Свежий выпуск

Средневековая игрушка?

Среди множества артефактов, хранящихся в государственном историко-культурном заповеднике-музее «Памятники древнего Тараза» внимание привлекает находка ученых, внешне чем-то напоминающая современную детскую забаву.

Поднять на поверхность на первый взгляд непонятный предмет из прошлого и продемонстрировать его любителям истории удалось благодаря проведенным научно-исследовательским и археологическим работам на городище Тараз, начавшимся несколько лет назад.

Уже давно представители подрастающего поколения обратили внимание на то, что странный экс­понат непонятного предназначения им до боли знаком, ведь по форме он похож на популярный среди подрастающего поколения спиннер.

– Очень часто юные посетители музея с удивлением смотрят на артефакт в экспозиции и задают разного рода вопросы. К примеру, неужели в средневековье дети тоже играли спиннером? В прежние времена они были изготовлены из керамики? – с улыбкой рассказывает заведующая отделом государственного историко-культурного заповедника-музея «Памятники древнего Тараза» Жазира Шильдебаева.

Напомним, спиннер – это развлекательная вращающаяся игрушка, сделанная на основе подшипника в центре с несколькими лопастями. На полках магазинов она впервые появилась примерно 4 года назад, но особую популярность новинка приобрела в 2017–2018 годах. Вертушка у всех ассоциируется с разными вещами: с вентилятором, пропеллером самолета, «волчком»… Как выяснилось, несмотря на большое внешнее сходство, это далеко не спиннер. При детальном рассмотрении видно, что у представленного экспоната светлого цвета 3 «лопасти», а также отсутствует центральный вращательный элемент.

Как сообщила Жазира Шильдебаева, это небольшое тре­угольной формы приспособление имело довольно простое предназначение. Его использовали местные средневековые ремесленники, а точнее, гончары. Это обыкновенная керамическая подставка, которая когда-то применялась мастерами для большего заполнения пространства печи глазурованными изделиями. Такое нехитрое решение заметно экономило время и, соответственно, давало большую производительность труда. Ведь, как известно, изделия изготавливались на оборудовании вручную и пользовались большой популярностью среди населения.

Увеличение производства керамики наблюдалось во время расцвета экономики и культуры города, который наступил к IX–X векам благодаря удачному географическому расположению и торговле на Великом шелковом пути.

– В оформлении использовались самые различные краски и предметы для обжига, в том числе подобные приспособления, – говорит Жазира Шильдебаева. – На нижней части подставки обнаружены отпечатки стекловидного слоя, который наносили древние мастера для придания красоты, блеска и прочности посуде, идентичные следы присутствуют на внутренней стороне дна найденных при раскопках глазурованных чаш и блюд. Следовательно, гончарные изделия ремесленники составляли в горн печи многослойными рядами, а подобные керамические подставки служили разделительными барьерами для сохранения рос­писи и глазури.

Считается, что обжиг керамики представляет собой наиболее ответственный этап в производстве керамических изделий. Только в процессе обжига отформованный из керамической массы полуфаб­рикат превращается в изделие и приобретает соответствующие прочность и стойкость к внешним воздействиям. Благодаря правильному изготовлению керамических изделий многие посуды при археологических раскопках сохранились почти целыми и невредимыми.

Сегодня они являются не только яркими представителями богатой археологической коллекции, насчитывающей более 4 тыс. артефактов, но и достоянием многовековой истории города и страны в целом.

Автор:
Михаил Тё, Жамбылская область
12:15 , 14 Февраля 2020
0
444
Подписка

Популярное