Свежий выпуск

В приоритете – социальная сфера

​ Сенаторы на пленарном заседании под председательством спикера Сената Маулена Ашимбаева рассмотрели проект республиканского бюджета на 2021–2023 годы. Проект возвращен в Мажилис – сенаторы предложили пересмотреть отдельные статьи расходов бюджета и увеличили средства на социальную поддержку граждан и бизнеса, а также развитие регионов.

В целом бюджет направлен на реализацию стратегических программ и важных социально-экономических задач, обозначенных в Послании Президента.

– Учитывая сложную ситуацию на внешних рынках, будет продолжено финансирование комп­лексных антикризисных мер. Приоритетным направлением остается решение социальных проблем граждан на ближайшие три года. Соответственно, в 2021 году более 50% расходов бюджета будут выделены на социальную сферу, – сказал Маулен Ашимбаев.

Спикер палаты также отметил, что по поручению Главы государства, несмотря на трудности в экономике, в бюджете предусмотрены необходимые средства для выполнения всех социальных обязательств. Эти средства пойдут на индексацию социальных выплат, повышение заработной платы учителей и врачей, а также отчисления государства в Фонд обязательного социального медицинского страхования. Еще одна стратегическая статья расходов – развитие регионов.

– Не остались в стороне и воп­росы развития инфраструктуры, газификации центрального и северного регионов, питьевого водоснабжения. В соответствии с поручением Президента страны значительные средства также будут направлены на поддержку малого и среднего бизнеса, строительство жилья для малообеспеченных граждан, – добавил председатель Сената.

Как подчеркнул сенатор Нурлан Кылышбаев, Правительству необходимо пересмотреть подходы по распоряжению средствами Национального фонда, накопления которого в 2021 году запланированы с отрицательным значением. А пока при формировании нового трехлетнего бюджета Кабмин формально зафиксировал курс доллара, установил высокие госгарантии и запланировал средства на мероприятия, которые уже отменены.

– Вызывают озабоченность плановые показатели Национального фонда. В 2021 году чистые накопления средств в Национальном фонде запланированы с отрицательным значением с небольшим ростом к 2023 году, наблюдаются снижение валютных активов с 32% в 2020 году до 26% в 2023-м и инвестиционного дохода соответственно с 750 миллиардов тенге до 680 миллиардов тенге, – отметил Нурлан Кылышбаев.

Сенатор констатировал: планирование социально-экономического развития и бюджета страны происходит в условиях высокой волатильности. Однако в рассматриваемом среднесрочном периоде отдельные макро­экономические параметры, такие как цена на нефть и курс доллара США, без изменений сохраняются на одном уровне: 35 долларов США за баррель и 420 тенге за 1 доллар США.

– Это говорит о формальной фиксации значений для расчета параметров бюджета и указывает на несовершенство методологических подходов при прогнозировании социально-экономичес­кого развития страны, и такие прогнозы не могут быть достоверным основанием для определения финансовой устойчивости государства, – считает депутат.

Продолжают иметь место факты привлечения субъектами квазигосударственного сектора неправительственных займов под государственную гарантию, по которым возврат и обслуживание финансируются за счет средств республиканского бюджета, по сути, также являются государственным долгом. Так, на трехлетний период для погашения основного долга и его обслуживания запланировано ежегодное увеличение объема средств для Национального оператора АО «Казавтожол» с 25 млрд тенге в 2021 году до 102 млрд тенге в 2023-м, для РГП «Казводхоз» на реконструкцию водохозяйственных и гидромелиоративных систем с 3,1 млрд тенге до 6,9 млрд тенге.

– Соответственно, существует большая вероятность превышения допустимых парамет­ров лимита долговой нагрузки, что создаст риски в финансовой устойчивости государственного бюджета, – считает Нурлан Кылышбаев.

Депутаты предложили установить лимит предоставления государственных гарантий на 2021 год в размере 750 млрд тенге.

Сенатор также напомнил, что в условиях жесткой ограниченности бюджетных средств и прогнозирования продолжения пандемии в ближайшие 2 года, предполагается сохранение ограничений на въезд и выезд из страны. В то же время администраторы бюджетных программ планируют мероприятия без проведения оценки эффективности этих затрат и определения их приоритезации!

Так, Министерством образования и науки на 2021 год для участия казахстанской команды в Универсиаде и во всемирной гимназиаде предусмотрен 1 млрд 85 млн тенге, тогда как в рамках недавнего осеннего уточнения республиканского бюджета на 2020 год в связи с отменой проведения этих мероприятий из-за пандемии коронавируса в бюджет было возвращено 530 млн тенге.

– Напрашивается вопрос: почему эти средства нельзя изначально запланировать на финансирование более реалистичных проектов? – задался вопросом сенатор.

В ходе обсуждения сенаторы также подняли вопрос роста цен на продукты. И поинтересовались, что Кабмин намерен делать для сдерживания цен. В такой сложный период вопрос более чем актуальный.

