В сфере особого внимания

2994
Влада Седова

По словам руководителя департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном суде Наиля Ахметзакирова, продемонстрировавшего Главе государства работу новейших сервисных разработок на недавнем совещании в Акорде по воп­росам модернизации судебной системы, IT-проекты нацелены в первую очередь на оказание помощи судьям в отправлении правосудия и обеспечение единообразия судебной практики.

Цифровые наработки стали и в некотором роде спасительным кругом для секретарей судебных заседаний, сухая констатация прав и обязанностей которых не отражает огромную нагрузку, возложенную на их плечи. Еже­дневно по республике проводится порядка 4,5 тыс. судебных процессов, выносится в среднем 6 тыс. решений и приговоров. По итогам 2020 года объем дел и материалов в судах составил 1,3 млн – эти цифры прямо относятся и к работе секретарей судебных заседаний.

Секретарь первый принимает на себя груз ответственности за подготовку судебного процесса. За ним закреплено обеспечение явки лиц в суд, протоколирование заседаний, оформление судебных дел. Наряду с этим – ведение делопроизводства, ответы на звонки граждан, адвокатов и ряд иных важных задач.

Проводимая департаментом работа по цифровизации судебной системы, освобождению судей от дел и материалов, не требующих осуществления правосудия, а также исключение из судебного процесса излишней бюрократии, безусловно, отразились в целом на судопроизводстве и работе канцелярий судов в частности. Давно ушло в прошлое то время, когда секретари вели протоколы вручную. Информационная система судебных органов «Төрелік» полностью автоматизировала процесс документооборота и судопроизводства. Она интегрирована с сервисом «Судебный кабинет», системами аудио- и видеофиксации (АВФ), сайтами судов, а также с информационными платформами гос­органов.

Автоматизированы уведомления о движении дела и оповещение участников процесса. По АВФ секретарь ведет краткий протокол судебного заседания, и эта запись автоматически интегрируется в «Төрелік».

– Секретари судебного заседания старательно и ответственно подходят к исполнению должностных обязанностей. Считаю, что от их правильно организованной работы, грамотности, добросовестности и аккуратности во многом зависят работа и имидж суда, – подчеркивает глава департамента.

...Известно, что пандемия внесла коррективы в работу судов: онлайн-формат не облегчил работу, а лишь ее перестроил. И первыми, кому пришлось принимать новые реалии организации судебного процесса, были именно секретари.

При этом отдельные дела требовали обязательного рассмотрения с присутствием сторон в зале заседаний. Это был осознанный риск, на который шли участники процессов. К сожалению, не обошлось без человеческих потерь в рядах судейского корпуса и работников судов.

По словам Наиля Ахметзакирова, дистанционный суд от традиционного отличается лишь способом проведения – посредством гаджетов. Фиксация онлайн-заседаний осуществляется электронным протоколом.

Создавая на первых порах цифровизации электронное хранилище всех судебных актов, суды получили гигантский и неповоротливый массив данных, который еще и с огромной скоростью увеличивался. Требовалось навести порядок, как в библиотеке, где каждая книга лежит на своей полке, которую легко найти. Одним из решений стало создание сервиса «Судебная практика». Проект реализован с применением технологий работы с большими данными, доступен всем судьям и уже содержит порядка 2,5 млн судебных актов по гражданским делам за последние 5 лет.

По аналогии с поисковыми ­системами (к примеру Google) сервис находит любую информацию в тексте судебных актов. При этом все данные автоматически структурируются, а аналитические фильтры позволяют выбрать регион, суд, категорию дела и т. д. Посредством программы можно увидеть, какое количество решений обжаловалось в апелляции, кассации, выбрать интересующие решения по результату их рассмотрения. Быст­рый доступ к нужной информации предоставляет возможность каж­дому судье сориентироваться в судебной практике.

Но ключевым в формировании единообразной судебной практики считается сервис «Цифровая судебная аналитика» – следующий шаг, сделанный Верховным судом в направлении роботизации отдельных процессов в судопроизводстве. Разработка этого продукта велась совместно с НПП «Атамекен» и командой математиков и IT-специалистов.

