Свежий выпуск

Цели Послания - четкие и программные

Задачи, стоящие по формированию концепции «слышащего государства», озвученные в программном документе «Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана», изложенном Главой государства Касым-Жомартом Токаевым, находились в поле пристального внимания многотысячного коллектива Евразийского национального университета им. Л. Н. Гумилева. В откликах ученых, поступивших в адрес редакции «Казахстанская правда», даны и конструктивные предложения, которые, без сомнения, будут услышаны.

Единство должно быть в умах

Шахмаран Сеилов, профессор, декан факультета информационных технологий ЕНУ им. Л. Гумилева

Послание Президента Касым-Жомарта Токаева – системный, продуманный и взвешенный документ. Цель Послания ясна: обеспечение повышения уровня жизни граждан посредством структурной модернизации экономики государства. Отсюда делаем вывод: страна вступает в новый этап политических и социально-экономических реформ.

Президент определил общую задачу – воплотить в жизнь концепцию «слышащего государства». Предложение действенно: государство должно придерживаться концепции «слышащей власти, слышащего общества и слышащего бизнеса».

При этом диалог между властью, обществом и бизнесом должен быть конструктивным, выстроенным на доверии, взаимо­уважении и обоюдных взаимовыгодах.

Правительству будет дано задание разработать Общенациональный план действий.

Как представитель научно-инновационной среды и сис­темы образования, хочу особо коснуться раздела Послания «Новый этап социальной модернизации» и поделиться своим видением путей обеспечения качества человеческого капитала страны.

Эта проблема имеет сильное последействие и критична не только для реализации поставленной цели Послания, но и обеспечения конкурентоспособности страны, то есть технологической, экономичес­кой и геополитической независимости.

Ограниченные финансовые средства, выделяемые государством в сферу образования и науки, малоэффективны как в области повышения качества образования и тем более развития инновационной дея­тельности.

Нужно искать источники финансирования. Одним из таковых могли бы быть гранты крупного и среднего бизнеса, к примеру, назовем их «индустриальным» грантом, выделяемым для подготовки магистров и PhD.

До нас же, в свою очередь, дойдут проблемы бизнеса, и мы займемся адресной подготовкой кадров, решением конкретных задач. Появится устойчивая и взаимозависимая горизонтальная связь между бизнесом и вузами. Для этого необходимо разработать выгодную систему налоговой мотивации.

В Послании отмечено, что в стране нет методики и системы учета трудовых ресурсов, и сис­тема подготовки специалистов оторвана от реального рынка труда. Эта проблема находится на стыке компетенции двух ведомств: Министерства образования и науки и Министерства труда и соцзащиты. Требуется их слаженная совместная работа. МОН РК предоставил академическую и финансовую свободу университетам. Мы самостоятельно определяем состав и содержание образовательных программ. При этом из-за отсутствия системных горизонтальных связей с работодателями и, соответственно, отсутствия данных по рынку труда вынуждены оценивать объем рынка эмпирическим путем. В этом случае необходима национальная система прогнозирования перспективных потребностей различных рынков труда в разрезе самого государства и регионов.

Количество грантов, выделяемых Министерством образования и науки по группам образовательных направлений, не в полной мере отвечает этим потребностям. Отдельно, как мне кажется, необходимо пересмотреть методику и соответствующим образом определить стоимость грантов для подготовки специалистов технических и гуманитарных специальностей. При этом нужно учесть затратность оснащения учебных лабораторий для технических специальностей.

Систему финансирования стратегических направлений НИР и ОКР Комитета науки МОН РК следует скоординировать с количеством выделяемых грантов на обучение. Из-за отсутствия научных проектов магистрант и докторант, обучаясь на государственном гранте, проводит работу, которая не финансируется государством, и результаты его труда остаются порой вне интересов страны.

Считаю, что местные исполнительные органы власти и бизнес должны больше привлекать университеты для решения национальных и региональных проблем. Тогда исследователи будут причастны к задачам экономики регионов и субъектов бизнеса и ориентированы на конкретный результат.

