В последние годы я часто консультирую молодых ученых, но большую часть своего времени читаю новые научные труды, ценность которых для отечественной науки трудно переоценить. Особо хотелось бы выделить работу академика Национальной академии наук РК, профессора Алмы Абылкасымовой, в которой представлен глубокий анализ системы общего среднего и высшего образования, в том числе педагогического образования в постсоветский период становления и развития независимого Казахстана.
Прежде чем давать оценку новому научному труду автора, подготовившей в общей сложности более 500 научных и научно-методических трудов, хотелось бы сделать небольшой экскурс в историю. В учебниках советского периода, к примеру, можно было прочитать следующее: «Казахи вели кочевой и полукочевой образ жизни, не имели письменности, и население почти поголовно было безграмотным». Подобное утверждение соответствует истине лишь отчасти. Дело в том, что до Октябрьской революции 1917 года казахское население пользовалось арабским алфавитом и латиницей, однако точных статистических данных относительно численности людей, владевших тогда арабской письменностью, нет.
Вместе с тем вопросы образования, являющиеся ключевыми для любого государства, нуждаются в серьезном изучении и анализе. Нам важно было изучить этапы и направления развития Казахстана во многих сферах и прежде всего в системе образования. Отрадно, что эту огромную работу смогла реализовать ученый-педагог в лице профессора А. Е. Абылкасымовой. Ей в полной мере удалось проанализировать глубокий исторический срез: средневековый период (1731–1917 гг.), присоединение к Российской империи и советский период(1918–1991 гг.). По времени это путь длиною в более чем два с половиной века истории нашего государства.
В настоящее время казахстанцам важно знать, в каком направлении должна развиваться система образования Казахстана. Эту проблему автор смогла раскрыть в первом разделе своего труда «О тенденциях развития системы образования в современном мире».
В целом научное издание посвящено изучению и анализу состояния и развития системы общего среднего и высшего образования, в том числе педагогического, а также повышения квалификации педагогических работников в постсоветский период становления и развития независимого Казахстана.
Государственная политика Республики Казахстан в области образования после 1991 года осуществлялась в направлении реформирования законодательной базы, изменения системы управления и финансирования в контексте поставленной Елбасы – Первым Президентом страны Нурсултаном Назарбаевым задачи по качественному преобразованию всей системы отечественного образования.
Современная система образования нашей страны была заложена в конце 90-х годов прошлого века тремя базовыми документами: Законом «Об образовании», государственной программой «Образование», разработкой государственных стандартов образования. При этом главным системообразующим принципом реформы стал переход от модели «образование для всех» к модели «образование по выбору».
Автор всесторонне осветила ход реформирования системы общего среднего образования в Казахстане. Ее труд охватил такие реформы, как введение 12-летнего образования, обязательное изучение трех языков (казахский, русский, английский), развитие электронного обучения, введение подушевого финансирования и многие другие.
Большое внимание в своей работе автор уделила развитию высшего образования. При этом основной тенденцией стал отказ от государственной монополии на образование. Как следствие, на равных условиях начал развиваться негосударственный сектор образования.
Книга напечатана в издательстве «Мектеп» на трех языках – казахском, русском и английском.