Социальное развитие села – основа ускоренного подъема сельского хозяйства

2147
Ахылбек Куришбаев, депутат Сената Парламента Республики Казахстан

Каково текущее состояние наших сельских территорий? Уровень жизни проживающего там населения? Если в 2011 году у нас доля сельского населения составляла 45,4%, то сейчас этот показатель равен 41,3%. Особенно тревожит резкое снижение доли его экономически активной части. Так, за последние 10 лет численность населения трудоспособного возраста снизилась с 4,1 млн до 3,8 млн, и наоборот, количество людей пенсионного возраста возросло на 190 тыс., или на 33%. Из года в год увеличивается отток сельского населения, в прошлом году в города переехало более полумиллиона сельчан.

Рождаемость в селе раньше всегда была выше, чем в городе. В последние шесть лет отмечает­ся тенденция к ее снижению.

Среди сельских жителей 3,6 млн человек заняты трудом. Из них 2,3 млн – это наемные рабочие, 1,3 млн – самозанятые. По данным статистики, в 2019 году среднемесячный доход сельчан на душу населения составил 45 829 тенге (у горожан 66 207 тенге). А по итогам проведенного нами опроса среднемесячный доход сельчан и того меньше и составляет 35 349 тенге. Следует отметить, что из 3,6 млн плательщиков единого совокупного платежа страны 2 млн, или 56,2%, проживают в сельской местности. Основная часть малоимущих семей и граждан с уровнем дохода ниже прожиточного уровня также проживает в сельской местности. Их доля составляет 6,6%, что в 2,5 раза больше, чем в городе.

Не все жители сельской местности имеют доступ даже к первичной медицинской помощи. В предстоящие годы на селе необходимо открыть 150 новых объектов здравоохранения (лечебные амбулатории, фельдшерско-акушерские и медицинские пункты). Потребность сельской местности в медицинских кадрах составляет более 900 человек. Если в городе на каждые 10 тыс. жителей приходится 56,3 врачей, то в сельской местности – 16,5, или в 3,5 раза меньше.

Потребность сельской местности в объектах образования составляет 312 единиц, 32 школы находятся в аварийном сос­тоянии, 86 школ работают в трехсменном режиме. Дефицит педагогов составляет 2 240 человек, или 75% от всей потребности республики в педагогических кадрах.

Особенно волнуют проблемы обучения в сельских школах. Итоги внешней оценки достижений учащихся показывают, что разница по качеству образования между сельскими и городскими учащимися составляет в среднем 8 баллов, а если оценивать по результатам PISA, то разница составляет от 22 до 37 баллов. По результатам ЕНТ выпускники сельских школ отстают от своих городских сверстников в среднем на 5–6 баллов. Из-за низкого качества образования многие одаренные сельские ребята не могут стать обладателями государственных грантов высших учебных заведений. В 22 сельских районах даже нет колледжей. Таким образом, значительная часть сельской молодежи остает­ся за бортом высшего и профессионального образования, а государство теряет свое главное богатство – ценный человеческий капитал.

В селах не хватает 550 объектов культуры, спортзалов, около 150 библиотек. Здесь следует отметить, что показатели развития культурно-спортивной инфраструктуры не входят в критерии оценки деятельности акимов, что приводит к их финансированию по остаточному принципу. Только 64% сельских населенных пунктов обеспечены центральным водоснабжением, около половины дорог местного значения требует ремонта, лишь 20% сельских населенных пунк­тов газифицировано.

По представленным нам данным, 69% сел охвачено Интернетом. Однако, как показали итоги проведенного нами социологического опроса среди сельских жителей, абсолютно все респонденты жалуются на низкое качест­во Интернета. Очевидно, что телемедицина, дистанционное обучение школьников, цифровизация АПК кардинально решат системные проблемы села. Но тогда организация качественной интернет-связи в сельской местности должна стать приоритетом в работе Правительства.

Участники опроса отметили, что самой главной проблемой села является наличие работы, и указали на необходимость создания новых рабочих мест. Соглас­но опросу 40% трудоспособных сельчан планируют в будущем переехать в города.

Много недостатков и в реализации программы «С дипломом – в село!». Если учесть, что ежегодно только 30% выпускников, получивших аграрные спе­циальности по государственным грантам, трудоустраиваются в сельской местности, то получается около 7 млрд тенге, выделенных из бюджета на эти цели, используют­ся неэффективно. Как показал опрос, проведенный среди выпускников по аграрным специальностям, 72% из них не хотят ехать в село. Основные причины: отсутствие условий, подобных городским, низкий уровень заработной платы и необеспеченность жильем.

