Свежий выпуск

Роль Елбасы в конституционном строительстве Казахстана

Благодаря дальновидной, конструктивной политике Первого Президента, а также единству, самоотверженному труду и патриотизму всех казахстанцев Республика Казахстан состоялась как суверенное и равноправное государство со всеми атрибутами государственности. В стране осуществлены глобальные экономические, политические и социальные реформы.

Все эти процессы протекали в правовых рамках, гарантом соб­людения которых всегда выступал Глава государства. Благодаря долгосрочному планированию, сопровождаемому ежегодными планами реализации конкретных мер, удалось создать современную и конкурентоспособную правовую инфраструктуру и добиться ее гармоничной эволюции. Эта кропотливая и многолетняя работа осуществлялась во исполнение утвержденной Президентом рес­публики еще в 1994 году первой Государственной программы правовой реформы, затем Концепции правовой политики на 2002–2010, 2010–2020 годы.

Именно Елбасы стоял у истоков и был идейным вдохновителем при разработке проекта действующей Конституции. При этом он не просто руководил этой сложной работой, а лично, изучив зарубежный опыт конституционного строительства, профессионально работал над текстом Конституции, а после ее принятия народом Казахстана неуклонно проводил курс на реализацию норм Основного закона.

Нурсултан Абишевич уделял особое внимание проектам важнейших законодательных актов, посредством которых проводились крупнейшие реформы. Я прекрас­но помню те моменты, когда он лично участвовал в заседаниях Парламента по рассмот­рению и принятию проекта Общей части Гражданского кодекса, который многие специалисты условно называют «экономической конституцией» страны.

Глава государства всегда держал на контроле вопросы уголовной политики и правоохранительного законодательства. Проекты первых Уголовного, Уголовно-процессуального кодексов, Закона «О борьбе с коррупцией» и других законодательных актов, составляющих основу борьбы с преступностью, были разработаны под его непосредственным руководством. Именно по поручению Президента в Уголовный кодекс были включены многие нормы, направленные не только на наказание виновных, но и на предупреждение противоправного поведения, а также была установлена уголовная ответственность за воспрепятствование законной профессиональной дея­тельности журналиста. Таких примеров много.

Все эти прогрессивные положения содержатся и в соответствующих законах второго поколения, которые были приняты в 2014 году в рамках проведенной по решению Первого Президента глубокой модернизации правоохранительной системы, реформирование которой продолжается по сей день.

В динамичном и уверенном развитии страны большую роль играют проведенные по инициа­тиве Елбасы конституционные реформы. Благодаря им Конституция республики не стала каким-то застывшим документом, а подвергалась корректировкам адекватно современным вызовам, по мере созревания необходимых политико-правовых, социально-экономических и других условий, создавая правовую базу для проводимых реформ и обеспечивая должный уровень конституционализации общественных отношений.

После принятия Основного закона корректировки в него вносились в 1998, 2007 и 2011 годах. Значительные изменения были внесены в 2017 году. Они открыли новую страницу в политико-правовом развитии государства, которая стала очередным закономерным этапом на пути последовательного всестороннего преобразования общества и государства в русле Стратегии «Казахстан-2050», вхождения Казахстана в число тридцати наиболее развитых стран.

Высокую оценку конституционной реформе 2017 года дают и зарубежные партнеры нашей страны. Европейской комиссией за демократию через право Совета Европы (Венецианской комиссией) на ее 110-й пленарной сессии принято заключение, в котором подчеркивается, что конституционные изменения Казахстана представляют собой шаг вперед в процессе демократизации государства. Реформа задает правильный вектор в дальнейшем развитии страны и свидетельствует об очевидном прогрессе. По мнению комиссии, повышение роли Парламента в целом и палат Парламента в частности, передача некоторых функций Президента республики Правительству, усиление механизмов его подотчетности и подконтрольности Парламенту является позитивным изменением, которое соответствует логике предыдущих конституционных реформ, проведенных в 1998-м и 2007 годах.

В республике целенаправленно формируется государство конституционного патриотизма. Как неоднократно отмечал Елбасы, главными его принципами являются верховенство права и правопорядок, всеобщее законопослушание и безопасность, свобода и ответственность.

