По богатству и разнообразию у этого собрания из фондов Восточно-Казахстанского областного этнографического музея-заповедника нет равных на Алтае и в Сибири. Как пояснил заведующий отделом музея Александр Яковлев, если у россиян в соседнем Алтайском крае музейные коллекции могут насчитывать 10–15 рушников, то в Усть-Каменогорске – это почти тысяча изделий, датируемых серединой XIX – первой половиной XX века. И это не считая нескольких сотен поясов и десятков экземпляров костюмов. Причем благодаря изолированной, обособленной жизни, которой долго придерживались в старообрядческих селах вдоль Бухтармы, Ульбы, Убы, орнаменты и техника вышивки сохранились здесь практически в неизменном виде с допетровских времен.
– Основные цвета – красный, черный, есть немного желтого и синего, – дал комментарий научный сотрудник. – Использовали домотканый холст или покупную ткань, причем не российскую. Поселения располагались возле границы с Китаем, и торговые связи были в основном с этой страной. В Поднебесную поставляли мед и панты из мараловодческих хозяйств, а обратно везли гарус, кашемир, пряжу, посуду. Раньше в селах на Казахстанском Алтае одевались в ткани очень сочных цветов. Недаром, когда наши фольклорные группы бывают на фестивалях, о ярких расцветках их костюмов говорят «вырви глаз».
Всего на выставке представлено около 200 полотенец, дающих представление об обрядах и праздниках староверов. Есть, например, полотенца, которые использовались при крещении новорожденного; вышитые специально для свадебных торжеств. Полотенца, которые доставали, когда надо было встретить хлебом-солью дорогих гостей. Рушники, выполненные специально, чтобы украсить стены в избе и как обрамление на образа в красном углу… Считалось, что орнамент, которому девочки учились под чутким руководством мамушек-нянюшек, работал как оберег.
– Наиболее древним считается геометрический орнамент, – рассказали в музее. – Он состоял из отдельных элементов в виде разных ромбов, крестов, свастик, линий. Каждый олицетворял какую-то могущественную силу природы: Солнце, Землю, водную стихию, растения, животных. Вязь, сложенная из повторяющегося узора, отражала божественную стройность мироздания. Даже фоновые пробелы, то есть места без вышивки, становились частью орнамента. Например, прямая горизонтальная линия символизировала землю, крест – огонь или солнце. На Казахстанском Алтае ромб называли репей, и в сочетании с другими элементами он мог означать засеянное поле, очаг, многослойность мира. Свастикальный крест в местных селах называли четырехкрюшным и видели в нем символ движения, жизни, света.
К сожалению, на рубеже ХIХ–ХХ веков эти обережные, полные смысла орнаменты стали вытесняться незатейливыми рисунками в виде цветочных гирлянд. Их назвали мыльными узорами. Дело в том, что в местных лавках стали продавать мыло московской фабрики Брокара и Ралле по 1 копейке за упаковку. Мыльный кусочек привлекал хозяек в том числе и оберткой, на которой печатали купон для вышивания крестом. Как правило, узор из повторяющихся цветов был несложным, удобным для рукоделия и выглядел более или менее привлекательно.
Под выставку в музее отведены 4 зала. И в одном из них разместили полотенца казахов, татар, белорусов, украинцев, армян, также украшенные национальными орнаментами.