Полагаю, что задача повышения качества человеческого капитала может быть решена при создании системы горизонтальной кооперации университетов и бизнеса путем привлечения будущих исследователей для решения реальных задач бизнеса и экономики государства.

Единство целей подготовки кадров и повышения качества человеческого капитала лежит в плоскости взаимовыгодной кооперации власти, общества и бизнеса. Нам всем надо услышать друг друга.

Человеческий капитал в наших руках

Ольга Лашкарева, руководитель HR-службы ЕНУ им. Л. Гумилева

Характерная черта Послания-2019 – инновационность подходов, залогом их успешного внедрения является человечес­кий капитал. Будет человеку комфортно созидать, производить – будут модернизации и инновации.

В рамках теории человечес­кого капитала существует определенная связь между уровнем образования, физическим здоровьем, качеством обучения, объемом производственного опыта и заработной платой. И как следствие, расходы, направленные на повышение качественных характеристик человека, необходимо рассматривать как существенное вложение инвестиций: именно они со временем многократно компенсируются доходом.

Для реализации любой стратегии компании необходимы человеческие ресурсы, а чем сложнее задачи, тем большее значение приобретает кадровая политика.

Сегодня назрела проработка новых направлений в области взаимодействия работодателей с потенциальными работниками. Мы убеждаемся в том, что кадровая политика и стратегия управления персоналом фактически любой организации переходят в область системной упорядоченности.

Именно этот факт способствует достижению поставленных целей компанией, так как концептуально выработанная стратегия в области кадровой политики признает на всех уровнях управления высокую значимость человеческих ресурсов.

Специалисты по работе с персоналом должны научиться решать задачи в сфере консультирования потенциальных работников с целью обеспечения конкурентоспособности системы подбора кадров.

Рынок труда становится все насыщеннее, и профессионалы своего дела все более востребованы. Поэтому одаренных сот­рудников надо уметь выявлять и удерживать, а поиск талантов вне организации следует начинать еще в студенческой среде.

Наиболее актуальный девиз кадровой политики сегодняшнего дня – «Поиск, развитие и удержание талантов». Нужно научиться создавать условия для выявления и развития лучших качеств своих сотрудников и привлечения необходимых ресурсов извне.

Над чем в данной плоскости и работает ЕНУ им. Л. Н. Гумилева. Направления и индикаторы HR-политики университета введены в Операционном плане, действуют документы, регламентирующие кадровую политику университета: Дорожная карта по реализации прог­раммы «Развитие человечес­ких ресурсов ЕНУ им. Л. Н. Гумилева». Кадровая политика ЕНУ им. Л. Гумилева разработана и переведена на английский язык (что уже позволяет в конкурсе принимать участие представителям иностранных государств). Формируется порядок подбора персонала, приема, адаптации, перевода, конкурс­ного замещения и увольнения сотрудников и многое другое.

Для того чтобы реализовать талант, необходимы, с одной стороны, желание и настойчивость со стороны работника и, с другой, адекватная поддержка со стороны компании. Без личной инициативы и общности интересов любой менеджмент на уровне малого или среднего бизнеса в масштабах страны окажется несостоятельным.

Одно из ключевых мест среди других направлений кадровой политики занимает тема формирования кадрового резерва на управленческие позиции. Потенциал сотрудника должен реализоваться сначала на собственном уровне, затем – на следующем, более высоком, через систему обучения.

В Евразийском национальном университете им. Л. Гумилева действующее Положение о кад­ровом резерве для замещения руководящих должностей дает возможность задействовать имеющийся потенциал для эффективной деятельности самого университета.

Министерство образования и науки расширяет политику кадровой службы. Прагматичные и концептуальные шаги его сотрудников направлены в позитивное русло. Вместе с тем считаю, было бы не менее важным запускать специализированные образовательные программы для кадрового резерва руководителей научных и образовательных организаций. Безусловно, главная проблема систем управления талантами и кадровым резервом – это продвижение резервистов.

