Глобализация, цифровизация и развитие соцсетей оказывают большое влияние на работу госорганов. Появляются новые требования к госслужащим и к качеству госуслуг. О том, как в глобальном контексте развивается казахстанская госслужба, рассказал председатель Управляющего комитета Регионального хаба в сфере государственной службы Алихан Байменов.
– Алихан Мухамедьевич, в нынешнем году Казахстан отмечает 30-летие Независимости. За эти годы система государственной службы прошла несколько этапов реформирования. На Ваш взгляд, как можно оценить сегодня уровень ее развития в нашей стране?
– Период становления суверенного Казахстана, строительства нового государства и изменения общественно-экономической формации совпал с интенсивной глобализацией, бурным развитием информационных технологий. Не случайно эксперты называют первые декады XXI века миром VUCA. Это акроним английских слов volatility – нестабильность, uncertainty – неопределенность, complexity – сложность и ambiguity – неоднозначность.
В Казахстане каждый этап развития госслужбы имел свои приоритеты. Если в первые годы шла адаптация унаследованного от прежней системы госаппарата к новым реалиям, то на следующем этапе в 1997–2000 годах происходило формирование концептуальных и законодательных основ для перехода к профессиональной госслужбе.
В 2007–2012 годах приоритетами стали переход к сервисной модели государства и качество оказания услуг. После этого начался новый этап с акцентом на профессионализацию управления человеческими ресурсами и обеспечение стабильности работы госаппарата.
С 2019 года парадигмой является концепция «слышащего государства», сформулированная Президентом Касым-Жомартом Токаевым.
Госслужба всегда находится в зоне пристального внимания граждан, что абсолютно правомерно, так как весь госаппарат содержится на их средства. Здесь я придерживаюсь принципа «проблем не видит равнодушный, а достижений – слепой». С этой точки зрения важны баланс и объективная оценка.
Для этого по инициативе Хаба в 2017 году Директоратом по госуправлению Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР) при поддержке Агентства по делам госслужбы РК проведен сравнительный анализ. Были сопоставлены параметры развития государственной службы нашей страны и государств ОЭСР.
В результате дана высокая оценка казахстанской госслужбе в части принципов законодательства, отбора и продвижения кадров, оценки эффективности деятельности сотрудников, а также по ряду других параметров.
Однако следует учесть особенности современной госслужбы в мире. С одной стороны, взрывное развитие информационных технологий и глобализация приводят к росту требований граждан к качеству решений и услуг. С другой стороны, профессиональный госаппарат работает в рамках систем более высокого порядка – административной и политической. Отдача от профессионализма госслужащих, эластичность и восприимчивость госаппарата в значительной степени определяются характеристиками этих систем. Именно поэтому провозглашенные Президентом Касым-Жомартом Токаевым политические реформы важны и с точки зрения повышения качества работы госаппарата и оказания госуслуг.
Фундаментальное значение имеют также корпоративная культура и внутренняя среда госслужбы. Среда, в которой ключевыми ценностями выступают достоинство, труд и время госслужащих, позволяет полноценно реализовать их потенциал. Если при этом профессиональные знания и опыт госслужащих, их экспертиза и рекомендации будут полноценно учтены при принятии решений руководителями госорганов, тогда возникнет эффект синергии между политической волей и профессионализмом госаппарата.
– Какие положительные стороны имеет казахстанская система госслужбы, как она изменилась в последние годы в результате реформирования?
– В 1999 году в Казахстане был принят закон о госслужбе, который впервые предусматривал внедрение обязательного конкурсного отбора, разделение госслужащих на политических и административных, защиту последних при смене руководителей и создание уполномоченного органа. Эти меры стали прорывным шагом на всем пространстве СНГ.
Хочу отметить, что закон о госслужбе Казахстана от 1999 года повлиял в целом на все пространство СНГ. Это отмечают и международные эксперты. Многие страны региона разрабатывали свое законодательство о госслужбе, приняв за основу нашу модель.
Тогда в Казахстане осознанно была выбрана позиционная модель, так как в переходный период было важно привлечь талантливых специалистов и менеджеров из частного сектора на ключевые должности, минуя определенные ступени.
Затем, по мере развития госслужбы, в 2015 году был провозглашен переход к карьерной модели. Однако со временем Правительство убедилось в неэффективности реализации карьерной модели в чистом виде.
Действительно, сегодня в мире не осталось стран с чистой карьерной моделью. В принятой в текущем году Концепции развития госуправления предусмотрен возврат к позиционной модели с акцентом на соблюдение принципов меритократии.
– Расскажите о современных трендах реформирования систем государственной службы в странах Центральной Азии.
– Несомненно, каждое правительство в своих решениях учитывает как специфический страновой контекст, так и глобальные тенденции. К числу отдельных современных трендов развития госслужбы можно отнести конвергенцию и взаимовлияние карьерной и позиционной моделей. Также глобальным трендом является повышение роли управления человеческими ресурсами с учетом возросшей конкуренции на рынке труда.
Совершенствуются системы управления талантами, найма, оценки эффективности и оплаты труда госслужащих. В менеджменте госорганов большое внимание уделяется повышению управленческой автономии и структурной гибкости. Отмечается возросшее значение приверженности общим интересам и мотивации. В связи с этим особое внимание уделяется корпоративной культуре, добропорядочности, этике и антикоррупционной политике.
