Свежий выпуск

Собираться в мирных целях

На пленарном заседании Мажилиса под председательством спикера палаты Нурлана Нигматулина одобрены поправки в проект закона «О порядке организации и проведения мирных собраний в РК», также одобрен в первом чтении разработанный депутатами законопроект, позволяющий следить за международными перевозками в онлайн-режиме.

Этот законопроект является одним из более чем 40 законодательных актов, разработанных по инициативе депутатов.

– До конца сессии мы планируем взять в работу еще десяток собственно разработанных законопроектов. Каждый из них направлен на решение актуальных вопросов жизни нашего общества, – подчеркнул Нурлан Нигматулин.

При этом спикер акцентировал, что депутаты Мажилиса активно пользуются своим правом законодательной инициативы.

Итак, согласно законопроекту, отметил один из его разработчиков депутат Павел Казанцев, на каждый въезжающий в страну автотранспорт будут прикреплены специальные навигационные пломбы, что позволит отслеживать весь маршрут транспорта.

– Законопроект разработан по поручению Президента о соз­дании системы отслеживания транзитных перевозок с использованием навигационных пломб. Законопроектом предлагается внесение изменений и дополнений в КоАП и Закон «Об автомобильном транспорте», предусматривается введение понятий «информационная система отслеживания международных перевозок», а также «электронные идентификаторы» или «навигационные пломбы», – пояснил депутат Павел Казанцев.

Также депутаты предлагают наделить Правительство компетенцией по определению национального оператора системы отслеживания международных перевозок. Для грузоперевозчиков будут установлены соответствующие требования по использованию электронных идентификаторов, и введена административная ответственность за умышленное повреж­дение или уничтожение этих идентификаторов.

Необходимость таких мер, по мнению авторов законопроекта, объясняется большим объемом теневого рынка и «серых» грузов.

– В 2019 году в ходе выборочного контроля выявлено порядка 60 тысяч автотранспортных средств, перевозивших грузы, по которым не уплачен НДС. Выявлено более 11 тысяч фактов якобы транзита, но по факту груз остался внутри Казахстана. Примерные потери бюджета только от этих фактов составляют порядка 25 миллиардов тенге, – аргументировал Павел Казанцев.

В ходе обсуждения депутаты задали коллегам – авторам проекта ряд вопросов. Так, мажилисмен Сакен Утебаев напомнил, что в условиях отсутствия таможенных границ в рамках ЕАЭС возникает необходимость контроля перемещения товаров автомобильным транспортом по территории союза.

– Данная мера необходима для полноты взимания налога на добавленную стоимость, так как существует схема перемещения товаров автомобильным транспортом, которая позволяет недоб­росовестным субъектам бизнеса вводить в оборот товары в отношении которых не уплачен налог на добавленную стоимость, тем самым нанося урон бюджету и создавая недоб­росовестную конкуренцию. В связи с этим какой положительный эффект в части поступления в бюджет Вы ожидаете в случае одобрения данного законопроекта? – спросил он.

По словам Павла Казанцева, зачастую перевозчик заявляет транзит через территорию Казахстана, но не осуществляет его, и груз остается в Казахстане. Либо при импорте заявляют определенный населенный пункт в Казахстане, но груз не доходит до него и остается в другом мес­те. В результате НДС и косвенные налоги не уплачиваются, появляется теневая экономика и недобросовестная конкуренция, то есть сплошной блок проблем. Все текущие потери – это недополучения в бюджет страны. Так что выгоды, которые несет законопроект, очевидны.

– Плюс дисциплинирование всех перевозчиков, которые работают на территории союза, – добавил Павел Казанцев.

Депутат Бекболат Тлеухан поинтересовался, не повлечет ли процедура опломбировки автомобилей их скопление на пропускных пунктах. Павел Казанцев убежден – этого не будет. Хотя бы потому, что время навешивания пломб – не более одной минуты.

– Скопления, сразу скажу, не будет, – заверил он. – Притом, что количественный порядок перемещения автомобилей через границу составляет порядка 440 тысяч единиц, тем не менее все автомобили подлежать такому контролю не будут. Будет работать система управления рисками, и, соответственно, по предполагаемым оценкам, порядка 6 200 автомобилей будут подлежать этому контролю. То есть те, кто находится в зоне рис­ка. Добросовестные перевозчики освобождаются от подобного контроля. Это примерно 5–6% от общего количества перевозок, которые осуществляются на евразийском пространстве. Это очень быстрая процедура.

Мажилис также согласился с поправками Сената в проект закона «О порядке организации и проведения мирных собраний в РК». Таким образом, документ считается принятым и направлен на подпись Президенту.