Премьер-министр Аскар Мамин признал – цены на продовольственную группу выросли более чем на 7%, по официальным данным. Основной рост цен был зафиксирован в период ЧП – более чем на 4% от этой цифры выросли именно в этот период.

– Как вы знаете, в этот период закрывались границы, товарные рынки, особенно это повлияло на продовольственную группу и социальные товары. Это все дало такой негативный эффект, связанный с ростом цен на товары социально значимого характера. Чтобы в дальнейшем нам избежать таких негативных трендов, Правительство сегодня принимает ряд мер, связанных с обеспечением форвардного закупа встречных обязательств бизнеса в обмен на субсидии. В то же время необходимо поддержать бизнес. На наш взгляд, весь этот комплекс мер даст свой эффект, – считает он.

Аскар Мамин заверил – Правительство отслеживает позиции по 29 социально значимым товарам продовольственной группы.

– По 12 у нас 100-процентная обеспеченность, это вопрос продовольственной безопасности, по 11 товарным группам у нас 80-процентная обеспеченность – это допустимая норма. Сейчас мы работаем по 6 позициям, по которым обеспеченность составляет 60%. Чтобы решить вопрос импортозависимости, мы подготовили соответствующий документ, где в течение 3 лет мы должны реализовать все наши планы по исключению импортозависимости по этим 6 товарным группам. Для этого необходимо реализовать ряд инвестиционных проектов, – отметил Аскар Мамин.

В связи с этим остро встает вопрос о положении дел в АПК. А дела, как констатировал сенатор Ахылбек Куришбаев, оставляют желать лучшего.

Так, в 2003 году в сельском хозяйстве объем госсубсидий составлял 3,5 млрд тенге, в расчете на 1 тенге субсидий тогда производилось сельхозпродукции на сумму 186 тенге. В 2019 году гос­поддержка АПК увеличилась в 85 раз (!), но на 1 тенге этих субсидий произведено продукции стоимостью всего лишь 17 тенге (!).

– Это означает, что за 16 лет эффективность государственной поддержки в сельском хозяйстве снизилась в 11 раз, – представил картину депутат.

Другой пример: за последние 15 лет урожайность яровой пшеницы в крупных зерносеющих странах мира, включая Россию, увеличилась на 30–40%, а у нас всего лишь на 14%, что в 2,5 раза меньше.

– Почему так происходит? Потому что господдержка АПК у нас направлена не на технологическое развитие отрасли, как в других странах, мы не развиваем аграрную науку. Дошли до того, что поч­ти 70% сортов сельхозкультур завозим из-за границы. Из-за недоступности качественных семян некоторые наши фермеры сеют практически товарным зерном, а животноводство не обеспечено высокопротеиновыми кормами, – отметил сенатор.

Согласно повестке, депутаты Сената рассмотрели и проект Закона «О гарантированном транс­ферте из Национального фонда РК на 2021–2023 годы». Утвержден размер трансферта из Национального фонда в республиканский бюджет на 2021 год – 3,7 трлн тенге, на 2022 год – 2,4 трлн тенге, на 2023 год – 2,2 трлн тенге.

Кроме того, заместитель председателя Сената Аскар Шакиров и депутат Нурторе Жусип озвучили запрос главе Правительства на тему обеспечения прав и свобод человека.

По словам сенаторов, отсутствие достаточной осведомленности граждан в вопросах защиты своих прав не позволяет им пользоваться необходимыми для этого правовыми инструментами.

«Ежегодно наблюдается рост преступлений в отношении детей. По информации Генеральной прокуратуры, число таких преступлений в текущем году выросло на 8%, что связано в том числе с введением уголовной ответственности за сокрытие фактов насилия сексуального характера в отношении несовершеннолетних. В целом более чем 70% случаев преступлений в отношении несовершеннолетних совершаются лицами из ближайшего окружения», – отметили сенаторы.

Депутаты в этом контексте предложили включить основы прав человека в перечень обязательных предметов в рамках общеобразовательной школьной программы.

«С 2013 года школьная программа включает в себя предмет «Человек. Общество. Право», преподавание которого, однако, начинается с 9-го класса. Его содержание затрагивает преимущественно философские концепции о природе человека, нежели суть прав и свобод человека и способы их защиты. Учитывая ситуацию в обществе, считаем, что внедрение данного предмета необходимо с начальных классов», – сказал Нурторе Жусип на заседании Сената.

По словам депутатов, в региональных СМИ сохраняется проблема с публикацией фотографий и других сведений о детях, подвергшихся насилию или совершивших проступок, несмотря на предусмотренную законодательством ответственность за это. Нарушение неприкосновенности частной жизни приводит к необратимым негативным последствиям.

«Следует способствовать совершенствованию этического кодекса журналистов в целях недопущения нарушения ими профессиональной этики. Целесообразно было бы привлечь к данному процессу представителей общественности, заинтересованные уполномоченные органы, а также депутатов Парламента», – подчеркнули депутаты Сената.

Автор:
Лаура Тусупбекова
09:39 , 20 Ноября 2020
0
444
Подписка

Читайте также

Популярное