Тепло войлока

808
Жубаныш Байгуринов, Актюбинская область

При изготовлении национальных изделий наряду с драпом, другими тканями мастер прикладного искусства Гульнур Орынбайқызы использует по большей части войлок, поскольку она попросту хочет возродить это древнее ремесло. Откуда такое рвение? Говорит, что от мамы, которая родом из Восточного Казахстана. Впрочем, скорее, и от бабушки ей передалось, которая в тяжелые годы войны шила шубы, корпешки, валяла валенки, одевала и обу­вала таким образом всех вок­руг, помогала родственникам. Мама Лена Мухтаровна Шахарие­ва – математик и преподавала в педагогическом институте им. К. Жубанова. А выйдя на пенсию, начала заниматься декоративным прикладным искусством. Леной назвал ее отец, чтобы жизнь была долгой и длинной, как река Лена. Сегодня она уже перешагнула восьмой десяток. И многому Гульнур научилась, безусловно, у нее: делать эскизы, вышивать национальные узоры, орнаменты. Нет, Гульнур не профессиональный художник, а самоучка. Получила в свое время высшее образование по специальности «профессиональное обучение «Бизнес и труд». Плюс дар от Бога ей помогает. Она в детстве всегда наблюдала за тем, как мама шьет, вяжет, валяет войлок, и ей это занятие очень нравилось. А повзрослев, решила тоже попробовать себя в этом деле. Взялась и… у нее стало получаться. Первой ее работой стала обычная подставка из войлока под горячее блюдо. Ведь в каждом доме под главное национальное блюдо – бешбармак – такое изделие нужно. Сделала с узорами, орнаментами. В качестве положительной оценки заслужила восторг и восхищение домочадцев, гостей. Значит, могу! С первым изделием пришло вдохновение.

Гульнур считает, что до сих пор мало кто у нас ценит войлок, а ведь он когда-то был важным атрибутом нашего быта – стелили в качестве ковра на пол, вывешивали его с узорами и орнаментами на стенах для создания уюта, домашнего убранства, и все это являлось обыденным явлением. Постепенно отношение к киіз стало меняться – пришла мода на тканевые изделия, так называемые ковры из вис­козы, полипропилена и даже бамбука… Войлок тем самым отошел на второй план, да и сам процесс технологии изготовления стал забываться. А ведь это – наше национальное достояние, нас­ледие, которое несет в себе наши традиционные ценности, истоки. Отсюда родилось огромное желание у Гульнур поднять войлочное искусство на новый уровень, сохранить и дальше развивать технологию валяния шерсти по старинному методу, чтобы возродить к нему интерес у современников. Стала больше интересоваться у старшего поколения, кто знает в этом толк, собирала по крупицам секреты мастеров, изучала литературу. Так от теории перешла к прак­тике. В первую очередь увлекла работа с художественным войлоком, поскольку он предоставляет безграничные возможности для создания разнообразных изделий. В особенности картин, которые попросту рядом с работами, выполненными масляными красками, выглядят весьма самобытным, уникальным творением – настоящим произведением искусства.

– Конечно, еще много надо учиться секретам валяния, – говорит Гульнур Аскарова.

Самой сложной работой для рукодельницы стала картина «Истоки». Идею Гульнур долго обдумывала. Она должна была олицетворять соединение с прошлым. Представила, что войлочное полотно будет в виде кереге, на нем должны присутствовать древние наскальные рисунки и орнамент. Оригинальные кружочки из шерстяных нитей додумала чуть позже. Будучи в областном краеведческом музее, обратила внимание на древний экспонат – окаменелую ракушку, и она надолго осталась в памяти, ее необычные контуры просто не выходили из головы. Уже потом на картине они найдут место в виде тех самых кружочков из нитей. Наброски сделала. Даже без рисунка-эскиза начала вышивать. Появятся на полотне и дополнительные элементы – цветные нитевые кисточки, они также являлись важным атрибутом домашнего убранства. Кисточки у казахов как олицетворение доб­ра – разгоняют злых духов. Они как оберег. Рамки войлочного полотна Гульнур сделала из веток деревца. В институте как-то срезали их во время субботника, и она попросила несколько штук. Позже сама их просушила, зачистила наждаком, покрыла морилкой, лаком. Признается: никогда этим не занималась, а тут раз – и эксклюзив такой получился. Схожего варианта подобной войлочной картине больше нет. Действительно эксклюзив.

Сырье Гульнур нередко закупает на рынке. Сейчас там его можно приобрести на любой вкус, даже цветное. Между тем ряд изделий сделала сама из натуральной шерсти, залежавшейся дома в старых корпешках. Выпотрошила, постирала, использовала. Указывая еще на одну свою войлочную работу, Гульнур увлеченно рассказывает о самой технологии его валяния, а также о том, как следует накладывать орнамент на основу полотна. Сложный процесс. Трафарет здесь не используется. Доселе неплотно свалянный, рыхлый орнамент, большого, казалось бы, размера, после валяния и накладки значительно становится меньше.

– Увалялся, – улыбается мастерица. – Здесь используется технология текемет, когда на основу накладывается другого цвета войлок, и он сразу вваливается. А это жиекбасу – старинный вид вязания крючком – прошивается по контуру изделия.