В этом направлении очередным мощным инструментом программного характера стала статья Нурсултана Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», которая затрагивает и эти воп­росы. Суть ее заключается в опережающей модернизации общественного сознания, которое является сердцевиной политических и экономических реформ. Общественное сознание включает в себя и правосознание, которое в свою очередь является элементом правовой культуры. Поэтому успешная модернизация общественного сознания требует выработки мер и конкретных проектов, направленных на повышение уровня правосознания и правовой культуры всех субъектов как государственных, так и институтов гражданского общества и граждан.

Елбасы вносит определяющий вклад в процесс консолидации народа, укрепление согласия и стабильности в обществе. Казахстан сумел выработать уникальную модель межнационального мира и толерантности, противопоставив ее эффективность разрушительной идеологии превосходства одних наций над другими. Дальнейшему укреплению этой ценности служит дополнение пункта 2 статьи 39 Конституции, внесенное в 2017 году, согласно которому признаются неконституционными любые действия, способные нарушить не только межнациональное, но и межконфессиональное согласие.

Первый Президент всегда проводил взвешенную внешнюю политику, направленную на укрепление международной и региональной безопасности, поддержание дружественных и партнерских отношений между государствами, упрочение позиции Казахстана на мировой арене. Благодаря этому международные инициативы страны реализуются на самом высоком уровне.

За годы независимости Казахстан стал полноправным членом мирового сообщества. Доказали свою востребованность соз­данные при непосредственном участии Казахстана межгосударственные объединения, заложившие основу для построения эффективной системы региональной безопасности – СВМДА, ШОС, Таможенный союз, Евразийский экономический союз и другие. Наглядным свидетельством этого являются успешная миссия Казахстана в качестве непостоянного члена Совета безопасности Организации Объединенных Наций в 2017–2018 годах, а также проведенная в столице Международная специализированная выставка «ЭКСПО-2017», которая продемонстрировала современные подходы к развитию глобальной экономики и способствовала дальнейшему повышению благосостояния граждан.

В приближении национальной правовой системы страны к международным, в частности, европейским стандартам серьезную роль сыграло решение Главы государства о присоединении Казахстана к Европейской комиссии за демократию через право (Венецианской комиссии), которая является независимым консультативным органом Совета Европы по конституционно-правовым вопросам. Участие Казахстана в работе Венецианской комиссии обеспечивает доступ к передовым зарубежным правовым технологиям в сфере развития национального законодательства и дает возможность запрашивать ее мнение по актуальным проектам в правовой сфере. За эти годы наши государственные органы не раз воспользовались богатым потенциалом комиссии при разработке нормативных правовых актов, в содержании которых были учтены в первую очередь принципы европейского конституционного наследия.

В последнее время среди специа­листов активно обсуж­даются воп­росы обеспечения конституционной безопаснос­ти государств, являющейся составной частью национальной безопасности. Состоя­ние последней зависит не только от боеспособности армии и силовых структур. Сегодня далеко не все государственные перевороты, происходящие в разных уголках мира, сопровождаются насилием и вооруженными столкновения­ми. Часть из них совершается исключительно юридическими средствами.

Елбасы всегда учитывал эти угрозы и в целях защиты государственности своевременно принимал необходимые меры, в том числе юридического характера. Конституционную безопасность в пределах своих полномочий обеспечивают все государственные органы. Вместе с тем в этом вопросе особая роль принадлежит специализированному органу – Конституционному совету, призванному защищать конституционные устои государства. Поэтому в соответствии с внесенными в 2017 году в Конституцию поправками теперь Президент республики наделен правом направления обращения в Конституционный совет о рассмотрении не только представленных ему на подпись принятых Парламентом законов, но и уже вступивших в силу законов или иных правовых актов на соответствие Конституции Республики Казахстан в интересах защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения национальной безопасности, суверенитета и целостности государства.