Следующим для нас этапом в жизнедеятельности университетской практики должен быть новый подход к карьерному планированию: каждый работник должен иметь план карьерного роста. Нам же это, в свою очередь, позволит привлечь достойных молодых специалистов, взрастить из них будущих руководителей и лидеров.

Рассматривая вопрос улучшения качества образования, сегодня поставлена задача разработки системы оценки баланса трудовых ресурсов. Не секрет, что произошел «перекос» в соз­нании граждан, когда вместо работы в частном секторе они стараются устроиться на места в госсекторе.

Занятость населения в госсекторе оттягивает на себя квалифицированные человеческие ресурсы, которых так не хватает в других секторах экономики. Наше видение в закреплении ответственнос­ти за реализацию кадровой политики: расширение роли руководителей всех уровней, которым оказывают поддерж­ку специалисты HR-служб, закреп­ление за всеми руководителями ответственности за реализацию кадровых решений, эффективное использование разработанных HR-службой инструментов.

На этих слагающих позициях, эффективности их применения и выстраивается сама эффективность развития человечес­кого капитала.

Ежегодный рейтинг глобального индекса конкуренто­способности определил за Казахстаном 59-е место в 2018–2019 годах. Положительная динамика показана по 5 факторам из 12 оцениваемых.

В рейтинге стран по применению благоприятных условий ведения бизнеса в 2018 году – на 28-м месте, поднявшись с прошлого года на 8 позиций. Первое место среди 190 стран рейтинга по индикатору «Защита миноритарных инвесторов». Второй год мы в первой десятке стран по индикатору «Обеспечение исполнения контрактов» (4-е место).

Исходя из этих данных, уже можно делать выводы, что политика, проводимая нашим государством, имеет социальную направленность, что Казахстан войдет в число эффективно развивающихся стран мира, создавая высокие стандарты жизни для своих граждан.

Качество образования – главный приоритет развития страны

Ерик Нурмолдин, декан физико-технического факультета ЕНУ им. Л. Гумилева

Начало текущего учебного года ознаменовалось важным событием в политической жизни страны – Глава государства Касым-Жомарт Токаев выступил со своим первым Посланием народу Казахстана. Профессорско-преподавательский и студенческий состав Евразийского национального университета имени Л. Гумилева с воодушевлением воспринял главный документ дальнейшего развития государства.

Было отмечено также, что наша страна будет придерживаться преемственности политики Елбасы, проводя при этом системные реформы. Сам программный документ – «Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана» своевременен для нашего общества.

Воплощение в жизнь концепции «слышащего государства», построение гармоничной страны, встроенной в контекст современной геополитики путем постоянного диалога власти и общества – это наша общая задача, как отметил Глава государства.

Своевременны также меры, принимаемые в этом направлении по инициативе Президента: создание Национального совета общественного доверия, отдела по рассмотрению обращений граждан в Администрации Президента, совершенствование законодательства о митингах и так далее.

Вместе с тем повышение качества образования по праву считается самым приоритетным направлением развития страны, озвученным в Послании Президента. В этом плане хотелось бы отметить, что миссией ЕНУ им. Л. Гумилева стало становление как ведущего научного и образовательного центра евразийского региона, обеспечивающего проведение исследований и получение передовых знаний, подготовку кадров для развития приоритетных отраслей экономики, несущего ответственность перед государством и обществом за результаты своей деятельности.

Физико-технический факультет университета, в частности, ведет подготовку востребованных специалистов в области физики с фундаментальными и практическими знаниями, инновационными подходами и исследовательскими навыками.

Приоритетами развития являют­ся интегративные приз­наки: модернизация содержания и организации образовательного процесса на основе инновационных образовательных программ с привлечением специалистов казахстанского и мирового уровня, совершенствование научно-исследовательского процесса на основе вовлечения студентов в фундаментальные и прикладные исследования, обеспечение качества профессорско-преподавательского состава, в том числе за счет привлечения ведущих ученых страны и приглашения зарубежных специалистов, двудипломное образование, привлечение иностранных студентов, укреп­ление материально-технической базы, сотрудничество с ведущими научно-исследовательскими центрами.

