​Служение делу

999
Умирзак Акжигит

Корни и крона

В истории Южно-Казахстанской (ныне Туркестанской) облас­ти имя Жамалбека Шаймерденова, 90-летие которого отмечается в декабре, занимает особое место. Родом он из знаменитого Отрара. Его дед Нарбек знатный бий, вырастил шестерых сыновей. Все они сначала учились грамоте у аульного муллы, находившегося на полном содержании у бия, а затем отправлялись в Оренбург и Санкт-Петербург, благо отец денег на образование не жалел.

В 1935 году отец Жамалбека, к тому моменту уже 5-й год возглавлявший правление колхоза им. Сталина в Сайрамском районе Южно-Казахстанской области, был убит противниками коллективизации... Один его старший брат погиб на войне, а второй в 1944-м вернулся с фронта с тяжелым ранением. В 1945-м смышленый юноша с 7-классным образованием каким-то чудом поступил в Казахский институт сельского хозяйства, успев до этого год поработать агрономом-семеноводом в родном Шаульдере.

После окончания вуза молодой специалист по направлению приехал работать главным агрономом в овцеводческий совхоз им. Ленина Луговского района Жамбылской области. Когда в 1952 году парня назначили директором этого же хозяйства, ему было всего 24 года. Даже с учетом острого дефицита кадров в то время – случай все равно неординарный.

Через 4 года Жамалбек стал главным агрономом зерносовхоза «Далакайнар» – профессиональный опыт был важнее поста. Дальше – выше: начальник Чуйской районной земельной инспекции, заместитель заведующего отделом сельского хозяйства Жамбылского обкома компартии Казахстана. В 34 года он стал начальником производственно-территориального управления укрупненного Меркенского района. (Надо отметить, что тогда райкомы партии по воле Никиты Хрущева были подчинены этому управлению.)

Через 2 года был избран вторым секретарем Южно-Казахстанского обкома, а в 1965-м стал председателем исполкома областного Совета депутатов трудящихся. На этой должнос­ти успешно проработал 18 лет, заслужив высокий авторитет и снискав славу настоящего лидера производства.

– Именно в этот период Жамалбек Шаймерденов полнос­тью раскрыл все грани таланта руководителя. То было время, когда партия потихоньку подмяла под себя исполнительный комитет советов, – вспоминала Дуйсенкуль Бопова, работавшая заместителем у Шаймерденова. – Под предлогом того, что «кадровые вопросы решает компартия», все руководящие кадры оказались в номенклатуре обкома – мы сами даже не могли назначить председателя сельсовета! Бюджет утверждал тоже обком! В такой обстановке, когда какой-то завотделом обкома норовит указать, что делать, Жаке обычно проглатывал молча обиду и мне советовал: «Мы с тобой эту создавшуюся во всем Союзе ситуацию изменить не в силах, поэтому лучше работать!»


Главное – работа

Действительно, Жамалбек Шаймерденов был человеком дела, не тратившим время на бесполезные разговоры. Вместо этого всегда старался изящно «обходить гору». Строить социальные объекты тогда оказывалось очень тяжело. Ведь разрешение на стройку стоимостью свыше 500 тыс. рублей давал Госплан КазССР, свыше 3 млн рублей – Госплан СССР! И тогда облисполком менял первоначальный проект или «не замечал» изменений. Да, выговор тебе обеспечен, но зато какая людям радость!

Таким образом были построены здания «Южгорсельпроекта», «Союзгипрориса», НИИ «Гипрофосфор», областного архива и многие-многие другие объекты. За красивейшее здание кинотеат­ра «Казахстан» Жамалбек Шаймерденов и тогдашний первый секретарь обкома получили... выговоры на заседании бюро Центрального комитета компартии Казахстана. Но не грустили. Жаке обычно в таких случаях отшучивался: «Кто не получает выговор, тот не работает...»

С другой стороны, он очень умело пользовался преимуществами планового хозяйствования – проект, вошедший в реестр Госплана (а попасть туда было очень трудно), власти обязаны были воплотить в жизнь, а выделенные деньги освоить. При неосвоении средств республика их забирала на другие нужды и на следующий год на такую же сумму бюджет области сокращался. Шаймерденов никак не мог допустить такого и в подобных случаях действовал очень энергично и обязательно находил выход из положения. Помогали хваткость и деловитость, огромный авторитет и репутация, организаторские и ораторские способности (он хотя и был немногословен, но умел и короткими фразами убедить собеседника).

Жамалбек Шаймерденов был новатором, смело продвигал хорошие идеи в жизнь. Так, по предложению Дуйсенкуль Боповой первые этажи многоэтажных домов в городах стали отдаваться под поликлиники и аптеки. Это очень помогло в обеспечении населения медучреждениями.

