Тернистый путь на внешний рынок

503
Асель Муканова

Экспорт – это реальность

Предприниматели, выходя на экспорт, решают корпоративную задачу по развитию бизнеса и в то же время важную государственную задачу по укреплению нацэкономики, развитию кад­ров, повышению поступлений налогов и в целом оздоровлению экономической модели. Развитие экспорта, тем более несырьевого, не только расширяет круг потребителей, увеличивая прибыль и раздвигая горизонты перс­пектив, но и повышает имидж страны и ее производителей. При этом важно, чтобы экспортируемые товары отличались высоким качеством и имели присущие только им уникальные свойства, поскольку предстоит конкурировать со многими другими, в том числе национальными брендами на чужом рынке.

Успех российского экспорта на казахстанском рынке – а это действительно успех, ведь 40% импортируемых нами товаров родом именно из России, – вполне объясним. Две страны объединяет один из самых высоких уровней экономического взаимодействия на постсоветском пространстве. Договор о ЕАЭС создал нам условия для без­барьерной торговли. Российские товары зачастую выигрывают в цене и уж точно не уступают в качестве зарубежным аналогам. Да и казахстанцы во многом интуитивно предпочитают то же молоко или сыр из соседней России, нежели из дальнего зарубежья.

Товарооборот с соседним государством растет с каждым годом. В 2018-м Российская Федерация поставила в Казахстан товаров по 98 позициям на общую сумму 13,2 млрд долл., и львиную долю занимают обработанные товары. Традиционно это вагоны, шины, лекарства, техника. Выросла потребность в ядерных реакторах, котлах, оборудовании. А вот молочной продукции, яиц и меда экспортировано меньше, чем раньше.

В целом по итогам 2018 года несырьевой неэнергетический экспорт России составил порядка 150 млрд долл. Наибольший рост показали металлопродукция, товары химической промышленности, лесопромышленного комплекса. Аналитики зафиксировали, что в декабре 2018-го экс­порт химических товаров достиг рекордного уровня за последние 6 лет (3 млрд долл.), продукции машинострое­ния показал второй результат после декабря 2017 года (5,2 млрд долл.).

Лидирующие места промышленная продукция заняла и в списке топ-25 основных товаров несырьевого экспорта России за 2018 год – это, в частности, нелегированные стальные полуфаб­рикаты (8 млрд долл., рост на 32%), пиломатериалы (4,5 млрд долл., рост на 14%), удоб­рения (8,2 млрд долларов, рост на 14%). Основные экспортные рынки сбыта – страны СНГ, Европы, Азиат­ско-Тихоокеанского региона.

– Большая часть российского несырьевого экспорта приходится на промышленный сектор. Это говорит о том, что российская промышленность развивается, на ее продукты спрос на зарубежных рынках постоян­но растет. К 2024 году объем несырьевого неэнергетического экспорта должен составить 250 миллиардов долларов. Это амбициозная задача, которая должна решаться не только за счет оказания непосредственно мер финансовой и нефинансовой поддержки предприятиям, но и их встраивания в международные кооперационные цепочки и проекты, – считает генеральный директор АО «Российский экспортный центр» Андрей Слепнев.

Этот государственный институт создан соседями несколько лет назад с целью поддержки несырьевого экспорта и уже демонстрирует определенные успехи, проявляющиеся в повышении интереса малого и среднего бизнеса к экспортной деятельности. Сегодня РЭЦ представляет компании, которые нашли в себе силы, энергию, таланты и амбиции идти на внешние рынки, предлагать свою продукцию, продвигать себя и свою страну.

Акселерационные программы РЭЦ направлены на то, чтобы адаптировать участников ко всем сложным процессам меж­дународной торговли, найти партнеров по бизнесу, заключить экспортные контракты и, самое важное, показать российским предприятиям, что экспорт – это реальность.

– Одна из ценностей РЭЦ зак­лючается именно в том, чтобы сделать то, что кажется бизнесу сложным в экспортной деятельности, простым и доступным, – говорит его руководитель.

Поддержка из «одного окна»

Далеко не всегда административные барьеры или недостаток денег являются проблемами для выхода на экспорт. Очень часто, особенно на стартовом уровне, проблема, что называется, в головах. Компании считают, что это дорого, сложно, что у них недостаточно хороший товар, не хватает компетенции. А зачастую даже и не задумываются о своем потенциале и перспективах.

– Наша задача – показать им этот потенциал и разработать вместе с ними «дорожную карту», надежный план шагов для достижения успеха. Главное потом – не делать грубых ошибок по ходу пути, – говорит Андрей Слепнев.