Конституционная безопас­ность взаимосвязана с таким ставшим с недавнего времени особо актуальным феноменом, как конституционная идентичность государства. В связи с углублением глобализационных процессов, расширением юрисдикций наднациональных органов и растущим влиянием международного права для участвующих в них государств важным становится сохранение национальной, в том числе ее составляющей – конституционной идентичности. Она обеспечивается, главным образом, путем выделения в тексте Основного закона устойчивых государствообразующих принципов и положений, формирующих ядро национального конституционного порядка, которые подлежат особой защите в целях сохранения государственного суверенитета и национальной идентичности.

В Казахстане особо охраняемые неизменные ценности, пронизывающие содержание всей конституционной материи, были предусмотрены еще в 1995 году при принятии Основного закона. До конституционной реформы 2017 года их было три: унитарность, территориальная целостность республики и форма ее правления. Исходя из современных вызовов и угроз Первый Президент, обращаясь к нации с проектом конституционных поправок, предложил дополнить данный перечень еще одной ценностью, которая была выстрадана веками, – независимостью государства. В процессе рассмотрения законопроекта в Парламенте этот список был расширен депутатами высшего представительного органа путем включения в него также и основополагающих принципов деятельности республики, заложенных Основателем независимого Казахстана, Первым Президентом Республики Казахстан – Елбасы, и его статуса. За соблюдением этих положений при внесении поправок в Конституцию будет следить Конституционный совет.

Тем самым в нашей стране конституционная идентичность определяется в первую очередь указанными незыблемыми конституционными положениями и неразрывна от личности Первого Президента. В нормативном постановлении Конституционного совета от 9 марта 2017 года № 1 отмечено, что тем самым конституционно подтверж­дается историческая миссия
Нурсултана Абишевича
Назарбаева в качестве Основателя нового независимого государства Казахстан, обеспечившего его единство, защиту Конституции, прав и свобод человека и гражданина; внесшего, благодаря своему конституционному статусу и личным качествам, решающий вклад в становление и развитие суверенного Казахстана, в том числе конституционных ценностей Основного закона и основополагающих принципов деятельности республики.

Институт Президента за годы государственной независимости сформировался в мощный направляющий и координирующий центр, а Елбасы и по сей день олицетворяет Республику Казахстан не только в глазах соотечественников, но и всего мирового сообщества.С его именем связывают экономический рост страны, модернизацию общественного сознания, повышение качества и стандартов жизни народа Казахстана, построение основ демократического, светского, правового и социального государства и гражданского общества.

В нынешнем году произошли глобальные изменения в высших эшелонах государственной власти нашей страны. 19 марта 2019 года Первый Президент Респуб­лики Казахстан – Елбасы Нурсултан Назарбаев принял историческое для страны решение: добровольно объявил о своей отставке с поста Президента РК.

Вопрос преемственности власти в Казахстане был решен конституционно. В случае досрочного прекращения полномочий действующего Президента его полномочия согласно Конституции переходят к председателю Сената Парламента до окончания выборного срока. Им стал председатель Сената Парламента Рес­публики Казахстан Касым-Жомарт Кемелевич Токаев. В своей инаугурационной речи новый Президент предложил пере­именовать столицу Казах­стана – Астану в город Нур-Султан. Парламент страны с воодушевлением принял это предложение, внеся соответствующую поправку в Конституцию. Тем самым отдана дань заслугам Отца-основателя современного Казахстана Нурсултана Назарбаева и сделана убедительная заявка на преемственность политики нового Главы государства.

Как основатель независимого казахстанского государства, Нурсултан Назарбаев будет помогать новому поколению руководителей страны продолжать проводимые преобразования.

Нашему обществу и государству предстоит еще многое сделать на пути достижения намеченных целей. При наличии сильного Парламента и Правительства президентская форма правления была и остается главным конституционным гарантом успеха наших реформ, поступательного прогресса общества и укрепления Казахстана как независимого государства. А заложенные Елбасы конституционные принципы казахстанской государственности и его идеи будут служить доминант­ным вектором в этом движении.

Автор:
Игорь Рогов, заместитель исполнительного директора Фонда Первого Президента РК – Елбасы, доктор юридических наук, профессор, член Венецианской комиссии Совета Европы от Республики Казахстан
09:53 , 30 Августа 2019
0
4383
Подписка

Популярное