Основной закон, принятый 30 августа 1995 года на всенародном референдуме, закрепил базовые основы Казахстана как светского, правового и унитарного государства. А состоявшаяся конституционная реформа трансформировала политическую систему, сделав ее более пластичной и адаптивной к новым условиям жизни общества.
В прошлом году в Конституцию были внесены поправки. Одна из ключевых заключалась в том, что Президент делегировал ряд полномочий в управлении системой государственного планирования Правительству. Таким образом новый конституционный расклад произвел вертикальное дистанцирование Президента и Правительства. Глава государства определяет стратегию, идеологию, формирует внутреннюю и внешнюю политику, отвечает за национальную безопасность. На основе поставленных Президентом задач Правительство формирует план исполнения, встраивая поручения в действующую систему госпланирования.
Государственная программа по противодействию религиозному экстремизму и терроризму на 2018–2022 годы стала одной из первых программ, утвержденных Правительством. Мы стали свидетелями важной трансформации нашей административно-политической системы. Новая система госпланирования, куда вошла программа по противодействию религиозному экстремизму и терроризму, состоит из иерархически подчиненных документов трех уровней.
Первый – это документы высшего уровня, в том числе Стратегия развития до 2050 года, 10-летний стратегический план и Стратегия национальной безопасности.
Второй уровень составили 8 государственных программ. В их числе – «Нұрлы жол», Программа индустриально-инновационного развития на 2015–2019 годы, «Информационный Казахстан-2020», Программа развития АПК на 2017–2021 годы и другие. На втором уровне также находится Прогноз социально-экономического развития на 5 лет.
Третий уровень – это система планирования госорганов, связанная с бюджетными вопросами. Смысл в том, что выделение средств возможно, если мероприятия госорганов включены в стратегический план развития страны. С учетом этого вся деятельность госорганов на основе каскадного принципа системы госпланирования нацелена в конечном счете на выполнение главных целей Стратегии-2050.
Эластичность системе госпланирования придает тот факт, что по поручению Главы государства могут разрабатываться и утверждаться концепции и доктрины, которые дополняют ее по отдельным блокам, стоящим на стыке разных отраслей и требующим взаимодействия госорганов разного подчинения – президентских и правительственных. Бюджет, госпрограммы, стратегические планы могут корректироваться в соответствии с Посланиями Главы государства.
Стратегическим целям также соответствует поднятие статуса Совета безопасности страны до уровня конституционного органа. В июле текущего года Президент подписал соответствующий закон. В полномочиях Совбеза три составляющие – это контроль за госпланированием, находящимся теперь в ведении Правительства, аналитическая работа и оценка реализации стратегических и программных документов в комплексе с текущими тенденциями в стране и мире.
Основной закон, принятый на всенародном референдуме 30 августа 1995 года, сформировал юридический каркас общества. Поэтому важным становится конституционное просвещение, чтобы граждане знали законы и умели пользоваться своими конституционными правами. И могли отличать зерна от плевел, особенно в Интернете, социальных сетях, где правозащитниками могут называть себя даже те, кто не имеет юридического образования. При этом такие люди всячески стремятся поднять «правозащитный бум». Понятно, что это создает нездоровую информационную основу, когда оценки строятся на неполной, некачественной информации.
Здесь ответственность должны взять на себя неправительственные организации. В этом тренд развития Казахстана, переживающего третий этап общественной модернизации и реализации программы «Рухани жаңғыру». За государством должны сохраняться базовые факторы и показатели жизнеобеспечения общества, то есть безопасность, внутриполитическая стабильность, защита социально уязвимых слоев общества, борьба с преступностью, правопорядок, обороноспособность. В остальных вопросах должно быть участие и вовлеченность гражданского общества. То есть стоять на страже Конституции должно и гражданское общество, в первую очередь – НПО.
Казахстан стремится войти в 30 развитых стран мира, где доля генерируемых НПО доходов составляет до 20% ВВП, занятых – около 30% от трудоспособного населения. В развитых странах в финансировании НПО государство не является определяющим. Ведущую роль играет бизнес, система фаундрайзинга, социальные сети и масс-медиа. При этом НПО выступают как ведущий инструмент аутсорсинга социальных услуг, образовательной, трудовой политики, здравоохранения, культуры, туризма. Крупные компании в этих развитых странах не просто выделяют средства на благотворительность, но создают фонды в виде НПО.
Поэтому неправительственный сектор, в том числе профсоюзы, частные СМИ, политические партии, религиозные объединения, различные частные и общественные инициативы – все это становится частью новой экономики нашей страны. Они должны приносить не только идеи, не только защищать интересы граждан, но и продвигать, артикулировать их. Смысл в том, что возникает новая общественная экономика, где государство и НПО должны стать единой частью одного большого процесса – экономического развития нашего государства.
В связи с этим перспектива конституционного развития в Казахстане – это углубление роли неправительственного сектора. Будущее за теми НПО, которые смогут стать путеводителями для населения к возможностям, создаваемым Конституцией и системой государственного планирования.