Порой достаточно преодолеть опаску чужого рынка и обучиться особенностям работы на нем. Есть традиционно сильные нап­равления российского экспорта – металлы, химия, лес, и объемы здесь и так растут, это же касается машиностроения и сельского хозяйства. Но есть и новые быстрорастущие сегменты, например, анимация, комплектую­щие, косметика, парфюмерия, фармацевтика.

И здесь нужна поддержка, повышение компетенции в экспорт­ных операциях.

Изучив международный опыт, в Российском экспортном цент­ре перешли к акселерационным программам, разработали экс­портный стандарт, который применяется пока в ряде регио­нов в пилотном режиме, но затем будет распространен по всей стране, чтобы любой экспортер получал необходимый уровень сервиса в отношении своих экс­портных амбиций, где бы он ни находился.

В нынешнем году РЭЦ подписал соглашение о сотрудничестве со Сбербанком и запустил совместный сервис для компаний-экспортеров. Смысл этого продукта – помочь компаниям, имеющим экспортный потен­циал, дойти до первого контракта. Прежде всего проводится оценка экспортной готовности компании на базе международных методологий. Благодаря этому компания, производящая качественный продукт и готовая выйти на международный рынок, может посмотреть на себя объективно, в чем ее сильные и слабые стороны как экспортера.

Затем благодаря своим ресурсам РЭЦ помогает сориентироваться на внешних рынках, провести маркетинговые исследования, понять, на какие рынки нужно выходить и как именно это сделать. Кроме этого, РЭЦ готов помочь в поиске партнеров и контрагентов, организуя участие в международных выставках. Завершающие шаги – сертификация, логистика, субсидирование по кредитам, привлекаемым на развитие экспортной деятельности, то есть предоставляется весь комплекс мер по принципу «одного окна».

– Но самое главное заключается в том, что мы помогаем компании сформировать надежную прог­рамму экспортного развития и не упустить какие-то важные элементы, что иногда бывает, особенно с начинающими экспортерами, – говорит Андрей Слепнев. – Сейчас в России 45 тысяч компаний-экспортеров. Экспортный акселератор Сбербанка поможет увеличить их количество вдвое. В дальнейшем мы планируем зак­лючать подобные соглашения с другими банками.

«Made in Russia» – лучшие из лучших

Выход на внешние рынки становится одним из драйверов рос­та экономики. Однако, несмотря на успехи, в настоящий момент менее 1% российских предприя­тий занимаются экспортной деятельностью. Поэтому в верхах и задумались, что же нужно сделать, чтобы бизнес торговал глобально. Да, сложная ситуация на рынках, санкции, барьеры, но немало барьеров и в головах предпринимателей, они не верят в собственные силы.

В РЭЦ признаются: прошлый год был для них важнейшим, закладывался дизайн национального проекта, было много дискуссий с бизнесом. Порядка 10 тыс. компаний прошли через центр. Достигнут новый рекорд по объему поддержанного экс­порта – 16 млрд долл., это те поставки, которые бы не состоялись без поддержки РЭЦ.

Комплекс мер нефинансовой поддержки РЭЦ включает в себя широчайший спектр работ: регистрация на внешних рынках интеллектуальной собственнос­ти российских производителей, сертификация продукции, поиск партнеров за рубежом и организация b2b встреч, маркетинговое продвижение товара, таможенное, логистическое, юридическое сопровождение, участие российских экспортеров в крупнейших международных выставках и форумах. Немаловажна и консультационная поддержка при выходе на мировые площадки электронной торговли и участии в международных тендерах.

РЭЦ сегодня является связую­щим звеном между производителем и потенциальными клиентами и партнерами в других государствах. Организуя зарубежные бизнес-миссии, РЭЦ дополнительно расширяет возможности сотрудничества, а зарубежным бизнес-партнерам дает гарантию добросовестной репутации и финансовой надежности экспортеров.

Более того, Группа РЭЦ готовит предложения по улучшению ведения предпринимательской деятельности в части экспорта и внешнеэкономической деятельности, регулярно взаимодействует с представителями делового и экспертного сообщества, способствует преодолению барьеров и снятию системных ограничений.

Широкая география регионального присутствия делает услуги центра доступными для производителей со всей страны. А офисы в зарубежных странах и сотрудничество с торговыми представительствами РФ приближают его к предпринимателям по всему миру.

Единая система поддержки экспорта предполагает наличие технической платформы, каковой стала программа «Made in Russia» с одноименным интернет-порталом. Именно здесь собраны сведения о 300 сертифицированных производителях РФ и их продукции. «Мы гарантируем, что бренды, производители и товары, добавленные в каталог, отвечают требованиям страны производства и международных стандартов», – говорится на сайте www.madeinrussia.com.