Отличительной особенностью его является использование элементов искусственного интеллекта. Модули сервиса могут осуществлять поиск судебных дел уже не просто по словам, а по ситуации, к примеру, описанной в судебном акте или исковом заявлении. С помощью этого сервиса можно отследить «жизненный цикл» решений по всем судебным инстанциям. Программа обучена понимать суть судебных решений, сравнивать их между собой. И самое главное – анализ всех данных позволяет искусственному интеллекту спрогнозировать исход дела.

– Для запуска сервиса нужно провести ряд технических согласований. Плюс обеспечить защиту персональных данных. В этом вопросе работаем вмес­те с Министерством цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности, добавили в департаменте.

Разработан и еще один IT-проект. Сегодня информационные системы Верховного суда позволяют фиксировать каждый материал, поступивший в суд, отслеживать более 700 различных аспектов деятельности судов, формировать аналитические доклады в режиме онлайн. Новый сервис способен полностью исключить нарушения сроков по делам и материалам, не требующим судейского усмотрения и содержащим бесспорные требования. Их количество ежегодно составляет четверть от общего числа дел и материалов.

Задача новой платформы – подготовить по бесспорным делам проект решения ­автоматически, сразу после поступления материала в производство. Судья проверяет и скрепляет его ­своей подписью. Так, например, по за­кону срок рассмотрения постановления судебного исполнителя об ограничении на выезд из страны должника – 3 дня. Здесь нет правовой сложности в принятии решения, судье дос­таточно убедиться в том, что сумма задолженности равна или превышает 40 МРП, что должник надлежаще уведомлен, а сроки соблюдены.

– По нашему мнению, эту задачу безупречно и гораздо оперативнее может решить автоматизированный процесс. Мы уже интегрировали наш сервис с базой данных судебных исполнителей, банками второго уровня, Казпочтой и сейчас работаем над изменением программного обеспечения, – резюмировал ­Наиль Ахметзакиров.

Популярное

Все
В Астане открылась выставка художника, обладающего самым громким именем в искусстве XX века
Осень на Святом ключе
Душевное лекарство
WORLD UNIFIGHT CHAMPIONSHIP – казахстанский гвардеец снова на вершине
Треть урожая ушла под снег
Машины в кюветах, перебои с электроэнергией и сломанные деревья: в Костанай пришла зима
Холода сменят тепло в Казахстане
Судьба журналиста
Борьба с наркоманией дает результаты
Продукты стали дешевле
Основа качества жизни и фундамент стабильности
Творчество известного писателя обсудили в Кызылорде
А я и здесь не промолчала
Промышленность – это не про прошлое, а про будущее
Экспертные сообщества Казахстана и Китая вносят вклад в развитие межгосударственного взаимодействия
В Шымкенте строят канал Каусар
День труда
Стартовала кампания по вакцинации от гриппа и ОРВИ
«Барыс» дома обыграл «Сибирь»
Сменился министр просвещения Казахстана
FIFA показала талисманы ЧМ-2026
Ключевой костяк энергетики
Единый счет и smart-контроль тепла
Гвардеец завоевал «бронзу» на Кубке мира по боевому самбо
35 школ Атырауской области остались без директоров
В ЗКО готовят выпуск продукции из сайги
Ремонт пяти мостов начали на популярном туристическом маршруте в ВКО
Экологический месячник стартует в Астане с 13 сентября
Движение по мосту Арыс частично ограничат в Астане
Президент отреагировал на жалобы граждан по поводу самокатов
Президенту представили производимую в Акмолинской области аграрную продукцию
Строительство индустриального парка начинается в Туркестанской области
Международный университет информационных технологий Усонг открыт в Туркестане
В Костанайской области начались мероприятия, посвященные 140-летию Миржакыпа Дулатулы
Стратегия отрасли: от добычи сырья - к высоким переделам
Началось возведение энергоблока
Началось строительство плодоконсервного завода
Цифровая трансформация судебной системы
Организации образования перешли на единую модель воспитания «Адал азамат»
Генпрокуратура начала расследование в отношении Кайрата Кожамжарова
К строительству крупнейшего завода по производству снеков приступили в Алматинской области
Подсолнечное масло отправили из Казахстана в Китай новым способом перевозки
Тяньцзинь – Пекин: как визит Токаева усилил позиции Казахстана в Евразии

Читайте также

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]