Вообще, по воспоминаниям его соратников, в лексиконе Жамалбека Шаймерденова не было слова «нет». Он любил говорить «давайте искать пути решения» и не жаловал тех, кто искал оправдание вместо того, чтобы делать дело. В этом он всегда проявлял принципиальность.

Например, очень трудно давался руководству области проект областного психдиспансера. Тут еще главный инженер «Шымкентстроя» не выполнял поручения, 2 раза проигнорировал заседания облисполкома по этому вопросу. Никогда не выходящий из себя Шаймерденов взорвался, срочно созвал бюро обкома и освободил зазнайку с должности.

Доскональный знаток своего дела, он в вопросах финансирования никогда не шел на поводу у отраслевых секретарей обкома, и в этом тоже проявлялась его принципиальность. Достаточно вспомнить, как вместе с первым секретарем обкома Ливенцовым он 2 года боролся, чтобы заполучить в область нефтеперерабатывающий завод! При Шаймерденове началось строительство предприятий по производству высококачественного урана и новых поселков. Плоды его труда пожинают сегодня жители района «Сузак», который стал единственным районом-донором в области.

Вообще, период с 1965 по 1983 год, говоря словами Альберта Костина, зампредседателя облисполкома в те годы, «был, по существу, целой эпохой всего самого лучшего, что было достигнуто в области после Великой Отечественной войны».

Область по своей экономичес­кой мощи стала третьей после Карагандинской и Восточно-Казахстанской. А по численности населения, по количеству школ и социальных объектов оказалась на первом месте. Все дороги между райцентрами и небольшими населенными пунктами были заасфальтированы. Их протяженность в регионе оказалась даже выше, чем в столичной Алма-Атинской.

В Шымкенте вместо ветхих лачужек строились современные высотные дома. Совместно с германскими специалистами был запущен самый крупный в мире завод фосфорных солей – НПО «Фосфор», объединение «Шымкентшина». Совместно с чехословацкими специалистами был построен завод «Шымкентсыра». Появились Шымкентский и Састюбинский цементные заводы, Шымкентский каракулевый завод, Кентауский экскаваторный и трансформаторный заводы, флагман легкой промышленности республики – фабрика «Восход», фабрика «Эластик», текстильный и молочный комбинаты, мясокомбинат, кондитерская и макаронная фабрики и другие крупные предприятия.

Были построены здания казахского драматического театра и областного краеведческого музея, центральный стадион в Шымкенте и другие объекты социально-культурного назначения.

Жамалбек Шаймерденов был руководителем казахской делегации на переговорах по возвращению трех – Махтааральского, Кировского и Джетысайского – районов, переданных Узбекистану по решению Никиты Хрущева в 1962 году. Заключительное заседание комиссии проходило в Москве, в Политбюро ЦК КПСС.

Докладчиком выступил Жамалбек Шаймерденов. Хотя кандидат в члены Политбюро, первый секретарь ЦК КП Узбекистана выступал против решения комиссии, нашему земляку удалось отстоять свое мнение и ответить на все нападки. В итоге была возвращена одна четвертая часть переданных земель, но тут уже нет вины Жаке...

За свои, без преувеличения, трудовые подвиги Жамалбек Шаймерденов был награжден орденом Ленина, пятью орденами Трудового Красного Знамени, орденами Дружбы народов и «Знак Почета», серебряной медалью Комитета народного контроля СССР, множеством медалей, а также государственными наг­радами Монголии.


Настоящий человек

Жамалбек Шаймерденов был статным человеком с добрым, красивым и благородным лицом, с благородным характером. Вот только два штриха к его портрету. Когда он женился, невеста Алипа взяла с собой тетю Зину, одинокую немку-переселенку с Поволжья, которую приютили ее отец и мать, а Жамалбек – отца и сына, тоже немцев-переселенцев, что жили в его отчем доме. И стали жить они все вместе. Когда тетя умерла, 7-летнюю дочь Мендыганым стали звать Зиной. Так до сих пор все ее и зовут...

А когда работал директором совхоза, подружился с новым соседом. Но он и его супруга друг за другом ушли из жизни, оставив пятерых девчат... Шаймерденовы взяли их в свой дом, воспитали и вырастили как родных детей. Старшая из них потом вышла замуж за Карауылбека Казиева, будущего известного казахского писателя.

И еще. Альберт Костин вспоминал: «Чтобы было понятно, каким человеком был Жамалбек Шаймерденов, который воспитал многих и многих, я расскажу лишь одну историю. Как-то одна одинокая старуха пришла к председателю с просьбой отремонтировать ее дом. Вызвав, поручил он это дело мне и добавил: «Съезди сам, посмотри». Я поехал, дом разваливается. И пока шел ремонт, Жаке не забывал каждый раз меня, своего заместителя, спрашивать об этом!.. И вообще, людей, сполна наделенных такими истинно казахскими свойствами, как гостеприимство, отзывчивость, милосердие, я мало видел в своей жизни...»