Пройдемся по рубрикам каталога. Машиностроение – основа несырьевого неэнергетического экспорта. Данная отрасль входит в тройку лидеров и уступает лишь агропромышленному комп­лексу. Наукоемкое производство – одна из самых сильных сторон российской промышленности, подарившая миру первые атомные электростанции и ледоколы, искусственный спутник Земли, пилотируемые космические корабли.

Среди разнообразия товаров этого сектора высоко востребован транспорт, к примеру, таких известных производителей, как КамАЗ, «Ростсельмаш», КЛААС и другие: автопром, железнодорожная и сельскохозяйственная техника и комплектующие, самолеты гражданской авиации. С каждым годом появляются новые лидеры потребительского выбора. Стабильно растет спрос на бытовую технику. Во все страны мира экспортируется мукомольное оборудование, продукция завода вендинговых автоматов, установки для сжижения газов, металлообрабатывающее оборудование, а также интерактивные 5D-аттракционы.

Россия – крупный поставщик товаров химической промышленности. Именно эта отрасль входит в тройку основных доноров несырьевого экспорта страны, подкрепляя свои позиции стабильным развитием. Наиболее активными потребителями российской химической продукции являются страны СНГ (41%) и Европы (35%).

Важное место среди продуктов отрасли занимают пластмассовые изделия. Большим спросом пользуются разнообразные товары, начиная от пленки и заканчивая посудой. Также соседи все больше экспортируют различные чистящие вещества. Мыло, шампунь, стиральный порошок – иностранный потребитель уже хорошо знаком с такими продуктами химической отрасли России.

Фармацевтическая и медицинская отрасли промышленности входят в пятерку лидеров по объему среди приоритетных нап­равлений для развития экспорта. Сегодня Россия производит огромное количество разнообразных медицинских товаров, включая технику, лекарственные препараты, изделия для проведения диагностики и многое другое.

Экспорт одежды и аксессуаров, ювелирных изделий, товаров для дома и офиса за 2017 год составил 1,7 млрд долл. Широко известны по всему миру российские изделия из стекла и керамики, ювелирные изделия, музыкальные инструменты, детские товары, галантерея. Продвижение детских товаров и игрушек имеет высокий потенциал и связано в первую очередь с высокой узнавае­мостью мультгероев из России. По некоторым оценкам, бренд «Маша и Медведь» по узнаваемости входит в мировой топ‑5, он очень популярен в Китае и на Ближнем Востоке.

Благодаря росту объемов производства и расширению ассортимента товаров показатели экс­порта строительных материалов из России растут с каждым годом. Изделия из асфальта, минеральные ваты, облицовочную плитку, огнеупорные кирпичи и блоки, стекловолокно и его производные импортируют в основном в страны СНГ (особенно Казахстан, Азербайджан, Узбекистан и Беларусь), Западной и Восточной Европы, а также Китай. Список стран-потребителей постоянно пополняется, в том числе за счет усилий Российского экспортного центра.

Продолжают завоевывать международный рынок и российские сладости. Шоколад и конфеты продаются в 40 странах, а с недавних пор еще и в Австралии, Иране и Китае. Кроме того, Россия экс­портирует значительное число консервированной продукции, в том числе овощей, мяса и рыбы.

Практическое сотрудничество

В своем недавнем Послании народу «Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана» Президент РК Касым-Жомарт Токаев подчеркнул, что предстоит решительно повысить эффективность господдержки компаний, работающих на экспорт.

– Я говорю прежде всего о среднем бизнесе. Между тем у нас отсутствуют действенные меры государственной поддержки именно этого сегмента предпринимателей. Прежде всего в области сбыта продукции. Нужно поддержать наш МСБ, – сказал Глава государства, поручив Правительству в рамках Госпрограммы индустриально-иннова­ционного развития разработать комплекс мер по поддерж­ке высокопроизводительного среднего бизнеса, включая налоговое, финансовое, административное стимулирование.

Кроме того, для поддержки экспорта несырьевой продукции предстоит рассмотреть вопрос применения более простых и быстрых процедур возврата НДС.

Таким образом, развитие экс­портного потенциала – актуальная задача и для нашей страны. И в этом смысле опыт Российского экспортного центра и программы «Made in Russia» стоит изучать и перенимать. Сотрудничество с РЭЦ было бы полезным и с точки зрения возможности совместного продвижения на зарубежные рынки.