Обращаю внимание еще на большое, красочно оформленное орнаментами тканевое изделие.

– Это не корпе, а сырмақ называется, – говорит Гульнур. – Для его изготовления также имеется своя старинная технология. За счет простежки сырып тігу орнамент на нем тоже накладывается на другую основу.

Когда наносишь национальные узоры на тот или иной материал, люди больше обращают внимание на тканевое изделие, нежели на войлок, делится своим мнением рукодельница. Поэтому многие мастерицы берут за основу ткани, шьют их, украшая орнаментами. Однако при этом допускают нередко в технологии изображения некоторые незаконченные контуры: рисунок-орнамент не прошивается нитями вокруг – по всей линии границы. То есть не огораживается. А ведь суть-то по старинным технологиям заключается как раз в том, чтобы благополучие, богатство, здоровье всегда оставались в доме и должны быть оберегае­мы. Вот и добавляли в качестве главного штриха древние мастера границу из прошитых нитей на своих изделиях. Есть даже казахская пословица: «Ала жіпті аттауға болмайды» («Нельзя перешагивать через пестрые нити»). На сырмақ Гульнур эти контуры вывела особенно четко, поскольку тканевое изделие и по своему размеру получилось у нее огромное – в длину 3 м, а в высоту – почти 1,5.

Гульнур шьет также одежду, покрывала. Обучает своему мас­терству учеников, проводит мастер-классы. Есть своя мастерская. Пока арендует помещение. Но это выходит в копеечку, поэтому в скором времени намерена вернуться к занятиям в домашних условиях.

– Нам нужен свой региональный центр народного ремесла, – говорит Гульнур Аскарова. – Ведь многие наши умельцы, чьи изделия уже по достоинству оценены на международном уровне, их имена известны на всю страну, не имеют элементарных условий для работы, ютятся в неприспособленных помещениях. То есть кто как может работает, в отдельности, варится в собственном соку. А была бы общая крыша – она бы нас сплотила, объединила. Центр стал бы большой школой мастерства для многих молодых талантливых ребят. Вот такая моя просьба от имени всех наших местных ремесленников – нам нужна поддержка в решении этого вопроса со стороны исполнительных органов власти. А мы в свою очередь не подведем – будем возрождать славу древних мастеров нашего родного края.

Популярное

Все
Какую форму мы увидим на наших олимпийцах?
Актауский «Каспий» является скрытым лидером Первой лиги
Разгадывать, что означают названия рек и озер Казахстана, и увлекательно, и познавательно
Этностиль остается на пике популярности
Почувствовать себя частичкой природы, прикоснуться к истории смогли участники первого экофестиваля «Талдыкорган – столица страны петроглифов»
Свою 97-ю весну встречает кызылординка с поразительной судьбой
Черепахи умеют улыбаться
Люди, прошедшие войну, не жалуются и не унывают
Ради водворения правды
Казахский должен стать языком межнационального общения
Знакомые Елены Константиновой называют ее наглядным пропагандистом казахской культуры
«И Родина щедро поила меня…»
Эмоции взяли верх
Превратили остановку в арт-объект
Как ловчие птицы стали для Ивана Лаврова проводниками в казахскую культуру и язык
Дождалась котельная ремонта
Тест на прочность: держаться вместе!
Легионеры будут уповать на меценатов
Распоряжение Главы государства
Увеличены выплаты для медкадров
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Когда в Астане отключат отопление
Вторая волна паводка ситуацию не ухудшит – ДЧС СКО
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Коммунальщики обратились к жителям Астаны
Студентка из ЗКО после окончания вуза планирует преподавать государственный язык иностранцам
Наши гребцы завоевали еще три лицензии на летние Олимпийские игры
Паводки: более 21 тыс. человек вернулись домой
Вопросы госстатистики и управления данными обсудили члены Общественной палаты
Уровень воды в реке Ишим поднялся за сутки более чем на два метра
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева
И свой дом сберег, и соседям помог: история полицейского из Костанайской области
Баку и Ереван впервые договорились по поводу участка границы
Отчисленные студенты столичного вуза из Афганистана пытались пересечь границу с РФ
Подпольную нарколабораторию ликвидировали в Алматинской области
Казахстан завоевал шесть олимпийских путевок по гребле на байдарках и каноэ
Тенге остается крепким по отношению к основным валютам
В Астане пройдет совещание министров обороны государств-членов ШОС
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Колоссальный денежный приз может завоевать скакун Кабирхан из Казахстана
Дело Бишимбаева: почему свидетель удалил видео с камер наблюдения
Урбанисты хотят изменить облик Атырау
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Бишимбаев отказался признавать вину в убийстве Салтанат Нукеновой
К единственному роднику приезжают за водой со всего Усть-Каменогорска
Рыбоохранная акция «Бекіре-2024» пройдет в Казахстане
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Перепись архаров началась в Казахстане
Проблемы рационального использования воды обсудили сенаторы с жителями Туркестанской области
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Для меня важно твое счастье: заметки Нукеновой озвучила гособвинитель
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Суд возобновил заседание по делу Бишимбаева

Читайте также

Сто домов построят в СКО
Увеличены выплаты для медкадров
Дождалась котельная ремонта
Ждут большую воду

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]