Аграрный вопрос
В современном мире ни один город не может обеспечить свои продовольственные потребности без поддержки сельского хозяйства. И какое бы технологическое будущее ни ожидало нас за перевалом лет, а село еще долгие времена будет служить продовольственной житницей.
При этом условием успешной модернизации села является установление динамичного равновесия между технологическим прогрессом, инфраструктурным ростом и социокультурной экосистемой. И здесь всегда есть вероятность того, что, пытаясь «стереть грань» между селом и городом, можно ненароком стереть с лица земли и само село.
Между тем сельские территории – это не только цветущие пышным цветом «липы» в контекстах повествований местных руководителей, но и зоны многих социальных неурядиц, связанных с критической отсталостью от городов по качеству жизни, уровню доходов населения, технологической и другой оснащенности. Инфраструктурная необустроенность сельских территорий, трудоемкость сельхозпроизводства при низкой производительности труда – все это не способствует закреплению квалифицированных кадров на местах, а малочисленность населения с мизерными доходами – полноценному развитию сферы услуг и торговли в сельских округах.
Однако главная проблема состоит в том, что при всей трудоемкости аграрного производства труд крестьянина по-прежнему оценивается «деревянной» меркой. Причем непосредственный производитель важнейших продуктов жизнедеятельности, необходимых как воздух, – хлеба, мяса, молока, яиц, овощей и всего прочего – является заведомым аутсайдером общей цепочки добавленной стоимости. Доходы всевозможных посредников и торговцев продуктами на рынке куда более весомы, чем сельчан.
Миграция аграриев, в том числе носителей традиционных профессиональных знаний, в крупные города страны, увы, пока остается устойчивым процессом. Если в 2010 году в сельской местности проживало 45,5% населения, в 2015-м – 43%, то уже к 1 января 2018-го доля сельчан снизилась до 42,6%, составив 7 730,6 тыс. человек.
Неизвестно, к чему такая тенденция приведет в будущем, если учесть, что уже сегодня чрезмерно урбанизированный мир сталкивается со многими вызовами. Во многих странах Азии, Африки, Европы и Южной Америки с высокой плотностью городского населения и крайне ограниченными аграрно-воспроизводственными ресурсами продовольственный вопрос становится острее бритвы.
При этом именно неопределенность перспектив обеспечения продовольственной безопасности в этих странах является аккумулятором социальных кризисов в обществе. В данной ситуации у нашей страны есть вполне определенный шанс стать одним из ключевых участников мирового рынка продовольствия при эффективной организации трудовых процессов на селе, способствующих росту благосостояния и качеству жизни сельчан.
И такая кардинальная цель обозначена Главой государства перед АПК в рамках текущей политики социальной модернизации.
Вокруг да около «трех сосен»
С учетом задач, обозначенных Президентом РК перед отраслью, сегодня в Министерстве национальной экономики и Минсельхозе вновь актуализируются вопросы кардинального обновления сельских территорий. Согласно планам аграрного ведомства, примерно четверть сельских населенных пунктов страны предполагается развивать в формате мини-городков с развитой инфраструктурой, бизнесом и прочими условиями для нормальной жизни и труда населения.
Как отмечает первый вице-министр сельского хозяйства Арман Евниев, цель проекта – модернизация социально-экономической инфраструктуры сельских территорий, что обеспечит к 2030 году проживание «в более комфортных условиях» не менее 80% жителей сел.
Между тем старшим поколениям казахстанцев хорошо известно, что эта идея далеко не первой свежести, хотя в контексте современности она не только не утратила своей актуальности, но и обрела новую социально-экономическую и политическую значимость, причем не только в нашей стране. У наших партнеров по ЕАЭС – в России и Беларуси – тоже немало говорят о необходимости сельской «социальной культуризации». Однако во всех случаях речь идет о строительстве дорог, больниц, школ и прочих объектов инфраструктуры, будто главная причина современной сельской проблематики состоит только в этом.
