Свежий выпуск

Соразмерно ли?

Сенат на пленарном заседании под председательством спикера Маулена Ашимбаева ратифицировал новые нормативы таможенных пошлин в ЕАЭС, приняв закон «О ратификации Протокола о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также об изменении и прекращении действия отдельных международных договоров». Указанные нормативы призваны обеспечить соразмерный подход к распределению ввозных таможенных пошлин между государствами – членами ЕАЭС. Будет ли так на практике – большой вопрос, сомневается ряд сенаторов.

Как напомнил спикер Маулен Ашимбаев, Евразийский экономический союз был создан по инициативе Первого Президента – Елбасы Нурсултана Назарбаева. Глава государства Касым-Жомарт Токаев также уделяет важное внимание сот­рудничеству в рамках ЕАЭС. Структура направлена прежде всего на экономическое развитие, увеличение товарооборота и инвестиционного сотрудничества между странами. И законодательство должно способствовать реализации этих задач.

Итак, протокол совершен в Ереване 1 октября 2019 года. По информации министра национальной экономики Руслана Даленова, протоколом предусмат­ривается закрепление новых нормативов распределения сумм ввозных таможенных пошлин.

Размеры нормативов определены для пяти государств-членов. При этом для Казахстана норматив определен 6,955%. Для Армении он составляет – 1,220 %, Беларуси – 4,860 %, Кыргызской Республики – 1,900 %, Российской Федерации – 85,065%.

Также протоколом определено, что высшие органы государственного финансового контроля государств-членов в рамках совместных контрольных мероприятий ежегодно проверяют соблюдение уполномоченными органами государств-членов положений настоящего протокола.

Ратификация документа, утверждает Министерство национальной экономики РК, не повлечет отрицательных социально-экономических и правовых последствий. Но судя по вопросам и выступлениям, прозвучавшим в ходе заседания, не все сенаторы согласны с этим утверждением.

Так, депутат Даурен Адильбеков констатирует: российские импортеры имеют преимущест­ва перед нашими экспортерами по НДС. Так, в России он составляет 20%, в Казахстане для импорта – 12%.

– Как с этим дальше быть? Российские предприниматели имеют больше возможностей для продвижения своего товара, – сказал сенатор.

По мнению министра нацио­нальной экономики Руслана Даленова, высокая ставка НДС в России не экспорт стимулирует, а защищает от проникновения товаров из других стран.

– Российская Федерация встречает любой товар налогом на добавленную стоимость ставкой в 20% на границе. Казах­стан же встречает импортный товар налогом на добавленную стоимость ставкой в 12%. В этом может быть конкурентное преи­мущество у страны, у которой ставка выше. С другой стороны, при экспорте тяжело получить подтверждение об экспорте, тяжело применить нулевую ставку. Если предприятие небольшое, нужно ждать, пока контрпарт­нер в Казахстане подтвердит, что он завез товар из РФ. Для российского экспортера применение нулевой ставки не всегда происходит успешно, поэтому 20% у них в товаре всегда остается. Есть жалобы российских предпринимателей на то, что нулевую ставку им тяжело применять. Соответственно, товар приходит с НДС. В Казахстане ставка НДС 12%, и она позволяет легко производить экспорт. У того, кто не хочет нулевую ставку ввиду различных причин, товар содержит 12% НДС. У казахстанского предпринимателя заведомо есть преимущество для экспорта в РФ, – считает министр.

Большой вопрос у сенатора Едиля Мамытбекова вызывает изменение нормативов распределения сумм ввозных таможенных пошлин. В частности, последовательное сокращение доли Казахстана: так, с 1 января 2017 года произошло ее снижение с 7,11% до 7,055%, затем с 1 января 2020 года – с 7,055% до 6,955%. При этом доли Армении, Кыргызстана и Беларуси либо остаются неизменными, либо даже растут, за исключением России.

– Евразийская комиссия считает, что эти решения не влекут отрицательных социально-экономических и правовых последствий. Однако, полагаю, это далеко не так. Если для российской экономики эти потери бюджета не так заметны, то для экономики Казахстана ощутимы, – считает сенатор.

По мнению Едиля Мамытбекова, расчет суммы ввозных таможенных пошлин расчитывается согласно приложению 5 Договора о Евразийском экономическом союзе, который выведен эмпирически, без должных научно-методических обоснований. Депутат считает необходимым принять новую методику расчета долей стран в распределении таможенных пошлин. К слову, об этом уже говорится много лет, но воз и ныне там.

Вызывает вопросы и тот факт, что действующие в отношении России экономические санкции по логике свидетельствуют о том, что импорт из стран, инициировавших санкции, либо не осуществляется, либо присутствует в малой доле, однако при этом нормативы распределения сумм ввозных таможенных пошлин и размеры для России остают­ся практически неизменными.

Кроме того, сенаторы на заседании озвучили ряд запросов. Вице-спикер Сената Аскар Шакиров и депутат Ляззат Сулеймен затронули проблемы реализации жилищной политики. Обращение Едиля Мамытбекова касается вопросов промышленной политики, в том числе разработки законопроекта «О промышленной политике». Ольга Булавкина озвучила запрос по ситуации в приграничных селах.

Автор:
Лаура Тусупбекова
09:22 , 16 Октября 2020
0
416
Подписка

Популярное