Удовлетворяет и вместе с тем нацеливает на более масштабные шаги в области развития физико-технических наук факт того, что направление «Физика и астрономия» нашего университета входит в топ 551–600 по результатам предметных рейтингов QS World University Ranking by Subject по итогам 2018 года, проведенным международным рейтинговым агентством QS Symonds (Великобритания). ЕНУ стал первым из казахстанских вузов, попавшим в данный рейтинг в направлении «Физика и астрономия».

Отрадно, что в своем Послании Глава государства уделил особое внимание развитию, качеству и эффективности науки, повышению уровня научных исследований и их применению на практике.

В этом отношении в стране уже принимаются конкретные меры: грантовое финансирование молодых ученых по научным и (или) научно-техническим проектам, ожидается ежегодный конкурс на грантовое финансирование научных исследований. Министерством образования и науки разрабатывается Стратегия развития науки на 2020–2025 годы, в которой предусмотрено увеличение финансирования науки.

В то же время нужно обратить внимание на качество научных исследований с разработкой критериев оценки научной дея­тельности ученых.

В этом плане в целях прозрачности научной деятельности ученых нами предлагается соз­дание республиканского научно-исследовательского портала с указанием профилей организаций, профилей ученых с информацией об основных результатах научной деятельности, о показателях согласно индексу Хирша, количестве цитирований в научных журналах, наличии международных и республиканских грантов и так далее.

Примечательны идеи Главы государства, касающиеся поддержки бизнеса. Правительству поручено разработать законодательную основу освобождения компаний микро- и малого бизнеса от уплаты налога на доход сроком на 3 года.

Эти и другие меры создают благоприятные условия для населения, в том числе для выпускников учебных заведений, имеющих предпринимательские навыки. И не только. В первую очередь считаю, эти шаги должны стать ориентиром для наших ученых с целью глубокого развития научно-технологических инструментариев, подходов, тесной взаимосвязи с бизнес-структурами не только с целью коммерциализации своих идей, но и прямого содействия промышленному потенциалу государства.

В ЕНУ им. Л. Н. Гумилева не первый год для обучающихся внедрена дисциплина «Предпринимательство», действуют центры предпринимательства CACTLE и так далее.

На наш взгляд, Послание Президента страны затронуло важнейшие сферы деятельности государства, в нем отражены актуальные проблемы развития общества и указаны пути их решения. Важно участие каждого из нас в претворении в жизнь идей Главы государства, в выполнении задач, поставленных им в главном документе. Президентом Касым-Жомартом Токаевым, на мой взгляд, в Послании обозначены фундаментальные положения, необходимые для прогрессивного развития и утверждения в Казахстане конституционализма, парламентаризма и верховенства права.

Качество высшего образования – многомерное понятие

Анна Есенгалиева, декан факультета международных отношений ЕНУ им. Л. Н. Гумилева

Президентом было выделено пять стратегически важных направлений: эффективное государство, обеспечение прав и безопасности граждан, развитая и инклюзивная экономика, новый этап социальной модернизации, сильные регионы – сильная страна.

Касым-Жомарт Токаев подчерк­нул преемственность политики Первого Президента Казахстана Нурсултана
Назарбаева, а именно – придерживаться полной реализации Плана нации «100 конкретных шагов по реализации Пяти институциональных реформ».

В документе развитию сферы образования уделено большое внимание. На сегодня актуальной проблемой в трудоустройст­ве в высших учебных заведениях является устройство на работу по специальности, полученной в вузе. На вузы возложена особая ответственность. Главой государства предложена политика профориентации.

«Растет разрыв в самом качестве среднего образования между городскими и сельскими школами. Основная проблема – дефицит кадров квалифицированных педагогов на селе. Поэтому следует расширить сферу действия программы «С дипломом – в село!» и продолжить работу на новом уровне», – отметил Президент Касым-Жомарт Токаев.

