Впереди начало нового учебного года. В преддверии этого события состоялась «большая сверка часов» – ежегодная августовская конференция педагогов, собравшая более тысячи участников. Она каждый раз привлекает внимание нашего общества, но в нынешнем году такое внимание приобрело поистине неординарный характер. Форум прошел с участием высшего руководства страны во главе с Президентом Республики Казахстан Касым-Жомартом Токаевым, который четко и детально обозначил ключевые вопросы сферы образования и дал системные установки по улучшению работы, чтобы выйти на новые рубежи. «Сохраняя лучшие традиции отечественной системы образования, мы, тем не менее, не должны стоять на месте. Система образования должна находиться в поиске, постоянно развиваться», – подчеркнул Глава государства.
При этом стратегический вектор остается прежним – стремиться к мировым стандартам, а значит – к новым достижениям. Вот как ранее обосновал такую нацеленность Елбасы Нурсултан Назарбаев: «Я думаю, что казахстанцы будут всегда находиться на передовой, делая уклон на образование. Я хочу, чтобы они пошли по пути знаний и науки. Только в этом случае мы сможем поравняться с прогрессивными странами и быть в первых рядах мировых цивилизаций».
Первый Президент Казахстана образование и науку всегда относил к высшим приоритетам развития, а человеческий капитал расценивает как главное богатство страны и важнейшие инвестиции в будущее.
Благодаря пристальному вниманию к проблемам отрасли и постоянному личному кураторству со стороны руководителя государства во многих аспектах продвижения по пути знаний мы весьма преуспели. Вошли в ведущую мировую четверку по такому престижному показателю, как индекс образования. Впереди остались лишь Норвегия, Япония и Германия. Мы лидируем среди стран СНГ по модернизации образования в части его интеграции в планетарное образовательное пространство. Еще одна убедительная иллюстрация эффективности казахстанской школы: наши ученики стабильно занимают ведущие места в сравнительных международных исследованиях по математике и естествознанию, побеждают на самых авторитетных предметных олимпиадах.
Однако еще не все столь гладко, как хотелось бы. Сфера образования сегодня явно перегружена реформаторством и не всегда оправданным и даже осмысленным экспериментаторством. Здесь накопилось немало как застарелых проблем, так и новых «болезней роста».
Поэтому августовский педсовет-2019, на котором Глава государства изложил комплексное видение необходимых и особо актуальных на нынешнем этапе перемен, обретает для нас особенное значение. Как этапная точка отсчета на пути к знаниям нового уровня и образованию нового качества.
Президент жестко прошелся по «родимым пятнам» прошлого и некоторым проявлениям чрезмерного управленческого «креатива», пагубно влияющим на школу и сам процесс обучения. По бюрократическим и однобоким «сертификациям» и квазиреформам, чреватым уроном престижа профессии учителя. Но почему-то никак не поддающейся даже в наш век компьютерных и коммуникационных технологий хоть какому-либо сокращению и совершенно «неодолимо» растущей отчетности перед постоянно плодящимися контролирующими структурами. По практике местных властей, то и дело привлекающих педагогов к организации разного рода мероприятий, далеко не всегда нужных нашему образованию.
И кто только не понукает учителем!.. Дошло до того, что некоторые ретивые проверяющие «в пользу детей и учебного процесса» едва не обязали директоров школ отказаться от своих типовых кабинетов и перебазироваться в каморки возле «входных групп», то бишь почти на пороге учебных заведений. Одного из них, во избежание гонений переселившегося в 13 квадратов, даже ставили всем в пример. Какую цель при сем преследовали радетели сплошной оптимизации? И насколько «эффективны» такие меры для подъема качества образования или престижа педагогов?
Но как бы ни изощрялись псевдореформаторы, учитель, педагог был, есть и останется главной фигурой всей системы образования – это аксиома. Истинные учителя – это патриоты, передающие каждому новому поколению душу нации, достижения и чаяния поколений предков, открывающие ученикам двери в будущее.
Мое давнее и твердое убеждение: не подняв статус учителя, уважение к нему в обществе и обеспечение его непростого и благородного труда на должную высоту, мы не сможем достичь никаких серьезных целей. И этого не заменить никакими «суперпередовыми» технологиями, методиками, моделями и организационными измышлениями.
Без фигуры Учителя уйдет в небытие главный фактор развития и, собственно, существования человечества – перманентное обновление и поступательное движение вперед.
