В нынешнем году форум проходит под девизом «Машиностроение – драйвер индустриализации Казахстана!». На встрече обсуждаются такие важные и актуальные темы, как стратегические направления развития отрасли в условиях вызовов нового времени, вопросы импортозамещения, стимулирования производства, повышения статуса молодых специалистов, обсуждение новых подходов в условиях цифровизации. Особое внимание развитию потенциала молодого поколения организаторы форума уделили в рамках Года молодежи.
Ни для кого не секрет, что машиностроение – драйвер индустриализации Казахстана. Обсудить проблемы и достижения собрались министры, депутаты, руководители национальных компаний, иностранные и отечественные эксперты, а также лидеры и простые рабочие отрасли.
По мнению экспертов, за годы работы форума он стал реальной диалоговой площадкой государства и бизнеса. Ежегодно его посещают иностранные делегаты, тем самым отечественные предприятия, не выезжая за границу, получают возможность провести встречи со своими зарубежными коллегами.
О том, что машиностроение является ведущей отраслью экономики Казахстана, говорилось и в приветственной речи Президента РК Касым-Жомарта Токаева к участникам VII Форума машиностроителей Казахстана.
– В настоящее время отрасль машиностроения производит огромное количество продукции, начиная от запасных частей до высокотехнологичного современного оборудования, она также производит тепловозы, пассажирские и грузовые вагоны, грузовые и легковые автомобили, трансформаторы, а также другое сложное оборудование. Машиностроение является отраслью, которая способствует развитию всей казахстанской экономики, – отмечено в приветственной речи, зачитанной помощником Главы государства Мауленом Ашимбаевым в ходе форума.
Президент выразил уверенность в том, что силы машиностроителей и государства будут способствовать развитию машиностроения как драйвера индустриализации Казахстана.
О том, что позитивная динамика роста объемов производства наблюдается абсолютно во всех секторах отрасли, сообщил во время выступления и заместитель Премьер-министра РК Женис Касымбек.
– За последние годы машиностроение – одно из немногих отраслей, которая смогла оперативно адаптироваться к новым экономическим реалиям и выйти на путь устойчивого роста. Если по итогам 2018 года рост всей промышленности Казахстана составил 4,1%, то рост объема производства машиностроения за указанный период составил 14,1%, составив в денежном выражении рекордные 1,1 триллиона тенге. По итогам семи месяцев 2019 года рост объема производства машиностроения составил 18%. Утверждена «Дорожная карта по развитию машиностроения Республики Казахстан на 2019–2024 годы». Данный документ является стратегическим видением развития отрасли машиностроения на среднесрочную перспективу. Главная цель документа – повысить конкурентоспособность отечественных машиностроительных предприятий, внедрение новых технологий и повышение экспортного потенциала отрасли, – отметил Женис Касымбек.
Также во время торжественного открытия форума министр индустрии и инфраструктурного развития РК Роман Скляр наградил нагрудным знаком «Құрметтi машина жасаушы» 20 машиностроителей страны. В почетном списке награжденных обычные люди, рабочие – двигатели отечественного машиностроения – инженер-конструктор Юрий Смернов (г. Щучинск), слесарь-ремонтник Сергей Найденов (г. Актобе), машинист мостового крана Жексенбай Санкибаев (г. Атырау) и другие.
Во время своего выступления Роман Скляр рассказал о том, какие проекты реализованы в машиностроении Казахстана за годы индустриализации.
– В целом за годы реализации программы индустриализации в машиностроительной отрасли реализовано 114 проектов. За этот период нам удалось выйти на производство новых видов продукции, были созданы с нуля автопром и железнодорожное машиностроение, значительно обновлены и усилены отрасли сельскохозяйственного, электротехнического, горнорудного и нефтегазового машиностроения, – сказал Роман Скляр.
Министр подчеркнул, что все это было сделано благодаря успешной промышленной политике государства.
– Правительство приняло меры по стимулированию отрасли, такие как преференции по НДС, разработка программы льготного кредитования и лизинга, меры поддержки экспорта продукции, была запущена программа промышленной кооперации, – отметил министр.
Выразил свое мнение о работе форума и министр по промышленности и агропромышленному комплексу ЕЭК Александр Субботин.
– Данный форум стал реальной диалоговой площадкой государства и бизнеса. Традиционно форум фокусируется на самых последних тенденциях в мире машиностроения. Только так, вместе, можно решать общие проблемы и двигаться вперед, – считает он.