В свою очередь считаю, что для реализации поставленных задач мы должны приложить все усилия в области повышения качества образования. В решении задач также кроется обновление концептуальной системы взглядов на профессиональную подготовку специалистов в аспекте владения ими государственным, родным и иностранными языками.

Президентом страны был поднят вопрос о статусе государственного языка. Усиление роли казахского языка как языка межнационального общения – важнейший фактор сближения культур народов, которые проживают под единым небом на единой казахстанской земле.

Первый Президент суверенного Казахстана Нурсултан Назарбаев, говоря о переходе на латинский алфавит, сказал: «Казахстан вступит в общий развивающийся информационный мир – язык Интернета, науки и культуры». Процесс перехода на латиницу должен создать условия для модернизации казахского языка.

Необходимо придерживаться 79-го шага Плана нации, разработанного Первым Президентом страны, где рассматривается поэтапный переход на английский язык обучения в системе высшего образования. Трехъя­зычное образование – один из залогов конкурентоспособнос­ти государства, экономики и нации.

Для нас, национального вуза, важнейшей стратегической задачей стало, с одной стороны, внедрение инновационных технологий и интерактивных методов обучения, с другой – обеспечение выпускников нашего вуза международными квалификационными характеристиками, повышение конкурентоспособности выпускае­мых кадров.

Считаю наиважнейшим условием качественного образования, высокого компетентностного подхода к самой системе высшей сферы образования повышение квалификации профессорско-преподавательского состава.

Качество высшего образования – это многомерное понятие, охватывающее все стороны деятельности вуза, в которые входят учебные и академические программы, учебно-материальная база, ресурсы. Оно определяется прежде всего профессиональной компетентностью носителя знаний, соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, свободно владеющего своей профессией для работы в стране и в глобальном мире. Иными словами, компетентный преподаватель с помощью различных методик передает знания обучающимся.

Отдельного внимания заслуживает предложение о внедре­нии комплекса мер для повышения уровня научных исследований. В ближайшие годы намечено увеличение расходов до 10% от ВВП, выделяемых на образование и науку. Именно на научных исследованиях, образовательных ресурсах необходимо заострить особое внимание. Они, вкупе взятые, и есть основа инновационных шагов государства.

Глава государства подчерк­нул, что без улучшения социального положения преподавателей поставленные задачи не будут эффективно реализованы. В связи с этим было принято решение в течение предстоящих четырех лет повысить заработную плату учителей. И конечно же, особенно важной стала разработка законопроекта о повышении статуса педагога. Такой закон способствует качественному улучшению правового положения и социальной защищенности педагогов.

Профессорско-преподавательский состав Евразийского национального университета им. Л. Н. Гумилева высоко оценил предложенные идеи Президента Республики Казахстан Касым-Жомарта Токаева на пути перехода нашей страны на новый качественный уровень развития и готов к выполнению поставленных задач.

Справедливый баланс между общественными интересами и защитой личных фундаментальных прав

Муслим Хасенов, PhD, директор НИИ трудового и корпоративного права, председатель Ассоциации выпускников юридического факультета ЕНУ им. Л. Гумилева

Как известно, в основе современного конституционализма лежат три основополагающих принципа: приоритет прав и свобод человека, разделение государственной власти и народовластие. Эти принципы в полном объеме нашли отражение в Послании.

Во-первых, Президент в числе первых обозначил приоритет «Обеспечение прав и безопас­ность граждан», подкрепив его как системными, так и конкретными мерами. Это глубокие реформы судебной и правоохранительной систем, улучшение качества судебных решений и обеспечение единообразия судебной практики, а также ужесточение ответственности за все виды насилия, торговлю людьми и другие тяжкие прес­тупления против личности, особенно против детей.

Во-вторых, Глава государства четко обозначил позиции ветвей государственной власти как цель, к которой мы должны двигаться ускоренными темпами: «Влиятельный Парламент – подотчетное Правительство». Такой расклад сил открывает новые возможности для дальнейшего утверждения в республике парламентаризма и принципа разделения власти.

