офис конторского служащего. Кстати, Эйнштейн по этому поводу заметил: «Если беспорядок на столе означает беспорядок в голове, то что же тогда означает пустой стол?..»
– Тесновато тут, конечно. Вот дострою мастерскую, и для творческого раздолья у меня простор в 600 квадратов будет, – замечает скульптор.
Пристройка к первому этажу уже почти готова. Ее достопримечательность – просторный зал с колоннами, в котором выставлены творения хозяина. Коллекцию своих произведений он намерен пополнять.
– Я начал осуществлять свою мечту – создавать музей своих работ, – говорит Сакен Нарынов.
В этом музее можно увидеть его работы, которые еще нигде не демонстрировались и которые ждут своего воплощения в свою натуральную величину. В их числе композиция «Восточный календарь».
– На ее создание меня вдохновил одноименный фонтан, расположенный у здания Академии наук. Это уникальное сооружение Владимира Твердохлебова статично, мой же календарь будет вертеться, а в середине композиции будет установлен символ текущего года. Эта работа должна быть выполнена из бронзы, высота около 4 метров. Надеюсь, что «Восточный календарь» установят в Туркестане, – делится планами мастер.
Также здесь можно увидеть и скульптуры, которые входят в серию работ Нарынова под названием «12 документов любви». Как он поясняет, идея этого проекта – в неожиданном виде показать, что любовь – всепобеждающее чувство. Например, один из «документов» – скелет птицы с двумя головами, основан на легенде о птицах, которые всю жизнь ищут свою половинку. Другой «документ» – птицы с лицами Ромео и Джульетты, опирается на теорию биоцентризма Роберта Ланца.
– Тема любви в моем творчестве занимает большое место, ведь Бог есть любовь. На творчество меня вдохновляет сама жизнь, – признается герой нашего материала.
Исследователь творчества Сакена Нарынова искусствовед Екатерина Резникова отмечает, что художник, обращаясь к новейшим достижениям современной науки, соединяет разные области знаний – математику и астрофизику, космологию и топологию, направленные на изучение символических представляемых пространств. Он творит на грани совмещения науки и искусства, его произведения являются эстетическими объектами и сложными техническими изобретениями. Их размеры варьируются от карманных интерактивных головоломок до преображающих городскую среду монументальных инсталляций. Вплетаясь в урбанистическое пространство, они становятся знаками города, наполняя его новым символическим звучанием.
«Широта и универсальность его знаний, как и масштабы творческой самореализации, значительно опережают время, впечатляя нестандартностью художественного мышления», – утверждает искусствовед. Талантливого автора хочется назвать Властелином пространства. И это не будет преувеличением.
Значение разработок Сакена Нарынова в области топологии высоко оценил ученик и последователь Эйнштейна известный американский ученый Мартин Гарднер, отметив в личной переписке, что Нарынов «заглянул так далеко, как никто другой».
Творения этого автора украшают Астану, Алматы, Атырау. Его самые известные проекты – мемориально-музейный комплекс «АЛЖИР», монумент дружбы народов «Достық». Многим казахстанцам знакомы «Асыки удачи», «Пространственная композиция», «Глобализация» и другие композиции Нарынова. Его объекты и проекты экспонировались более чем на 30 выставках и конкурсах во многих странах: в России, Болгарии, Туркменистане, Японии, Германии, Франции, Перу, Дании. Два авторских проекта включены в двадцатку лучших проектов в мире.
В 2015 году в Национальном музее открылась выставка Сакена Нарынова «Во времени и в пространстве». В экспозиции – 16 уникальных скульптур, одновременно являющихся и эстетическими объектами, и сложными техническими изобретениями. Выставка объединила лучшие произведения Нарынова за последние 20 лет, суммируя основной круг его художественно-научных поисков.
…Уходить из мастерской не хотелось. Разглядывать и разгадывать необычные творения Сакена Нарынова можно долго, открывая их новые смыслы и удивляясь творческой фантазии и высокому профессионализму художника.