Издревле на Востоке отношение к Учителю было самым уважительным и трепетным, он был одним из самых почитаемых в обществе. В нашей семье мама, Кенжетай Батырбековна, сызмальства прививала детям благоговейное отношение к учителю и наставнику. Старшее поколение буквально впитывало нравственные заповеди школы. Утверждаемый культ знаний оказал важнейшее влияние на формирование наших убеждений и принципов.
Уверен, все казахстанцы, и, прежде всего, органы управления всех уровней, в состоянии наконец реально осознать особую государственную и общенациональную значимость труда педагогов, поднять имидж учительства и обеспечить архиважной профессии высочайший престиж в казахстанском обществе.
К тому готовятся и законодательные основания. По поручению Елбасы на стадии рассмотрения находится специальный законопроект – «О статусе педагога».
Президент Касым-Жомарт Токаев разъяснил участникам конференции, какие меры поддержки в нем закладываются: «Это и сокращение нагрузки учителей, и гарантия защиты чести и достоинства, и материальные стимулы. Важнейшие из них – доплата в двукратном размере за классное руководство и проверку тетрадей; увеличение отпуска для всех педагогов до 56 дней; доплата за степень магистра и другие меры. Отдельно предусмотрены нормы по сокращению нагрузки на педагога, установлению запрета на привлечение к несвойственным функциям, предоставление чрезмерной отчетности, проведение необоснованных проверок».
Модернизация начинается с анализа, глубокого изучения существующего порядка дел в той или иной сфере и подчас приводит к пересмотру казавшихся незыблемыми позиций.
Такая критичность взгляда полезна, так как помогает выявлять недостатки и слабые места.
В ходе августовской конференции Президент страны не раз ставил знак вопроса и обращался к Правительству.
В частности, говоря о важности повышения качества дошкольной подготовки детей и определении дальнейшей стратегии развития среднего образования: «В 60% стран мира школьное обучение начинается с 6 лет, что способствует более раннему интеллектуальному развитию и социализации ребенка. Поручаю Правительству обеспечить продуманный, плавный переход к 12-летней модели в рамках реализации новой Госпрограммы развития образования и науки до 2025 года».
Касым-Жомарт Кемелевич также сделал акцент на необходимости обстоятельной проработки и дальнейшей реализации проекта «Жас маман», то есть на базовом укреплении и развитии технического и профессионального образования.
Коснулся Президент и активно обсуждаемого в обществе вопроса трехъязычия, поручив МОН пересмотреть процесс его внедрения с учетом готовности преподавателей и учебных программ.
Плюс мнений учеников и их родителей: «Преподавание естественных наук должно осуществляться на усмотрение учеников и родителей, в зависимости от кадровых возможностей образовательных центров. Поэтому преподавание английского языка будет уместным и эффективным, начиная со 2–3 или 5-го класса по усмотрению родителей».
Много тем для размышлений и серьезных выводов дала состоявшаяся в минувшую пятницу педагогическая конференция. Прежде всего подчеркну ее конструктивизм, полную объективность и открытость обсуждения насущной проблематики средней школы.
Анонсированные меры, безусловно, пришлись педагогам по душе. Выступление Главы государства их явно вдохновило. Системность поставленных задач и поручений гарантирует, что их реализация будет носить не разовый, а комплексный и взаимоувязанный характер.
Следует также отметить новизну и необычность в постановке некоторых вопросов. К примеру, о распределении образовательных грантов, которые и в самом деле могут стать «миной замедленного действия». Или о преодолении образовательного неравенства. Конечно, это сложная ситуация, но она исправима, ведь в сущности речь идет о восстановлении социальной справедливости.
В заключение хочу подчеркнуть еще один важнейший вопрос, имеющий ключевое значение для достижения поставленной стратегической цели вхождения Казахстана в число развитых стран планеты. Этой цели нельзя добиться без развития отечественной науки, ее встраивания в экономику и общество, обеспечения эффективного взаимодействия и в определенном смысле слияния со сферами образования и производства. Мы здесь сильно «заговорились», но сделано пока явно недостаточно. Такую ситуацию надо кардинально менять, и определенные шаги руководством страны уже намечены и делаются.
В связи с этим радует и является системным ориентиром восьмое направление в развернутой Президентом программе преобразований, которое посвящено науке и ее болевым проблемам. Оно неразрывно связано и с успешным развитием образовательного сектора, наших университетов, колледжей и школ. А значит, отвечает коренным интересам каждого казахстанца.
Новые знания каждого и их воплощение в жизнь – это необходимый фактор превращения Казахстана в процветающую страну.