В настоящее время вопросы развития сельских территорий регулируются проектом «Ауыл – Ел бесігі». Несмотря на то что в ходе его реализации на местах достигнуты значимые успехи, данный проект страдает из-за практического отсутствия единой системы, которая позволила бы не только четко координировать все действия центральных и местных исполнительных органов в вопросах развития сельских территорий, но и вовлечь в этот процесс органы местного самоуправления, местные сообщества, а также умело увязывать все это с государственной политикой развития аграрного сектора экономики.

Здесь уместно обратиться к опыту развитых стран. Ибо они пережили и успешно решили такие проблемы, с которыми сейчас сталкиваемся мы. По мнению экс­пертов из стран ОЭСР, подобные программы не должны строиться на так называемых кабинетных решениях, разработанных в федеральных ведомствах. Во-первых, население, по их опыту, должно само устанавливать приоритеты в развитии своего населенного пункта. Во-вторых, госорганы должны отбирать и софинансировать местные инициативы. И только такая активность местных властей может служить обос­нованием участия государства в развитии сельских территорий. В-третьих, в большинстве таких программ главным критерием оценки потенциала СНП должно стать наличие и возможность развития производства и создания рабочих мест. И все это – их главные принципиальные отличия от нас в управлении сельскими территориями.

Кроме того, у нас имеются проб­лемы с единой координацией проекта. Налицо – разобщенность в действиях госорганов, каждый из которых отвечает за свой учас­ток работы. К примеру, по этой причине 55 млрд тенге, выделенные в рамках «Дорожной карты занятости», были направлены на финансирование инфраструктуры сел, не имеющих по критериям Минэкономики потенциала развития. В 2019 году средства республиканского бюджета в сумме 4,2 млрд тенге направлены на текущий ремонт (ремонт трибун стадиона, тротуаров и фасадов зданий, обустройство набережных и др.). Эти нарушения подтверждаются итогами проверки Счетного комитета.

Отсутствие системности в реализации программы можно увидеть на следующем примере. В 2010 году 183 села обеспечивались привозной водой. Прошло 10 лет, однако жители 105 сел по-прежнему зависимы от водовозов, хотя за эти годы на развитие сельских территорий были направлены многомиллиар­дные средства.

Помимо этого, такое стало возможным из-за погрешности при разработке финансовой части проекта «Ауыл – Ел бесігі». Она составлена контурно, только расчетным путем, потому что в период ее подготовки никакой глубокой исследовательской работы по категориям сельских населенных пунктов для выявления их потребности в социальных объектах, инженерной и другой инфраструктуре не проводилось. И такую работу планируется проводить только в следующем году.

По результатам государственного аудита Счетного комитета проекта «Ауыл – Ел бесігі» сделан вывод, что «применяемый в нем подход не окажет влияния на продвижение идеологии труда и развития экономического потенциала регионов. Более того, бессистемность в строительстве объектов приведет к дальнейшей нагрузке на бюджет».

Для эффективного ведения работы по развитию сельских территорий было бы правильным принять следующие меры. Во-первых, Правительству необходимо в корне пересмотреть саму концепцию стратегии развития сельских территорий. Прежде всего нужно выделить вопросы развития сельских территорий из состава нынешней Гос­программы развития регионов на
2020–2025 годы и принять отдельным стратегическим документом в форме национального проекта по развитию сельских территорий.

Во-вторых, вопросы развития сельских территорий из ведения Министерства национальной экономики необходимо передать в ведение Министерства сельского хозяйства, ибо развитие производства и создание комфортных условий для тех, кто работает на селе, – это составные части единого целого. За Министерством национальной экономики остает­ся функция общей координации. К тому же это общемировая прак­тика, и мы должны ее придерживаться. Вопросы развития сельских территорий в большинстве европейских государств, аграрных стран, как Канада, Австралия, Россия, Беларусь и другие, находятся в ведении министерств сельского хозяйства.

В-третьих, главными критериями при классификации сельских населенных пунктов должны стать потенциал развития произ­водства и возможность создания новых рабочих мест, а также повышение занятости сельских жителей, в том числе и за счет ее альтернативных форм.

В-четвертых, коренным образом надо пересмотреть принципы финансового обеспечения национального проекта. Здесь крайне важным является, наряду с увеличением объемов финансирования со стороны государства, максимальное вовлечение в процесс развития социальной и инженерной инфраструктуры сельской местности частного капитала в лице агробизнеса путем субсидирования (софинансирования) их затрат, направленных на эти цели. Участие в этом деле частного капитала совместно с местным сообществом и органами самоуправления является самым точным и надежным показателем востребованности возводимых социальных и инженерных инфраструктур в конкретном сельском населенном пункте. Придерживаясь такого подхода, надо решить и проблему подготовки кадров для села и закрепления их в сельской местности. Как и в других странах, нужно добиться субсидирования затрат агроформирований, направленных на обучение ими студентов в вузах. Наряду с этим необходимо увеличить долю сельской квоты в государственных грантах для вузов с 30% как минимум до 50%. В рамках проекта «Серпін» нужно рассмот­реть возможность увеличения квот на обучение молодежи южных областей в университетах и колледжах северных регионов и создания им всех необходимых условий в соответствии с прог­раммой «С дипломом – в село!». Было бы правильным по опыту России и Республики Беларусь рассмотреть возможность строи­тельства нового жилья для молодежи, переселяющейся в села.