Жамалбек Шаймерденов доводил дела до конца. Тут он не давал покоя ни себе, ни подчиненным. Контроль за исполнением поручал, кроме комиссии, персонально своим заместителям. Они волей-неволей перенимали его такие, как говорила Анна Шаля, «замечательные человеческие качества – порядочность, ответственность, старались соответствовать высоким требованиям, восхищались его самодисциплиной, доскональным знанием дела, организаторскими способностями» и «поражались его прозорливости в познании людей и заботливости» (Валентин Немченко).

Аппарат облисполкома в те годы был сплоченным, дружным коллективом. Жамалбек добрые дела делал без лишних слов, не выпячивая себя. Народный артист СССР Асанали Ашимов вспоминает, как Жаке перешивал (портному делу научила мать) его новый костюм всю ночь перед 60-летним юбилеем: «Негоже тебе ходить в таком дорогом, но неладно сидящем костюме, ты – народный человек!» Когда закончил, сам радовался как ребенок. Как вспомню, так слезы наворачиваются...»

В течение всех пяти студенческих лет он свою стипендию аккуратно отправлял колхознице-матери, а сам подрабатывал сапожником после занятий, чему научился еще в школьные годы у соседа Ази.

Особым его качеством было умение держать слово. Если обе­щал, то в 6 часов утра находился в райцентре, в 250 км от областного центра, и стыдил опоздавших районных руководителей...

Сейчас его дочери Мендыганым и Нурсулу, кандидаты и доктора наук, профессора, обладатели государственных наград РК и других стран, участвуют в организации международной конференции «Язык. Общество. Время», которая пройдет 4–5 октября и будет посвящена 90-летию отца.

Благодарная людская память не забудет заслуги Жамалбека Шаймерденова – для ее увековечения названа улица в его честь, поставлены бюст и памятник в Шымкенте и в селе Шаульдер.

Популярное

Все
Когда руки не для скуки, а для чистоты города
О четвероногих друзьях заботятся жители Петропавловска
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
На суде Байжанов выкрикнул в адрес Бишимбаева: «Он убийца!»
Лишь 7% территории Казахстана покрыто снегом
АПК: в Казахстане очищены 200 км ирригационных сетей
Ашимбаев выступил на семинаре по использованию Big Data в аналитике
Защитник Бишимбаева проявил неуважение к суду
Умер знаменитый итальянский модельер Роберто Кавалли
Спецпоказ полнометражного фильма «Каныш» прошел в Астане
Президент соболезнует в связи с кончиной композитора Абдимомына Желдибаева
«Қаныштай бол! Стань как Каныш!» Такое напутствие получили молодые ученые
Уральск: уровень реки может подняться в любой момент
Более 180 тыс. казахстанцев приняли участие в акции «Таза Қазақстан»
Восстановлено электроснабжение в крупных населенных пунктах Костанайской области
Первые э-бланки разрешения выдали автоперевозчикам Казахстан и Узбекистан
Около 7 тыс. голов сельскохозяйственных животных погибло в результате паводков
Токаев отменил международный форум Астана в связи с паводками в стране
Десятки фактов дезинформации о паводке выявили в РК
Почти на 600 млн тенге оштрафован Национальный центр экспертизы и сертификации
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Колоссальный денежный приз может завоевать скакун Кабирхан из Казахстана
Не только веселиться, но и наполнять нравственным содержанием
Архивные кинопленки и фотографии рассказывают о том, как возрождался великий праздник
И жент, и курт «оделись» в шоколад
В Алматинской области высажено свыше 17 тыс. саженцев
Двадцать лет назад Айгуль Жансерикова шагнула не только в мир войлока, но и в креативную индустрию
В Казахстане проживают 1 472 человека с именем Наурыз
Наурыз-коже, ярмарка и много призов: в Астане с размахом отмечают весенний праздник
Дело Бишимбаева: почему свидетель удалил видео с камер наблюдения
Урбанисты хотят изменить облик Атырау
Елена Рыбакина вышла в третий круг турнира WTA-1000 в Майами
Полицейские поздравили детей из приюта с праздником Наурыз в Костанае
В нашем ауле праздник ждали с нетерпением
В Москве неизвестные открыли стрельбу из автоматов в торговом центре
Токаев: Казахстан решительно осуждает террористический акт против мирных граждан в Москве
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
Спикер Мажилиса поздравил с Наурыз мейрамы
Маулен Ашимбаев поздравил казахстанцев с праздником Наурыз

Читайте также

Свыше 5,8 тыс. семей получили поддержку государства
Караулы Нацгвардии из-за подтоплений перевезли более 1 700 …
В Аркалыке вручены ключи от новых квартир
Угроза задержки посевной снята

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]