Для стран нашего региона общим являются движение к построению сервисно-ориентированной модели госуправления и поиск эффективных инструментов, таких как проектный менеджмент, адаптивные модели управления и другие. Расширяются сферы применения передовых информационных технологий. Мы видим стремление госслужбы стран региона к открытости и прозрачности как инструменту повышения уровня доверия. Вместе с тем актуальными остаются вопросы децентрализации, дебюрократизации, совершенствования процесса принятия решений, оптимизации информационных потоков и предотвращения коррупции.
Мы постоянно занимаемся изучением глобальных и региональных трендов в сфере госслужбы, делясь результатами исследований с уполномоченными органами стран региона. Все эти данные имеются в открытом доступе на сайте хаба: www.astanacivilservicehub.org.
– Насколько в мире развит тренд вовлечения граждан в процесс принятия государственных решений? Какое влияние он оказывает на казахстанскую систему госслужбы и принципы ее работы?
– В целом повышение участия населения в подготовке и принятии решений является долгосрочным глобальным трендом. Одновременно происходит изменение в характере взаимоотношений между Правительством и гражданами. Высокая информированность населения, возможность сравнить решения госорганов своей страны с методиками, применяемыми в других государствах, приводит к тому, что госорганы начинают, по сути, работать в квазиконкурентных условиях. То есть житель Нур-Султана или Сатпаева сравнивает решения, принятые госорганами в его регионе, с теми, которые принимаются органами власти, например, в Токио или муниципалитете Онтарио.
При этом правительства используют разные методы анализа мнений граждан. Так, например, в Швейцарии по ключевым вопросам социально-экономической политики проводятся референдумы. Интересен также опыт Эстонии, где граждане голосуют с использованием мобильных приложений. Все это, безусловно, повышает требования к качеству госуслуг и уровню профессионализма госслужащих.
В мире все больше и больше обращают внимание на evidence based decision making – принятие обоснованных фактами решений. Например, в США есть Комиссия по разработке политики, основанной на фактах
(the U.S. Commission on Evidence-Based Policymaking), а в 2018 году там же был принят закон об основах разработки политики на основе фактов. Этот документ требует от федерального правительства модернизировать свои методы управления данными.
В этом же русле следует рассматривать концепцию «слышащего государства», реализация которой должна способствовать оперативному и эффективному реагированию на все конструктивные запросы граждан. При этом госслужба как профессиональная часть госаппарата должна защищать долгосрочные интересы государства и интересы всего общества.
Очень важным шагом также стало утверждение 26 февраля 2021 года Указом Президента «Концепции развития госуправления в Республике Казахстан до 2030 года», последовательная реализация которой позволит существенно поднять эффективность всего госаппарата.
– Президент Касым-Жомарт Токаев в своем Послании в сентябре прошлого года объявил о перезагрузке системы государственной службы в Казахстане. В связи с этим какие мероприятия проводятся Региональным хабом для повышения конкурентоспособности и профессионализма кадров казахстанского госаппарата?
– С Агентством по делам государственной службы, Агентством по противодействию коррупции, Министерством иностранных дел и рядом других центральных и местных госорганов у нас налажены хорошие партнерские отношения и плодотворное сотрудничество. Хаб оказывал экспертную и организационную поддержку Агентству по делам госслужбы в разработке новой системы оплаты труда на основе факторно-балльной шкалы, в создании Единой рамки компетенции, отбору в Президентский кадровый резерв.
В текущем году совместно с агентством мы работаем над совершенствованием отбора и созданием новой системы тестирования госслужащих.
Кроме того, продвигаем обучение и обмен опытом по принципу «равный с равным» на основе методики Платформы эффективных институтов ОЭСР. Для этого созданы три альянса практиков: в сфере оказания госуслуг, развития электронного правительства, трансформации и инновации в госуправлении. Они предоставляют возможность практикующим специалистам из стран со схожими социально-экономическими условиями находить общие проблемы и лучшие решения.
С учетом новых реалий в 2020 году был создан виртуальный Альянс практиков, который призван оказывать содействие правительствам стран в борьбе с глобальной пандемией COVID-19 через обмен опытом и распространение передовых решений.
В целом по запросу госорганов страны с 2013 по 2020 год Хабом проведено свыше 60 обучающих мероприятий, в которых приняли участие около 4 500 казахстанских госслужащих. С учетом ограничений, связанных с пандемией, с апреля прошлого года нами было организовано свыше 20 онлайн-мероприятий по развитию потенциала, в которых приняли участие более 3 500 государственных служащих, ученых и экспертов из 46 стран.
Хабом издано более 40 тематических исследований и кейс-стади, посвященных различным аспектам госслужбы и госуправления. Подготовлена уникальная книга, обобщающая опыт всех 15 стран постсоветского пространства за эти 30 лет, которая скоро будет выпущена международным издательством Palgrave Macmillan.
Созданный 25 странами в 2013 году при поддержке Елбасы Нурсултана Назарбаева Астанинский хаб госслужбы сегодня охватывает 42 государства, имеет более 70 институциональных партнеров со всех континентов. Мы тесно сотрудничаем с Американской и Азиатской ассоциациями госуправления, секретариатом Всемирного правительственного саммита, а также с международными сообществами и ассоциациями институтов управления.