В-третьих, признана необходимость поддерживать и укреп­лять гражданское общество, вовлекать его в обсуждение наиболее актуальных общегосударственных задач с целью их решения. Общественный диалог, открытость, оперативное реагирование на нужды людей стали главными приоритетами в деятельности государственных органов. Это и есть предпосылки для реализации принципа народовластия, установленного ст. 3 Конституции.

Что касается верховенства права, здесь мировым сообществом выработаны общепризнанные международные стандарты. Они также нашли отражение в тексте Послания.

Так, согласно Венецианской комиссии (Европейской комиссии за демократию через право), основу верховенства права сос­тавляют: законность, в том чис­ле прозрачный, подотчетный и демократичный процесс принятия законодательства, правовая определенность, включая дос­тупность законодательства и судебных решений, предсказуе­мость, стабильность и последовательность законов, запрет на произвол (предотвращение злоупотребления полномочиями), равенство перед законом и недискриминация, доступ к правосудию (независимые и беспристрастные суды), самостоятельная прокуратура, независимая адвокатура.

И здесь Послание Президента оказалось в авангарде, обозначив ключевые задачи для обеспечения верховенства права как краеугольного камня на пути построения по-настоящему демократического государства и гражданского общества.

Знаковым считаю поручение Президента создать при Парламенте Институт анализа и экспертизы законодательства, который призван способствовать повышению качества наших законов, усилить систему контроля, анализа и прогнозирования. Это реальный шаг для повышения эффективности правовой системы, возможность законодателя оценить весь комплекс последствий принятия законопроектов, снизить негативные последствия от неудачных законодательных решений.

Серьезной мерой станет восстановление антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов и внедрение административной юстиции.

Институт административной юстиции – важнейший атрибут правового государства, предназначенный для защиты прав граждан в отношениях с государственным аппаратом.

Наконец, значительным вкладом в продвижение идей верховенства права стала формула, озвученная Главой государства: «Все противоречия и неясности законодательства должны трактоваться в пользу граждан». Значение этого принципа переоценить невозможно. Здесь проявляется центральная фигура личности, человека и граж­данина.

Уверен, что благодаря продуманной и последовательной правовой политике в Казахстане будет достигнут справедливый баланс между общественными интересами и защитой личных фундаментальных прав, удастся воплотить общепризнанный правовой идеал, проверенный временем и опытом развитых стран.

...В поисках современных парадигм духовного развития

Светлана Ковальская, профессор ЕНУ им. Л. Н. Гумилева

Традиция обращения Президента страны к народу Казахстана начала формироваться с 1997 года. В них аккумулированы стратегические и тактические шаги дальнейшего развития общества. Послание Президента Республики Казахстан Касым-Жомарта Токаева стало также своего рода прог­раммой дальнейших действий по пяти основным направлениям жизни нашей страны.

Особый интерес представляет ІV раздел: новый этап социальной модернизации. Начинается он с необходимости повышения качества образования, что меня, как вузовского педагога с более чем 30-летним стажем работы, особенно волнует.

Безусловно, давно назрела необходимость ставить в соответствие запросы рынка труда и набор контингента обу­чающихся. В настоящее время соз­дан проектный Атлас новых профессий, который отражает ситуацию в девяти приоритетных отраслях экономики: горно-металлургическом комп­лексе, нефтегазовой отрасли, сельском хозяйстве, транспорте и логистике, машиностроении, ИКТ, энергетике, туризме и строительстве. Вместе с тем атлас пока не отражает ситуацию в гуманитарной сфере, что также должно стать темой отдельного изучения и анализа.