В-пятых, надо и дальше усиливать меры государственной поддержки сельского хозяйства и совершенствовать их с целью обеспечения доступности к ним всех сельхозформирований. За счет дифференциации ставки субсидирования в зависимости от климатических зон создать равные условия сельхозформированиям для конкуренции. Такой инструмент, безусловно, оказал бы благоприятное воздействие и на решение проблемы оптимального расселения производительных сил и переселения жителей южных областей в северные регионы. Актуальной проблемой на местах являются вопросы, связанные с передачей земельных долей сельчан в уставные капиталы агроформирований. Особенно важным является окончательное решение проблемы обеспечения скота личных подсобных хозяйств пастбищными угодьями и кормами. На сегодня она является главной проблемой самозанятого сельского населения. По этому вопросу Президент страны в своем Послании дал четкое поручение. Министерству сельского хозяйства совместно с акиматами нужно решать эти насущные проблемы сельчан.

В числе важных вопросов находится и кредитование сельского бизнеса. В этом направлении необходимо усилить роль финансовых институтов «КазАгро» и «Байтерек». В Послании Пре­зидента была поставлена задача поднять доходы 1 млн сельских жителей на стабильной основе. Важно в кратчайшие сроки определить механизм ее реализации.

Фермеры развитых стран считают, что самой эффективной мерой государственной поддержки сельского населения являются центры распространения знаний, где они обучаются методам ведения аграрных и несельскохозяйст­венных видов бизнеса. И нам надо рассмотреть возможность массовой организации работы таких экстеншн сервис-центров.

Село всегда было и остается колыбелью языка, культуры и духовности нашего народа. И сегодня, в период духовного возрождения общества, село должно обрести новый облик, а его духовная жизнь – новое содержание, соответствующее реалиям и требованиям времени. А для этого нам нужны современные подходы в развитии села, и поддержка сельских территорий должна стать приоритетной задачей государства на ближайшую перспективу.

Популярное

Все
Какую форму мы увидим на наших олимпийцах?
Актауский «Каспий» является скрытым лидером Первой лиги
Этностиль остается на пике популярности
Почувствовать себя частичкой природы, прикоснуться к истории смогли участники первого экофестиваля «Талдыкорган – столица страны петроглифов»
Разгадывать, что означают названия рек и озер Казахстана, и увлекательно, и познавательно
Черепахи умеют улыбаться
Свою 97-ю весну встречает кызылординка с поразительной судьбой
Люди, прошедшие войну, не жалуются и не унывают
«И Родина щедро поила меня…»
Эмоции взяли верх
Превратили остановку в арт-объект
Ради водворения правды
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Когда в Астане отключат отопление
Вторая волна паводка ситуацию не ухудшит – ДЧС СКО
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Коммунальщики обратились к жителям Астаны
Студентка из ЗКО после окончания вуза планирует преподавать государственный язык иностранцам
Наши гребцы завоевали еще три лицензии на летние Олимпийские игры
Паводки: более 21 тыс. человек вернулись домой
Вопросы госстатистики и управления данными обсудили члены Общественной палаты
Уровень воды в реке Ишим поднялся за сутки более чем на два метра
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева
И свой дом сберег, и соседям помог: история полицейского из Костанайской области
Баку и Ереван впервые договорились по поводу участка границы
Отчисленные студенты столичного вуза из Афганистана пытались пересечь границу с РФ
Подпольную нарколабораторию ликвидировали в Алматинской области
Казахстан завоевал шесть олимпийских путевок по гребле на байдарках и каноэ
Тенге остается крепким по отношению к основным валютам
В Астане пройдет совещание министров обороны государств-членов ШОС
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Колоссальный денежный приз может завоевать скакун Кабирхан из Казахстана
Дело Бишимбаева: почему свидетель удалил видео с камер наблюдения
Урбанисты хотят изменить облик Атырау
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Бишимбаев отказался признавать вину в убийстве Салтанат Нукеновой
К единственному роднику приезжают за водой со всего Усть-Каменогорска
Рыбоохранная акция «Бекіре-2024» пройдет в Казахстане
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Перепись архаров началась в Казахстане
Проблемы рационального использования воды обсудили сенаторы с жителями Туркестанской области
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Для меня важно твое счастье: заметки Нукеновой озвучила гособвинитель
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Суд возобновил заседание по делу Бишимбаева

Читайте также

Ждут большую воду
Не укладываются в срок
Строить дороги с учетом паводков
А начинали здесь с задвижек

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]