Как сообщил в ходе брифинга на площадке СЦК директор департамента транспортировки и переработки неф-ти Минэнерго РК Бауыржан Салимгереев, на эти цели производителям аграрной продукции было выделено 440 тыс. тонн дизельного топлива.
– Отпускная цена держателей топливного ресурса на ТОО «Павлодарский нефтехимический завод» (ПНХЗ) и «ПетроКазахстан Ойл Продактс» (ПКОП) составляет 189 тысяч тенге за тонну (159 тенге/литр), включая НДС. С учетом доставки и хранения цена дизельного топлива, в зависимости от региона, составляет 175–180 тенге, что ниже цен на АЗС, – уточнил представитель Минэнерго.
По состоянию на 20 сентября фактически отгружено 282 тыс. тонн солярки. Для проведения осенне-полевых работ полностью отгружен объем июля и августа, законтрактован, оплачен и находится в процессе отгрузки объем, заявленный на сентябрь. В октябре планируется поставить 28,5 тыс. тонн дизельного топлива.
Бауыржан Салимгереев отметил, что горючее аграриям с нефтеперерабатывающих заводов поставляется на приоритетной основе, а министерство ведет мониторинг отгрузок.
Для предотвращения срывов в обеспечении дизельным топливом полеводов на ПНХЗ был с 24 июля на 1 октября перенесен плановый ремонт оборудования первичной переработки. Как пояснил спикер, не проводить плановый ремонт нельзя, так как от него зависит дальнейшее безопасное функционирование ПНХЗ.
Он также сообщил, что в нынешнем году ожидается рекордное производство дизтоплива. По прогнозам Министерства энергетики, речь идет почти о 5 млн тонн. Завершение модернизации НПЗ позволило увеличить выпуск дизтоплива по сравнению с уровнем 2017 года почти на 1 млн тонн.
Вместе с тем в нынешнем году наблюдается существенный рост потребления солярки. Пик пришелся на август 2021 года. Объем потребления составил 519 тыс. тонн, что больше, чем в прошлом году на 84 тыс. тонн, и на 37 тыс. больше, чем в 2019-м. Это рекордное потребление за всю историю внутреннего рынка страны.
По итогам первой половины сентября в ведомстве наблюдают аналогичную ситуацию с приобретением ГСМ.
– Одной из основных причин роста потребления стало сезонное увеличение транзитных грузовых перевозок. На сегодняшний день в Казахстане дизтопливо дешевле, чем в соседних странах. Из-за высокой ценовой разницы весь транзитный грузовой транспорт заправляется у нас. По информации крупных заправок, городские АЗС продают около 70% бензина и 30% дизтоплива, в то время как расположенные на трассах – наоборот, 70% дизтоплива, – прокомментировал Бауыржан Салимгереев.
По его словам, запланированный ремонт на ПНХЗ, безусловно, скажется на производстве дизтоплива, но и одновременно поставки аграриям уменьшатся в связи с завершением осенне-полевых работ. Однако во избежание перебоев с поставками дизтоплива крупным потребителям, таким как горно-металлургический комплекс, недропользователи, а также сетям АЗС, Минэнерго рекомендует «рассмотреть импорт недостающих объемов».
Бауыржан Салимгереев сообщил также, что никаких ограничений на ввоз нет, есть возможность импортировать 385 тыс. тонн топлива до конца года.
Эксперт нефтегазовой отрасли Олжас Байдильдинов также не исключил, что плановый ремонт ПНХЗ в октябре приведет к возможному дефициту дизтоплива. Однако, по его мнению, недостаток солярки будет невелик (3–5% от внутреннего потребления) и ситуация стабилизируется уже в начале ноября.
Что же касается возможного импорта дизтоплива из Российской Федерации, то цена у соседа выше казахстанской. Готовы ли наши автовладельцы платить больше? Как полагает эксперт, могут возникнуть проблемы со сбытом импортного топлива.
…А в это время в некоторых регионах страны АЗС уже работают в ожидании дефицита: какие-то подняли цены на дизельное топливо, на других его нет вообще.