Стирание граней между городом и селом было в приоритете и раньше, в эпоху плановой экономики. Однако все попытки «объять необъятное» оборачивались колоссальными бюджетными затратами и малозначительными результатами. Асфальтированные улицы, магазины, дворцы культуры и детские сады – такие объекты были и в прежних совхозах и колхозах. Но это явно не могло удержать молодежь от бегства в города.
Прожектерства и ходьбы «вокруг сосен» на почве бюджетного стимулирования в этой области было сколько угодно, а реальных идей, способствующих прогрессивным эволюционным процессам сельских территорий за счет динамичного развития не только инфраструктуры, но и местной экономики, увы, немного.
По мнению представителей Минсельхоза, чтобы создать оптимальные условия во всех 6 600 селах республики, никакого бюджета не хватит. Но «превратить» 1,5 тыс. сел в мини-городки с высокими стандартами жизни вполне возможно…
Между тем эксперты отмечают, что поднимать инфраструктуру села на новый уровень совершенства не только важно, но и необходимо. В зоне этой активности, скорее всего, окажутся крупные узловые поселки, расположенные на важных транспортных артериях страны, райцентры, где есть перерабатывающие и другие предприятия. Они могут стать новыми точками экономического роста в регионах.
Жизненная и деловая активность в этих малых экономических полюсах закрутится с новой силой, усиливая, соответственно, их способность перетягивать трудовые ресурсы из близлежащих сел. Так уже происходило однажды в республике во время массовой кампании по укрупнению сельских территорий в 70-х годах прошлого столетия.
Чтобы не было лишних
В Казахстане с началом эпохи социализма в аграрных районах сформировались несколько типичных по своему образу сел – совхозы (советское хозяйство) и колхозы (коллективное хозяйство) со своими центральными усадьбами и отделениями в виде трех-четырех прилегающих малых деревень и аулов.
Низкая производительность и высокая трудоемкость многоотраслевых аграрных хозяйств того времени предусматривали наличие значительного числа дешевых рабочих рук, крестьян, вооруженных лопатами и вилами. То, что сегодня делает один канадский комбайн за единицу времени, раньше выполняли 20 агрегатов. В конечном итоге рентабельность современного хозяйственника, владеющего основными земельными и другими ресурсами, увеличилась в разы, а 19 оставшихся не у дел безземельных и «безлошадных» комбайнеров подались в города. Выходит, что «канадский комбайн» наступил на горло песне старого уклада аграрной специфики. С точки зрения прогресса это хорошо, а в социальном плане породило для государства новую проблему.
Что будет с селом, если ситуация и далее будет развиваться в таком же русле? Ведь технологии меняют не только способы воспроизводства, но и мир людей, живущих исконно на земле и за счет нее. И стоит ли вообще сохранять тот формат села, который сложился в условиях экстенсивных методов хозяйствования? С точки зрения современных реалий малые села логичнее трансформировать в фермы, где каждый трудоспособный житель – непосредственный участник интенсивной, высокопроизводительной формы сельхозпроизводства.
Между тем неопределенность в этой сфере является одной из причин неоднозначной ситуации, в которой сегодня оказались рядовые сельчане, именуемые «самозанятыми» или владельцами частных подворий. По сути, они являются заложниками старого сельского уклада. Проще говоря, сельхозугодьями обладает далеко не каждый житель деревень. А если крестьянин не привязан к земле, не является фактически участником какого-либо процесса общей системы сельхозпроизводства и переработки, то он явно чувствует себя лишним в этой бурной жизни. У Олжаса Сулейменова есть яркое отражение этого горького чувства: «Каждому из нас дано быть ближним, не оценишь, если не был лишним…»
В рамках реализации задач, обозначенных Главой государства перед Правительством, сегодня село стоит на пороге кардинальных перемен. В связи с этим примечательно, что до конца текущего года при координации Министерства национальной экономики акиматы регионов совместно с НПП «Атамекен» проведут масштабное исследование потенциальных возможностей по развитию предпринимательства на местах. Итоги проведенного анализа будут синхронизированы с Прогнозной схемой территориально-пространственного развития страны до 2030-го и Госпрограммой развития регионов до 2025 года.