– Участие Главы государства в августовском совещании придает ему особую значимость, и многое из того, что говорилось на этой встрече, педагогам важно было услышать. Это и заявление Президента о повышении зарплаты в 2 раза в течение 4 лет. Меня как представителя системы ТиПО порадовали слова министра образования о том, что будет решен вопрос с надбавкой за квалификационные категории, которые педагоги колледжей не получают, в отличие от школьных учителей. Это станет хорошим материальным стимулом для наших преподавателей.
Колледжам набрать контингент довольно непросто. Только с внедрением бесплатного ТиПО удалось снизить сокращение количества абитуриентов в системе технического профессионального образования.
Дефицит мы испытываем в меньшей степени, спрос на педагогические профессии все-таки высокий, особенно в крупных городах. Но нужно давать правильные посылы выпускникам, чтобы они приходили в колледж осознанно.
В опубликованном недавно Международном исследовании систем преподавания и обучения ОЭСР TALIS-2018, в котором учителя средних школ Казахстана приняли участие наряду с коллегами из других 50 стран, отмечается, что, к сожалению, с каждым поколением учителей сокращается доля тех, для кого педагогика являлась приоритетной специальностью при выборе. Это означает, что те, кто пришел, не всегда выбирал педагогику с самого начала, просто подошли баллы или был меньше конкурс.
Тем не менее постепенно улучшение идет. Наш колледж фактически педагогический, и в прошлом году 15% наших абитуриентов имели аттестат особого образца. В нынешнем году мы постарались активнее проводить профориентационную работу, встречались с сельскими абитуриентами, и по некоторым специальностям удалось увеличить конкурс.
В среднем и дошкольном образовании сегодня можно достойно зарабатывать. Талантливые абитуриенты понимают это и начинают идти в профессию. Уровень трудоустройства у нас выше, чем среди выпускников вузов: в первый год трудоустройство на уровне 90%, закрепляются в течение 3 лет – более 70%.
Порадовало, что институт наставничества теперь будет оплачиваться. Это очень важная мера, которая подтверждает значимость этой работы. Так, если молодой специалист приходит работать, и его бросают «в бой» без поддержки и адаптации, то порядка 30–40% уходят в первые годы. Наставничество, помощь и поддержка старших педагогов своим молодым коллегам может предотвратить этот отток. Думаю, результаты такого решения не заставят себя ждать.