К слову, в январе нынешнего года в офисе РЭЦ в Москве сос­тоялась серия встреч с представителями казахстанской делегации во главе с тогда еще первым вице-министром индустрии и инфраструктурного развития Романом Скляром. В состав делегации вошли представители АО «Казахстанский институт развития индустрии» и НПП «Атамекен».

В настоящее время в Казахстане идут активные процессы по созданию собственного интегрированного института поддержки экспорта, в связи с чем основной фокус дискуссий был сосредоточен на успешных практиках и ключевых инструментах РЭЦ в рамках поддержки малых и крупных предприятий и выводу их продукции на внешние рынки. Роман Скляр тогда отметил, что опыт Российской Федерации по созданию единого института развития несырьевого экспорта по-настоящему востребован для Казахстана. Это связано с принятием в 2017 году Национальной экспортной стратегии, в рамках которой поставлена задача с этого года начать формирование централизованной системы экспортной поддержки.

Специалисты РЭЦ рассказали коллегам из Казахстана об основных принципах и методологии работы, подходах в части организации аналитической поддержки экспортеров, поделились информацией о наиболее популярных услугах, форматах присутствия РЭЦ внутри страны и за рубежом. Казахстанские специалисты узнали о таких проектах, как акселерационные программы, добровольная сертификация «Made in Russia», демонстрационно-дегус­тационные павильоны продукции АПК за рубежом. По итогам встреч было принято решение продолжить взаимодействие по конкретным направлениям, как в части обмена опытом, так и в целях выхода на практическое сотрудничество.

А когда готовился этот материал, стало известно, что распоряжением Премьер-министра РК утверждена Дорожная карта по продвижению экспорта несырьевых товаров и услуг. Особое внимание уделяется внутренним и внешним барьерам, устранение которых позволит сократить негативные факторы и последствия, с коими сталкиваются отечественные производители при продвижении своей продукции на внешние рынки. Дорожная карта, помимо реструктуризации мер господдержки и подходов в определении целевой группы, усовершенствования нормативных и правовых актов, снижения затратности производства и повышения конкурентоспособности, предполагает формирование единого института по вопросам развития отечественного экспорта.

Популярное

Все
Полицейский спас жизнь ребенку
Ветераны ВОВ получат по 2 млн тенге ко Дню Победы в Алматинской области
Неприглядные врата страны
У границы фуры ходят хмуро…
Мирный атом может удовлетворить растущие потребности в электроэнергии
Лидеры более чем 30 стран призвали к скорейшему расширению сети АЭС
Взрывы утихли, но надолго ли?
Центральноазиатское направление остается приоритетом
Закон дает хорошие возможности — эксперт
Жители Петропавловска возмущены планами точечной застройки
Приток большой воды в Атырау принесет не только беды, но и выгоды
Свет возвращается в села СКО
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Вторая волна паводка ситуацию не ухудшит – ДЧС СКО
Врач, которому звонил Байжанов перед смертью Нукеновой, опроверг слова Бишимбаева
Когда в Астане отключат отопление
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Коммунальщики обратились к жителям Астаны
Семья Абдраман стала пионером носочного производства в Кызылординской области
В бане мыли миллионы
Студентка из ЗКО после окончания вуза планирует преподавать государственный язык иностранцам
Наши гребцы завоевали еще три лицензии на летние Олимпийские игры
Паводки: более 21 тыс. человек вернулись домой
Вопросы госстатистики и управления данными обсудили члены Общественной палаты
Уровень воды в реке Ишим поднялся за сутки более чем на два метра
И свой дом сберег, и соседям помог: история полицейского из Костанайской области
Баку и Ереван впервые договорились по поводу участка границы
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева
Отчисленные студенты столичного вуза из Афганистана пытались пересечь границу с РФ
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Колоссальный денежный приз может завоевать скакун Кабирхан из Казахстана
Дело Бишимбаева: почему свидетель удалил видео с камер наблюдения
Урбанисты хотят изменить облик Атырау
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Бишимбаев отказался признавать вину в убийстве Салтанат Нукеновой
К единственному роднику приезжают за водой со всего Усть-Каменогорска
Рыбоохранная акция «Бекіре-2024» пройдет в Казахстане
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Перепись архаров началась в Казахстане
Проблемы рационального использования воды обсудили сенаторы с жителями Туркестанской области
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Для меня важно твое счастье: заметки Нукеновой озвучила гособвинитель
Суд возобновил заседание по делу Бишимбаева
На Петропавловск идет огромный поток

Читайте также

В СКО провожали «300 спартанцев»
90 тысяч саженцев высадят в Карагандинской области
Важно вовремя распознать недуг
Использовать все возможности

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]