Свежий выпуск

Следуя народным традициям

В Таразе названы победители первого национального конкурса дизайнеров одежды среди студентов колледжей страны, прошедшего в онлайн-формате.

Творческое состязание, организованное областным управлением образования при поддержке Министерства образования и науки, состоялось на платформе Недели моды Aspara Fashion Week. Здесь уже не первый год активно продвигают стиль неофольклор, корни которого уходят в глубокую древность, в те времена, когда одежда перестала быть просто спасением от непогоды. Говоря иначе, это национальная одежда, наделенная духом сегодняшнего дня. В последнее время это направление стало популярно как среди отечественных, так и зарубежных кутюрье.

– XX век ознаменован, к сожалению, упадком привлекательности народного костюма. Одеж­ду стало проще купить, нежели сшить своими руками. Но прошло несколько десятилетий, и забытые традиции постепенно обрели новую жизнь. Их применение в одежде формирует устойчивый интерес к культуре и искусству казахского народа, а также способствует взаимопроникновению и развитию международного диалога, – отметил известный таразский модельер, основатель и президент международной Недели моды Aspara Fashion Week Айдархан Калиев.

По его мнению, современные казахстанские дизайнеры одеж­ды обязаны знать традиции и историю своего народа, гордиться тем, что они потомки кочевников Великой степи. Именно поэтому на студенческий конкурс было предложено изготовить модели в стиле неофольклор, который предполагает всегда свежие нотки и оригинальные идеи, гармонично дополняемые современными материалами и силуэтами.

К слову, национальный костюм номадов, особенно женский, по-прежнему притягивает взгляды молодежи, привлекая лаконичностью кроя, яркой палитрой и богатой отделкой. Вероятно, это и объясняет его быстро растущую популярность.

На суд членов компетентного жюри из США, Италии, Нидерландов, Сингапура, Испании, Венгрии и других стран были заявлены мини-коллекции свыше 50 учащихся из 28 колледжей Казахстана, каждая из которых была по-своему интересна и вызвала бурю эмоций у зрителей.

К примеру, студентка Костанайского колледжа бытсервиса Олеся Тименко продемонстрировала платья, в которых использованы орнаменты, основанные на древних петроглифах. Они дополнены украшениями и поясами.

Дарья Коряк из Павлодарского колледжа сферы обслуживания представила коллекцию в крас­ных и белых тонах на весенне-летний сезон. Во всех моделях, подчеркивающих фигуру, автор тонко и ненавязчиво использует декорирование стежкой, плоскостной и объемной аппликацией. В национальных орнамен­тах проглядываются образы растений, бабочек и птиц.

А в одной модели оказалось необычное сочетание основных элементов. У делового брючного костюма неожиданно появились расклешенные трехъярусные рукава от традиционного казахского платья. Нестандартный ход в конструкции ничуть не испортил общего впечатления, наоборот, придал одежде некий шарм и оригинальность.

Больше всего коллекций на конкурс заявил Колледж легкой промышленности и сервиса города Шымкента. Каждая из них заслуживает отдельного внимания.

К примеру, многим запомнились модели Хилолы Эрназаровой. В первую очередь в них привлекает цветовая гамма. В ее коллекции женской одежды преобладают нежные желтовато-зеленые оттенки, ассоциирующие­ся с цветущей степью в весенний период. Это впечатление усиливают нашитые стилизованные тканевые цветы ручной работы, являющиеся объединяющим элементом. Также выделяется необычный крой брюк, юбки и рукавов.

В своих моделях молодые дизайнеры использовали войлок и кожзаменитель, шифон и хлопчатобумажную ткань, лен и трикотаж, шерсть и шелк. Многие наряды были богато декорированы вышивкой, стежкой, аппликацией или художественной росписью и дополнены аксессуарами и украшениями – кольцами, серьгами, нагрудными подвесками, придавшими особый восточный колорит. Кто-то добавил к костюмам полупрозрачные накидки и маски карнавального типа.

По итогам конкурса Гран-при республиканского модного состязания завоевала Айдана Оразхан, представлявшая Алматинский государственный колледж новых технологий.

Студентка продемонстрировала коллекцию верхней одежды на зимний период. В двухцветных моделях используются стежка и орнаментация. В композицию органично вписались национальные узоры, не выбиваясь из общей картины и добавляя индивидуальности. Необычна конструкция моделей: они имеют по два слоя и состоят из нижней части, включающей вязаный лиф и утеп­­ленные юбку или юбку-шорты красного или бордового оттенков, и верхней – короткой стеганой куртки металлического цвета. Победительнице предоставлено почетное право участия со своей полной коллекцией в онлайн-показе Aspara Fashion Week.