Внесенные изменения и дополнения направлены на уточнение ряда норм законопроекта. В частности, предлагается установить в центральных частях районов в городах республиканского значения, столице и в административных центрах областей обязательное количество специализированных мест для организации и проведения мирных собраний. Также вносится норма, согласно которой организатор и участник мирных собраний имеют возможность использовать средства индиви­дуальной защиты в случае неблагоприят­ной экологической ситуации, сезонных эпидемий заболеваний ОРВИ, гриппа и других.

Одобрили мажилисмены и ратификационные законопроекты. Это соглашение Казахстана с Ираном о взаимной правовой помощи по гражданским делам. Как отмечается в заключении к документу, стороны устанавливают порядок оказания взаимной правовой помощи по гражданским делам для защиты основополагающих прав и интересов граждан обеих стран.

В соглашении регламентируют­ся вопросы взаимодействия компетентных органов двух стран по вопросам оказания взаимной правовой помощи по гражданским делам. В документе подробно определены основания для отказа в помощи, обмена правовой информацией и материалами, условия признания и исполнения юридических актов.

Также обозначены условия вручения документов, сбора и передачи доказательств, вызова свидетеля и эксперта, признания и исполнения судебных актов и арбитражных решений. Определены компетентные органы обоих государств, непосредственно взаимодействующие в процедурах оказания правовой помощи.

В числе одобренных и поправки в Соглашение о сотрудничестве государств – участников СНГ в борьбе с хищениями автотранс­портных средств и обеспечении их возврата. Как отметил, представляя проект, министр внут­ренних дел Ерлан Тургумбаев, в настоящее время существует проблема неисполнения запросов о возврате автотранспорта компетентными органами стран – участниц соглашения. Поправками, в частности, предус­матривается установление срока исполнения запросов до одного месяца.

Глава МВД подчеркнул, что основная цель протокола – повышение эффективности мер в обеспечении защиты прав владельцев похищенного автотранспорта.

– В настоящее время существуют проблемы неисполнения запросов о возврате автотранс­порта компетентными органами стран – участниц соглашения, действующего с 2005 года. За это время установлено свыше 220 похищенных в Казахстане автомашин, из них только 30% возвращены в страну. В связи с этим в соглашение вносится норма по установлению срока исполнения запросов до одного месяца. Также определяются четкие основания для отказа в предоставлении информации по запросу, – сказал министр.

Кроме того, протоколом предус­матривается обмен сведениями из дополнительных информацион­ных баз данных, снятых с учета автотранспортных средств, прошедших регистрацию в таможенных органах, получивших повреж­дения в результате пожаров и ДТП. А также установление срока в виде одного года, по истечении которого неистребованные автотранспортные средства обращаются в доход государства, в котором оно было обнаружено.

Депутаты согласились – меры, предложенные ратификацией, своевременны и актуальны. Однако мажилисмен Василий Олейник напомнил – транснациональные группировки, занимающиеся хищениями авто­транспорта, в последующем благополучно их легализовывают. Процент раскрываемости в сфере хищений автотранспорта оставляет желать лучшего.

– Большая часть дорогостоящих автомашин исчезает за рубежом бесследно. Так, по данным вашего министерства, с 1993 года из более чем 75 тысяч украденных и угнанных в нашей стране автомашин найденными остаются 14,5 тысячи, – констатировал депутат.

Глава МВД согласился с мнением депутата. Однако при этом подчеркнул, что уполномоченные органы не бездействуют.

– За последние 5 лет в результате принятых нами мер количество угона и краж автотранс­порта уменьшилось на 30%, а раскрываемость увеличилась. У нас тесные взаимоотношения с министерствами внутренних дел сопредельных стран, мы проводим совместные оперативные мероприятия, и когда обнаруживается пропажа, наша цель – чтобы данное автотранспортное средство не было легализовано на территории той страны, куда оно было угнано. Мы создаем единую информационную базу пока среди 5 государств – участников ЕАЭС, – сказал он.

На пленарном заседании палата назначила профильным комитетам сроки подготовки заключений по новым законопроектам. Среди поступивших в Мажилис – поправки по вопросам совершенствования админист­ративно-территориального устройства регионов, а также новшества в Кодекс «О таможенном регулировании в Республике Казахстан». В числе новых – и законопроект о ратификации дополнений в Договор о Таможенном кодексе ЕАЭС.

Автор:
Лаура Тусупбекова
11:24 , 21 Мая 2020
0
696
Подписка

Популярное