А эти параметры напрямую зависят от степени цифровизации соответствующих процессов. В принципе, в стране сделано уже немало. Только за первый год реализации государственной программы «Цифровой Казахстан» ее экономический эффект составил 218 млрд тенге. Создано 42 тыс. новых рабочих мест, более 700 тыс. представителей малого и среднего бизнеса обучены базовым цифровым навыкам, почти 91% всех заявлений подан в режиме онлайн.
За счет цифровизации сумма дополнительных налогов в 2018 году составила 61,8 млрд тенге. Через портал eGov госуслугами удовлетворено 30 млн обращений, а при содействии электронной биржи труда работу получили 533 тыс. соискателей.
Сегодня около 94% отечественных школ пользуются онлайн-дневниками, 700 больниц и поликлиник по всей стране переведено на безбумажный документооборот. Все чаще казахстанцы получают всевозможные справки онлайн, не посещая для этого ЦОНы.
В ближайшие несколько лет новые технологии будут внедрены во все сферы жизни нашего общества. Вместе с тем Президент страны подверг критике техническую и процедурную сложность оказания госуслуг, являющуюся главной причиной невостребованности сервисов.
В связи с этим Глава государства дал поручение Правительству принять меры по популяризации и обеспечению бесперебойной работы портала электронного правительства, ускорив его интеграцию с ведомственными информационными системами.
...Успешный казахстанский предприниматель, основатель G1 SoftwareKazakstan Олег Сотников уверен, что Казахстан совершенно точно нуждается в инновационной, гибкой платформе, которая позволит сделать цифровые услуги максимально доступными для всего населения страны – от блогера в столице до аташки в отдаленном районе.
– Неудивительно, что из 67 информационных систем в прошлом году были интегрированы только 17, – заявил он. – Зато удивительно то, зачем государство пытается самостоятельно создавать различные информационные системы: разрабатывает цели и задачи, решения, пытается внедрять и эксплуатировать их. Это задачи конкурентного рынка IT-компаний, которых, кстати, у нас в республике очень много. Другая проблема кроется в бесконечных пилотных проектах, которые, создавая видимость работы, затягивают непосредственно процесс внедрения. Хотя уже на стадии презентации готовых решений их можно оценить и приобрести.
Для того чтобы государственные услуги стали транспарентными, максимально удобными и доступными, считает предприниматель, необходимо привлекать к сотрудничеству именно частные компании.
– Всех нас объединяет то, что мы пользуемся смартфонами, поэтому оказание услуг на мобильной платформе – лучшее из всех решений, – рассуждает Олег Сотников. – Со своей стороны мы разработали инновационную цифровую платформу FeebMe, на основе которой можно эти услуги цифровизировать.
По его словам, специалисты компании в разное время осуществили несколько успешных «пилотов» и коллабораций в Доме министерств, АО «НИТ», НАО «Правительство для граждан». Тем не менее последние в итоге предпочли заплатить иностранным разработчикам, хотя и дороже.
Основатель G1 SoftwareKazakstan с одобрением относится к шагам, предпринимаемым Правительством по улучшению качества цифровых сервисов и повышению эффективности предоставляемых государственных услуг.
– Безусловно, мы готовы к сотрудничеству в данном направлении, – говорит он.
Виталий Пустовойтенко, IT-архитектор Центра устойчивого развития столицы также видит реальную пользу от отечественных IT-продуктов по улучшению экономики, комфортного проживания казахстанцев. С ним солидарен и представитель компании Azimut Solutions Еркегали Машир.
– «Цифровой Казахстан» прежде всего обеспечивает трансферт инновационных решений из развитых стран. Это позволяет отечественному IT-рынку заниматься более инновационными решениями на базе уже готовых, либо создавать новые. Как известно, спрос рождает предложение, соответственно, IT-рынок становится более зрелым и конкурентным. У нас появилась возможность участия в масштабных государственных проектах с учетом потребности в рамках цифровизации страны, что в долгосрочной перспективе приведет к экономическому росту республики, – убежден он.
Конечно, многое зависит и от самих получателей услуг, их стремления овладеть цифровыми навыками. К слову, в рамках программы «Цифровой Казахстан» уровень цифровой грамотности населения в республике к 2022 году должен достичь 83%.