Цена цене рознь?

990
Елена Левкович

Согласитесь, это довольно-таки неприятное открытие – понять, что заплатить придется больше. И вот так постоишь, помнешься, и в итоге, тяжело вздохнув, уходишь без покупки и без настроения.

Чья же вина в том, что стоимость на ценнике не соответствует реальной продажной цене? И можно ли как-то повернуть ситуацию в свою пользу?

Давайте для начала рассмот­рим конкретный случай. Произошел он года четыре тому назад, но, уверю вас, с той поры в законодательстве на этот счет ничего не изменилось.

Итак, мы с коллегами отправились в обеденный перерыв в детский магазин – близилась осень, пора было готовить детей к школе. Подруга, выбиравшая мальчиковые рубашки, обратила внимание на сорочку в динозаврах – младшему в самый раз. Цена – более чем приемлемая (в августе всегда очень заманчивые скидки). По пути к кассе довольная женщина, прикинув общую сумму, опираясь на ценники, сделала еще несколько приобретений. Однако при расчете вышла заминка: итоговая стоимость всех покупок оказалась значительно выше предполагаемой. Стали разбираться с кассиром, сверяя стоимость каждой вещи, и вышли на ту самую рубашку с динозаврами: цена ее оказалась ровно в два раза выше.

Коллега – женщина принципиальная, и объяснения вроде «была акция, не успели сменить ценники» и «этикетки перепутали» ее не устроили.

Призванный на помощь (в первую очередь клиентам) администратор тоже не спешил вставать на сторону потребителя: мало ли что на ценнике напишут, по базе пробивается дороже, так тому и быть, хотите – платите, не хотите – повесьте на место... Но, как говорится, не на тех нарвались. Даже не заглядывая в Интернет, подруга, как по нотам разложила, кто же тут неправ. Ответ, я думаю, очевиден, и вот почему.

Согласно статье 447 Гражданского кодекса РК, предложение купить товар по определенной цене – это публичная оферта со стороны магазина. Взяв товар с ценником с полки (или вешалки), вы уже заключили договор. Сам ценник – не что иное, как «документ», подтверждающий эту самую оферту. А значит продавец обязан продать вам товар по той цене, которая в данном документе указана. На этом все.

В нашем случае администратор, поникнув головой, скомандовал продать вещь по той цене, которая отложилась в голове у подруги, справедливо решив, что дебаты с юридически подкованным клиентом ему не потянуть. Наверное, в этом магазине стали внимательнее относиться к ценникам.

Но, согласитесь, подобная покорность – явление редкое, это раз, а два – далеко не все потребители знают, что они вправе отстаивать указанную на ценнике цену.

Наверное, многие стесняются поднимать шум из-за, как им кажется, «мелочи» и послушно отсчитывают названную на кассе сумму. Кто-то, наоборот, возмутившись, разворачивается и уходит, оставив несостоявшуюся покупку в магазине.

И лишь малая часть покупателей знает о своих правах и, более того, знает, что даже после завышенной оплаты можно восстановить справедливость. Ведь как бывает: только получив на руки чек, клиент магазина понимает, что заплатил явно больше, чем было указано на ценнике.

Прежде всего нужно помнить, что отечественный Закон «О защите прав потребителей» существует не просто так, а дабы помогать нам, потребителям.

В частности, помощи стоит ждать от подпункта 9 пункта 1 статьи 25 «Обязанность продавца (изготовителя, исполнителя) по предоставлению информации о товаре (работе, услуге)», в которой сказано, что «информация о товаре (работе, услуге) в обязательном порядке должна содержать стоимость в тенге и условия приобретения товара (работы, услуги)». При этом, согласно пунктам 1 и 2 ст. 10 того же закона, потребитель имеет право на получение полной, достоверной и своевременной информации о товаре (работе, услуге), а также о продавце (изготовителе, исполнителе) опять-таки в соответствии со статьей 25.

И если вдруг предоставление неполной, недостоверной и несвоевременной информации о товаре (работе, услуге), а также о продавце (изготовителе, исполнителе) повлекло приобретение товара (работы, услуги), не обладающего необходимыми потребителю свойствами, то потребитель имеет полное право расторгнуть договор и потребовать возмещения причиненных ему убытков.

То есть если вас как потребителя дезинформировали (читайте – обманули) по поводу реальной стоимости вещи, вы эту вещь купили, а потом обнаружили, что товар-то на самом деле не обладает столь приглянувшимся вам свойством в виде невысокой цены, то продавец обязан расторгнуть договор по вашему требованию и вернуть вам деньги. Если же вы не хотите возвращать понравившуюся вам вещь, то имеете полное право требовать возврата ценовой разницы.