Только три предмета в школе, на мой взгляд, непосредственно воспитывают будущего гражданина в духе подлинного патриотизма – история, язык и литература. Именно этому гуманитарному знанию на всех уровнях образования необходимо придать совершенно новый импульс с учетом тех задач, которые стоят перед государст­вом. А их немало – дальнейшее развитие гражданского общества, вовлеченного в обсуждение наиболее актуаль­ных общегосударственных задач, формирование «слышащего государства», укрепление межэтнического согласия и межрелигиозного взаимопонимания.

Особо хочется отметить предстоящее празднование 1150-летия аль-Фараби и 175-летия Абая, об именах которых также в своем Послании высказался Касым-Жомарт Кемелевич.

Основной труд по популяризации трудов этих гениальных личностей ляжет на плечи интеллектуальной и творческой интеллигенции нашей страны. Наследие этих великих мыс­лителей давно перешагнуло национальные рамки и стало достоянием всего человечества.

Обеспечить прогресс нации без развития науки невозможно, подчеркнул Президент. Важно отметить, что аль-Фараби высоко ценил авторитет науки и тех, кто ею занимался. Он считал, что для науки нужны люди чистого сердца, высоких помыслов, лишенные всякого тщеславия и мелочного себялюбия. Эффективность и качество науки во многом определяются личностью самого ученого. Весовая значимость имени определяется действенностью его эффективных шагов в области научных изысканий.

Соответственно считаю, что Атлас новых профессий должен выдержать и линию гуманитарной сферы деятельности. Взять, к примеру, наш мир, ныне оказавшийся перед лицом глобальных проблем, выстроен­ных на противоречиях всех актуальнейших направлений. И в этом контексте нам необходимо акцентировать внимание на поиске современных парадигм гуманистического, духовного развития.

Студенческая молодежь – за укрепление фундаментальных основ нашей будущности

Рустем Әлқожа, директор департамента по социально-граж­данскому развитию ЕНУ им. Л. Н. Гумилева

Послание Президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева «Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана» – основной и новый посыл для нас, молодых. Задачи, поставленные Главой государства, ложатся в практическую плоскость. Одними из ключевых ориентиров названы укрепление общественного согласия, повышение качества образования, поддержка института семьи и детства, создание инклюзивного общества.

Главной задачей нашего департамента по социально-граж­данскому развитию является именно создание условий для морального, духовного становления обучающихся.

От гражданской позиции молодежи, ее социально-политической активности и духовно-нравственной ориентации во многом зависит судьба реализации всех поставленных задач. Наш коллектив с особым стремлением способствует воспитанию молодого поколения в духе подлинного патриотизма. Отрадно отметить, что 2020 год объявлен Годом волонтерства.

Всецело поддерживаем слова Президента Касым-Жомарта Кемелевича: «Актуальная задача – расширить участие граждан, особенно молодежи, студентов и учащихся в добровольческой деятельности, привить им навыки активной жизненной позиции. Это важная составляющая часть нашей работы по укреплению гражданского общества». В рамках Года молодежи создан клуб волонтеров Qamqor, в который вошли представители всех факультетов. Волонтеры ЕНУ принимают самое активное участие в организации и проведении различных международных и республиканских спортивных мероприятий, форумов, съездов, симпозиумов. И не только. Обьекты нашего внимания – детские дома, дома престарелых, люди с особыми потребностями. Вот такой вот пример: после чрезвычайной ситуации, сложившейся в городе Арысе, руководство в тот же день выработало план действий. Так, волонтерским движением был создан летний образовательно-оздоровительный лагерь ENU Team для 250 детей Арыса. Но впереди у наших ребят еще большая работа.

Что касается главы «Под­держ­ка института семьи и детст­ва, создание инклюзивного общест­ва», сделан акцент на «создании равных возможностей для людей с особыми потребностями», ведется усиленная работа по созданию условий пребывания обу­чающихся с ограниченными возможностями здоровья для доступной (безбарьерной) среды, обеспечивающих свободное передвижение в учебных корпусах, научной библиотеке, студенческих домах. Решается задача по обеспечению обучающихся с нарушениями органов зрения и слуха, опорно-двигательного аппарата специализированным инвентарем.

