Развязка на пересечении улицы Рыскулова – проспекта Кунаева – важный объект дорожной инфраструктуры, призванный избавить город от пробок и заторов. Ее строительство ведется в соответствии с генеральным планом развития Шымкента.
Это будет круговая транспортная развязка, за основу которой взяли аналогичный транспортный узел, ныне действующий в Алматы на пересечении улиц Аль-Фараби и Мустафина.
В последние годы Шымкент по интенсивности движения стал похож на Алматы. Перекресток Рыскулова-Кунаева является одним из самых оживленных. В часы пик здесь возникали многокилометровые пробки, надолго задерживая движение транспорта.
Стало ясно, что дальше так быть не может: если не озаботиться развитием транспортной инфраструктуры, то в ближайшей перспективе ездить по мегаполису будет проблематично из-за недостаточно широких улиц и растущего числа автомобилей. Сейчас в городе насчитывается примерно 500 тыс. машин, и их число с каждым годом растет.
После завершения проекта по обустройству путепровода пропускная способность на этом участке улицы, по словам специалистов, значительно увеличится. Общая протяженность транспортной развязки по проспекту Кунаева – 1 030 м, по улице Турара Рыскулова – 684,7 м. Ширина дороги – 45 м. Уже полностью завершены работы по переносу и укладке инженерных сетей.
Строительство объекта вышло на финишную прямую. Сейчас ведутся земляные работы в подземном переходе, заливка свай и подпорных стен, отделка проезжей части по улице Рыскулова от проспекта Кунаева до улицы Байтурсынова. Открыть проспект Кунаева для движения транспорта через тоннель и улицу Рыскулова вместе с мостом планируется в ноябре текущего года.
Пока график строительства выдерживается, и уже самые отъявленные скептики не сомневаются, что путепровод сдадут в намеченный срок.
Дело в том, что сообщение о начале строительства развязки в свое время вызвало среди горожан, особенно автолюбителей, неоднозначную реакцию, ведь им пришлось менять привычный маршрут движения и, что скрывать, терпеть определенные неудобства. Были и такие, кто предрекал появление очередного долгостроя, учитывая, что опыта подобного строительства в Шымкенте не было.
Но, кажется, сегодня уже все понимают, что путепроводу – быть, и он станет спасением от заторов на дорогах. Все это время водители по возможности старались объезжать стороной проблемный участок дороги, чтобы не попасть в пробку. Для тех же, чей маршрут пролегал через район стройки, разработали альтернативные пути передвижения.
Стоимость проекта почти 7 млрд тенге. Строительство ведет ТОО «Bazis Construction», имеющее опыт возведения подобных инфраструктурных объектов.
До 2023 года в Шымкенте появятся четыре развязки, сооружение которых запланировано на тех участках улиц, где чаще всего «стоят» в часы пик. Кроме пересечения проспекта Кунаева и улицы Рыскулова, их планируют возвести на перекрестках проспекта Байдибек би и улицы Аргынбекова, Байдибек би и улицы Толеметова, улиц Жибек Жолы и Сайрамской.
Проекты шымкентских развязок предусматривают сочетание эстакад и подземных дорог. Это связано с тем, что в районах строительства транспортных развязок особо негде развернуться, настолько плотно вокруг все застроено.
Параллельно со строительством развязки Кунаева-Рыскулова продолжается реализация проекта по продолжению проспекта Кунаева. Объект состоит из семи участков общей протяженностью 18,1 км. Сейчас работа ведется на втором и третьем этапах. Для строительства 1,7 км второго этапа понадобилось снести 20 домов, земельные участки под которыми изъяты для государственных нужд. Проектом на этом этапе предусмотрено также строительство подземного перехода по улице Айтеке би протяженностью 600 м.
Третий этап предполагает проведение работ на участке от улицы Терешковой до улицы Богет. Общая протяженность шестиполосной дороги составляет 0,561 км, ширина проезжей части – 42 м. Сейчас ведутся работы по заливке подпорных стен, замене инженерных сетей, а также сносу домов, земля под которыми изъята для государственных нужд.
Аким города Мурат Айтенов время от времени лично проверяет темпы и качество строительства на продолжении проспекта Кунаева, который послужит дополнительным въездом в Шымкент со стороны Ташкента.
Существующая дорога, пролегающая через тоннель в районе химфармзавода, давно уже не справляется с потоком машин. Аким поручил руководителю городского управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог максимально ускорить строительство с сохранением высокого качества работ.
Чтобы разгрузить дороги от заторов, последние 8 лет в Шымкенте стали строить так называемые «правые съезды», которые во многом послужили «лекарством» от пробок. Специалисты управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог провели для этого анализ транспортного потока и определили наиболее загруженные участки улиц.
Ясно, что без «правых съездов» никак не обойтись, но сейчас и они уже не справляются с возрастающим транспортным потоком.
В плане развития транспортной инфраструктуры мегаполиса также предусмотрены реконструкция нескольких улиц и строительство новых. Осуществление этих проектов позволит разгрузить дороги наиболее густонаселенных районов города.