Солидный магазин, безусловно, признает свою ошибку и сделает так, как угодно клиенту. Несолидный будет сопротивляться до последнего, пытаясь исправить неловкость момента в лучшем случае извинениями. И даже если вы потребуете незамедлительной явки администратора, которому расскажете эту грустную историю, приправив ее выдержками из выше­указанного закона, нет никакой гарантии, что вам возместят причиненный ущерб.

Можно, конечно, пойти старым «советским» методом и крепко поругаться. Но гораз­до проще избрать цивилизованный (и более долгий, да) путь решения проблемы. Для начала неплохо бы написать свое мнение о ситуации в жалобную книгу (и лучше, чтобы она оказалась у магазина). Пос­ле официально обратиться к руководству торговой точки: отправить письмо с претензией, изложив суть дела. Обязательно приложить копии чеков. И предупредить, что в случае, если ответ вам не предоставят в течение 10 календарных дней, вы обратитесь в суд.

Можно в такой ситуации обратиться и в правоохранительные органы на основании Кодекса об административных правонарушениях. В КоАП есть статья 190, именуемая «Нарушение законодательства Республики Казахстан о защите прав потребителей», чей пункт 1 сообщает, что «предоставление недостоверной информации о цене товара – прямой обман потребителей», влекущий за собой наложение административного штрафа. Доказательствами послужат чек и ценник (обычно он остается на вещи), а также, возможно, свидетельские показания очевидцев.

Не хотите терять время на судебные тяжбы и походы в полицию? Тогда просто верните товар в течение отведенного на то срока, тут вам в помощь статья 30 все того же закона. Правда, такая возможность касается не всех категорий товаров, это тоже надо учесть.

К слову, в прошлом году министр национальной экономики Руслан Даленов затронул эту тему, посоветовав в случае нежелания продавца признавать свою ошибку, обращаться непосредственно в профильное министерство – там помогут решить проблему.

Популярное

Все
Люди, прошедшие войну, не жалуются и не унывают
Тест на прочность: держаться вместе!
Какую форму мы увидим на наших олимпийцах?
Первый экофестиваль «Талдыкорган – столица страны петроглифов» провели в области Жетысу
Свою 97-ю весну встречает кызылординка с поразительной судьбой
Ради водворения правды
Казахский должен стать языком межнационального общения
Разгадывать, что означают названия рек и озер Казахстана, и увлекательно, и познавательно
Актауский «Каспий» является скрытым лидером Первой лиги
Черепахи умеют улыбаться
Этностиль остается на пике популярности
Как ловчие птицы стали для Ивана Лаврова проводниками в казахскую культуру и язык
Знакомые Елены Константиновой называют ее наглядным пропагандистом казахской культуры
Всестороннему развитию казахского языка нужно уделять повышенное внимание
В центре знают о нуждах регионов
Наша сила в единстве
К благотворительной акции подключились все регионы
Казахстан помогает Афганистану развивать «электронное правительство»
В Костанае осудили «турагента» за присвоение денег клиентов
Превратили остановку в арт-объект
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Когда в Астане отключат отопление
Вторая волна паводка ситуацию не ухудшит – ДЧС СКО
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Коммунальщики обратились к жителям Астаны
Студентка из ЗКО после окончания вуза планирует преподавать государственный язык иностранцам
Наши гребцы завоевали еще три лицензии на летние Олимпийские игры
Паводки: более 21 тыс. человек вернулись домой
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева
Вопросы госстатистики и управления данными обсудили члены Общественной палаты
Уровень воды в реке Ишим поднялся за сутки более чем на два метра
Баку и Ереван впервые договорились по поводу участка границы
Отчисленные студенты столичного вуза из Афганистана пытались пересечь границу с РФ
И свой дом сберег, и соседям помог: история полицейского из Костанайской области
Подпольную нарколабораторию ликвидировали в Алматинской области
Тенге остается крепким по отношению к основным валютам
Казахстан завоевал шесть олимпийских путевок по гребле на байдарках и каноэ
В Астане пройдет совещание министров обороны государств-членов ШОС
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Колоссальный денежный приз может завоевать скакун Кабирхан из Казахстана
Дело Бишимбаева: почему свидетель удалил видео с камер наблюдения
Урбанисты хотят изменить облик Атырау
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Бишимбаев отказался признавать вину в убийстве Салтанат Нукеновой
К единственному роднику приезжают за водой со всего Усть-Каменогорска
Рыбоохранная акция «Бекіре-2024» пройдет в Казахстане
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Перепись архаров началась в Казахстане
Проблемы рационального использования воды обсудили сенаторы с жителями Туркестанской области
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Для меня важно твое счастье: заметки Нукеновой озвучила гособвинитель
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Суд возобновил заседание по делу Бишимбаева

Читайте также

Сто домов построят в СКО
Увеличены выплаты для медкадров
Дождалась котельная ремонта
Ждут большую воду

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]