Студенческое сообщество Евразийского национального университета им. Л. Гумилева всецело поддерживает поручение, данное Правительству по разработке Дорожной карты по поддержке одаренных детей из малообеспеченных и многодетных семей.

Все эти составляющие будут содействовать укреплению фундаментальных основ нашей будущности.

Активно и системно привлекать молодежь

Арыстан Сарсенов, доктор технических наук, профессор ЕНУ им. Л. Гумилева

Послание Главы государства Касым-Жомарта Токаева народу Республики Казахстан «Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана», на мой взгляд, отличается продуманностью и четкими ответами на основные вопросы, задавае­мые населением страны. Обнадеживает то, что политика государства обретает смысл преемственности, и общая задача формируется как концепция «слышащего государства». Для этого важна эффективная и быстрая обратная связь с народом, которую следует осуществлять не только через СМИ, но и через разрешенные митинги. Не стоит их бояться, а наоборот, надо научить народ и чиновников слышать друг друга, информировать друг друга, совместно решать проблемы и контролировать эти решения.

Наблюдая жизнь простых людей и представителей МСБ, можно встретить недоверие к банкам второго уровня. Зачастую по разным причинам, часто по финансовой малограмотности люди просто боятся брать кредиты на развитие малого и среднего бизнеса (чего не скажешь о нас, физических лицах), опасаясь попасть в долговую кабалу.

Правильно подчеркивается, что любые попытки воспрепятствованию всех видов бизнеса следует рассматривать как преступление против государства. Думаю, что все пунк­ты программного документа имеют внутреннюю связь друг с другом, поэтому решать их надо всей страной, комплекс­но, совместно.

Как человек, проработавший 45 лет в науке и высшем образовании, считаю, что к решению задач, поставленных в Послании, следует активно и системно прив­лекать молодежь. Например, в виде самостоятельных студенческих научных и внедренческих отрядов по аналогии с советской практикой (есть отличные и отличительные образцы, и их надо восстанавливать, не надо лишаться их только лишь потому, что это было в прошлом!). Но они должны находиться под контролем опытных профессио­налов-кураторов.

Системно важным и своевременным считаю усиление борьбы с коррупцией. Поддерживаю предложение о том, что следует законодательно и нормативно регламентировать персональную ответственность первого руководителя учреждения, в котором произошло коррупционное преступление. При этом, конечно, принципы презумпции невиновности должны соблюдаться в полной мере, когда заранее нельзя публично или в СМИ обвинять человека в преступлении, если его вина не доказана судом.

В настоящее время мы наблюдаем слабую мотивированность молодых людей в получении высшего и среднего специального образования, поскольку они знают, что им трудно будет найти работу по специальности и с достойной оплатой труда, но в то же время мы в сравнительно малочисленном государстве имеем немалый список университетов, эффективность и профессионализм иных из которых ставится под сомнение. И в этом контекс­те задачи направлены на то, чтобы казахстанские университеты давали качественное образование.

Вследствие этого и особенно с целью ограждения молодежи от вовлечения в экстремистские группы образовательным учреждениям следует формировать в их сознании научную объективную картину мира.

Через комитеты молодежи, центры молодежной политики, молодежные организации различных партий и другие надо создавать творческие, гуманитарные и научно-технические группы, отряды и бригады, которые самостоятельно начнут работу по воплощению в жизнь соответствующих положений Послания.

Необходимо улучшить планирование выпуска молодых специалистов совместно с учебными заведениями и потенциаль­ными работодателями с учетом количества и качества специалистов. Но работать эти молодежные формы организации труда смогут только при поддержке государст­ва, бизнеса и всего казахстанского народа.

Пожелаю Главе государства усилить контроль за принятыми решениями. Мы же, в свою очередь, ученые, работающие при университетах, будем всецело поддерживать решительные шаги модернизации казахстанского общества, направленные на укрепление экономического, а значит, и политического потенциала страны.

Автор:
10:39 , 11 Сентября 2019
0
325
Подписка

Популярное