Как отметил заместитель Генерального прокурора РК Асет Чиндалиев, одним из важных шагов на пути гуманизма является отмена смертной казни. Какова история вопроса в Казахстане?
В 2005 году ратифицирован Международный пакт о гражданских и политических правах, согласно которому смертные приговоры могут выноситься только за самые тяжкие преступления в соответствии с законом, который не противоречит Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказания за него.
В 2006 году Казахстан присоединился к Заявлению Европейского cоюза об отмене смертной казни и в 2007 году поддержал резолюцию 62-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН о моратории на высшую меру наказания.
Таким образом, сфера применения смертной казни сокращалась поэтапно. В первые годы независимости смертная казнь могла быть назначена по 26 особо тяжким преступлениям. При принятии Уголовного кодекса 1997 года ее предусмотрели только по 18 статьям. В действующем Уголовном кодексе 2014 года высшая мера предусмотрена по 17 статьям. Во всех санкциях суд имеет альтернативу в виде пожизненного лишения свободы.
В декабре 2003 года Президент подписал Указ о введении бессрочного моратория, который действует вплоть до решения вопроса о полной отмене смертной казни.
Одним из ключевых актов, направленных на отмену смертной казни, является Второй факультативный протокол, который Казахстан ратифицировал 2 января текущего года. Протокол обязывает принимать все необходимые меры для отмены смертной казни, но допускает ее сохранение, если сделана оговорка.
Казахстан воспользовался этим исключением и сделал соответствующую оговорку в момент ратификации. В соответствии с оговоркой Казахстан оставляет за собой право применения смертной казни после признания виновным в совершении особо тяжких преступлений военного характера, совершенных в военное время.
– Поэтому разработанный по поручению Президента законопроект направлен на приведение Уголовного кодекса в соответствие со Вторым факультативным протоколом и сделанной оговоркой, – уточнил Асет Чиндалиев.
Согласно вносимым изменениям в Уголовный кодекс, смертная казнь исключается из 13 статей Уголовного кодекса. Также устанавливаются пределы применения данного вида наказания только за особо тяжкие преступления военного характера, совершенные в военное время.
В соответствии с этим смертную казнь предлагается оставить только в 4 статьях Уголовного кодекса, а именно за наиболее тяжкие преступления против мира и безопасности человечества. К ним по действующему Уголовному кодексу относятся развязывание и ведение агрессивной войны, применение оружия массового поражения, нарушение законов и обычаев войны, выразившееся в убийствах военнопленных и граж-
данских лиц, а также геноцид, совершенный в военное время.
– Эти статьи выбраны с учетом тяжести последствий и предусматривают ответственность за убийство большого количества людей в военное время. Именно о таких бесчеловечных деяниях говорится в международных актах, которые указывают на допустимые пределы применения смертной казни. В частности, согласно Резолюции Экономического и социального совета ООН 1984 года перечень преступлений, за которые предусматривается смертная казнь, не должен выходить за рамки умышленных преступлений с человеческими жертвами или другими крайне тяжкими последствиями, – пояснил Асет Чиндалиев.
Также высшую меру предлагается сохранить и за применение оружия массового уничтожения, которое само по себе несет угрозу всему человечеству.
– Принятие законопроекта укрепит имидж нашей страны на мировой арене. Международным сообществом будет воспринят как гуманный шаг и прогресс в обеспечении прав человека. И является усилением гарантии высшей конституционной ценности – права на жизнь, – резюмировал замгенпрокурора.
В первом чтении депутаты палаты одобрили законодательные новшества по вопросам энергосбережения и повышения энергоэффективности. Основной целью законопроекта является достижение конечного результата проводимой политики в области энергосбережения и повышения энергоэффективности по снижению энергоемкости внутреннего валового продукта. В связи с этим у депутатов возник ряд вопросов. В частности, речь шла об исключении министерством индустрии и инфраструктурного развития из законопроекта нормы, предусматривающей обязанность субъектов Государственного энергетического реестра предоставлять в уполномоченный госорган данные потребления и потерь воды. Разработчик также предлагает исключить обязанность субъектов реестра обеспечивать ежегодное снижение объема потребления воды.
По мнению депутатов, эти нормы необходимо вернуть в действующее законодательство.
Спикер Мажилиса подчеркнул актуальность этого вопроса особенно сегодня, в условиях климатических изменений, влекущих дефицит воды.
– Если принять предложение министерства, то тысячи промышленных предприятий, коммерческих и бюджетных организаций, которые потребляют воду из системы внутреннего водопотребления, другими словами – из системы горводоканала, останутся вне контроля. А это значит, что вопрос, как они используют воду, рационально или нет, остается открытым. Этого нельзя допускать. Поэтому законопроект должен предусматривать систему конт-
роля водопотребления, – отметил Нурлан Нигматулин.
Поддержав предложение депутатов о сохранении действующей системы контроля водопотребления, председатель Мажилиса поручил рабочей группе до второго чтения отработать этот вопрос с разработчиками проекта закона.
В целом законопроектом вводятся новые виды энергетического аудита: «экспресс-энергоаудит» и «целевой энергоаудит», которые будут являться альтернативой проведению обязательного энергоаудита для субъектов Государственного энергетического реестра.
При этом обязательным условием проведения экспресс-энергоаудита является наличие на предприятиях системы менеджмента в области энергосбережения и повышения энергоэффективности (энергоменеджмент).
Компетенция уполномоченного органа дополнена нормами по установлению требований по энергоэффективности товаров, работ и услуг при осуществлении госзакупок, а также разработке и утверждению перечня таких товаров, работ и услуг.
Компетенция местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения и столицы дополняется нормой по разработке и утверждению «дорожных карт» по энергосбережению.
Также законопроектом закрепляется порядок осуществления профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля.
«Добро» Мажилиса получил и ратификационный законопроект – поправки в Соглашение Казахстана с Россией о создании на космодроме «Байконур» ракетного комплекса «Байтерек».
Согласно Протоколу, совместное казахстанско-российское предприятие «Байтерек» освобождается от кредитных обязательств путем конвертации бюджетного кредита в его уставный капитал и получает возможность дальнейшего осуществления своей деятельности.
Кроме того, будут обеспечены гарантии загрузки космического ракетного комплекса «Байтерек» (после завершения процедуры его создания) пусками ракеты-носителя «Союз-5», что позволит обеспечить его функционирование на длительный период времени.
На пленарном заседании палата определила профильным комитетам сроки подготовки заключений по новым законопроектам.
Среди поступивших в Мажилис – проект закона с сопутствующими поправками «О геодезии, картографии и пространственных данных».
В числе новых законопроектов – законодательные новшества по вопросам волонтерской деятельности, благотворительности, государственного социального заказа и грантов для НПО, а также законопроект о ратификации Соглашения о трансграничном перемещении опасных отходов по таможенной территории ЕАЭС.