Первое место получила студент­ка Шымкентского колледжа легкой промышленности и сервиса Мариям Бекмурза, представившая на конкурсе мужской и два женских наряда с головными уборами, созданными на основе аналогов сакских племен. Ей выпал шанс принять участие с полноценной коллекцией в Marbella Fashion Week в Испании.

Диплом второй степени присужден конкурсанту из Тараза Мухамеду Шамилову из Колледжа модельного искусства и бизнеса «Аспара». Ему вручен сертификат на участие в ASEAN International Digital Fashion Week в Сингапуре.

Замкнула список лучших молодых модельеров Еркежан Назарбаева из Колледжа бизнеса и сервиса в Семее. Ее коллекция в сиреневых тонах с мелким серебристым орнаментом в меру сдержанна, но при этом не скучна. В ней привлекает сама конструкция изделий и гармоничное сочетание деталей. Девушка сможет показать свою коллекцию в онлайн-показе на Tajikistan Fashion Week.

Несомненно, все коллекции по-своему интересны. В них вложены труд и душа молодых творческих казах­станцев. Это чувствуется при показе. Многие работы вызвали искреннее восхищение, поэтому организаторы и жюри решили поощрить еще нескольких участников по номинациям.

Так, за самый креативный эскиз сертификатом от MadMood Milan Fashion Week награждена Ясмина Миндурова из Беткайнарского колледжа № 7 Жамбылской области, подготовившая коллекцию на основе дунганского женского костюма. В ней четко прослеживаются преданность автора народным традициям и любовь к истории, которые выражены во всем: крое, тканях, орнаментах, аксессуарах.

Студентка Жанаозенского политехнического колледжа Махаббат Амандыккызы сделала основной акцент на геометрические узоры, которые заметно украсили коллекцию и выделили ее на фоне других. Девушка отмечена за оригинальность идеи. Она получила право бесплатно принять участие в Global Fashion Day Tashkent от Министерства текстильной и легкой промышленности Узбекистана.

В такой же номинации награж­дена Мадина Медеубай из Алматинского колледжа моды и дизайна. Ее коллекция в темно-зеленоватых и черно-желтых тонах выглядит стильно, строго, по-деловому. Жюри предоставило возможность молодому дарованию проявить себя на международном подиуме International Digital Fashion Week Competition в США.

А приз зрительских симпатий получила третьекурсница Высшего колледжа им. Абылай-хана Кызыл­ординской области Айнаш Рашит. Ее модели набрали наибольшее количество лайков и комментариев в социальных сетях. Изюминка ее коллекции – использование бусин и аппликация на ткани. Кроме того, по мнению большинства, девушке удалось удачно перенести на одеж­ду образы местных достопримечательностей.

Еще семь студентов поощрены в номинациях за оригинальное использование традиционных материалов, форм и цветов, самый креативный видеоролик коллекции и активное участие в социальных сетях.

– Меня вдохновили многие коллекции. А детализация и отделка моделей, выполненные на высоком профессиональном уровне, и вовсе поразили. Трудно поверить, что они еще студенты, – поделилась впечатлениями супермодель и фэшн-блогер Сенсимилия Летисия Самтер.

По ее мнению, молодые конкурсанты устроили настоящее шоу, которое запомнится надолго. Несмотря на их неопытность (львиная доля участников пробовала свои силы в подобном конкурсе впервые), студенты смогли доставить ей массу эстетического удовольствия.

– В век научно-технического прогресса этнические коллекции современных дизайнеров приобрели новый вид и другие формы, и тем не менее все они имеют глубокий смысл, заложенный нашими предками, и, конечно, национальный колорит. К тому же надо отдать должное мастерам древности, ведь многие конструкции современной одежды берут свое начало в традиционном костюме кочевников. Именно этим и привлекательна одежда в данном стиле, – отметил Айдархан Калиев.

В рамках конкурса также прошел ряд мастер-классов по современным технологиям формирования коллекций готовой одежды, роли фотографии и искусству самопрезентации, маркетингу и психологическим аспектам в мире моды, которые провели специалисты индустрии моды из Казахстана, Узбекистана, Италии, Нидерландов и Кыргызстана.

– Конкурс направлен на реализацию программы «Рухани жаңғыру» и решение таких задач, как стимулирование у начинающих дизайнеров одежды интереса к традициям народного костюма, развитие культа знаний и сознания конкурентоспособности в мировой индустрии моды, – отметил заместитель руководителя областного управления образования Талгат Жамалов. – Он поможет выявить талант­ливую молодежь для дальнейшей ее поддержки, а дизайнерам – приблизиться к народным традициям, внести свой вклад в общую сокровищницу культуры и понять, что этнический костюм может существовать не только на сцене или на модных показах, но и в нашей повседневной жизни.

Автор:
Михаил Тё
00:56 , 9 Апреля 2021
0
545
Подписка

Популярное