​Просто служить людям

1503
Записала Людмила Макаренко

В «лихие 90-е»

– Я абсолютно уверен, что мне досталось хоть и сложное, но интересное и счастливое время. Службу начал в 1982 году, в отставку ушел в 2009-м. Все, что за это время пережила страна, видел воочию и не всегда, скажем так, с лучшей стороны. Среди множества проблем, появившихся в одночасье перед независимым Казахстаном, – борьба с преступностью была едва ли не судьбоносной.

К моменту, когда страна выбирала свой независимой курс, мы уже несколько лет осваивали новую экономическую модель, условия свободного рынка и демократии. Давалась нам та перестройка непросто, а кому-то открывшиеся возможности показались шансом получить все и сразу любой ценой. Уже тогда мы впервые почувствовали сигналы того, как набирает силу и меняется криминалитет.

В 1991 году я работал старшим следователем по особо важным делам УВД Алматы и, честно, очень гордился и своей должностью, и званием капитана. Нам поручались самые сложные и резонанс­ные дела, но, кроме раскрытия уголовных преступлений, была специализация и в другой сфере – хищения социалистической собственности. Как раз одно из завершенных мною расследований стало последним перед тем, как это понятие насовсем исчезло из уголовного права.

Началась история с самоубийства кассира фабрики имени Шау­мяна – было в Алма-Ате такое предприятие по пошиву обуви. Женщина оставила предсмертную записку, где говорилось, что она не считает себя виновной в недостачах. Это стало поводом для возбуждения уголовного дела, и мне удалось доказать махинации, в которых было замешано руководство фабрики. Помню, пришлось даже съездить в Москву, чтобы там в одном из НИИ провести специальную судебно-бухгалтерскую экспертизу. Дело я довел до конца, к ответственности привлекли директора, главного инженера, бухгалтера, кассира. Надо сказать, такого рода преступления (а они действительно были довольно сложными и запутанными) относились к категории тяжких, и наказание за них было достаточно суровое.

Почему я об этом так подробно вспоминаю? Чтобы было понятно, насколько круто в дальнейшем поменялась наша служба, какими стали преступления, и кто оказался во главе криминального мира. Это важно, чтобы понимать, с чем столкнулась наша страна к началу своего независимого развития.

Двумя годами позже моя служба продолжилась в РУВД Алатауского района в качестве заместителя начальника, а позже и начальника управления. Пожалуй, как раз в это время и начался настоящий вал преступности. Мы столкнулись с новыми видами правонарушений, с незнакомыми до сих пор формами организации преступных сообществ и, самое главное, с иным характером преступлений – они стали более дерзкими и жестокими, у криминала появилось оружие.

Характерным явлением того времени можно назвать организованную преступность. Тогда еще столичная Алма-Ата казалась лакомым куском. Здесь обитали и свои преступные группировки, помимо того, приезжали с совершенно определенными намерениями «гастролеры» из всех регионов страны. Мы их называли «сайгаками» и легко узнавали по одежде – почему-то они любили китайские спортивные костюмы из болоньи. К определенному моменту город был практически поделен на территории, где хозяйничали банды рэкетиров. Рэкет, или вымогательство по отношению к предпринимателям, – как раз из тех преступ­лений, с которыми нам прежде не приходилось сталкиваться.

Помню, как пришлось обезвреживать известную в городе ОПГ, которой управлял некто по кличке Батыр. Под его влиянием оказались 12 человек, занимались они разбоем и рэкетом: отнимали у бизнесменов деньги, машины, квартиры. Для разработки банды специально была создана следственно-оперативная группа, и она провела кропотливую работу, чтобы изобличить и задержать всех подозреваемых. В итоге все до одного участника группировки оказались на скамье подсудимых.

Все это было приметами того времени. Не случайно ведь за девяностыми годами закрепилось клише «лихие». Действительно, кому-то они дали шанс начать новую успешную жизнь, а кто-то в период экономического спада и разрушения норм прежних устоев оказался в растерянности и неопределенности, многие лишились работы, другим месяцами не платили заработную плату, был момент, когда задерживались пенсия и пособия.

Но я с уверенностью заявляю, что в рядах правоохранительных органов не наблюдалось замешательства или тревожности. Возможно, потому что мы были с головой погружены в работу. И еще, пусть это не покажется высокопарным словом, но сотрудники были верны присяге и продолжали каждодневно исполнять свои служебные обязанности, что бы ни происходило вокруг. По-другому быть, наверное, и не могло – нас воспитали на четких представлениях о долге и чести.

А результаты – будут

Для ощущения управляемости ситуации нам тогда важно было знать, что в основной переходный период наш Президент взял под свой личный контроль жизненно важные направления внутренней политики. Уже летом 1992 года был издан закон об организации деятельности органов внутренних дел независимого Казахстана. Примерно в то же время появились национальные законодательные акты, регламентирующие деятельность прокуратуры, Комитета нацбезопасности и других структур.

Появились четкие задачи для всей системы обеспечения общественной безопасности, мы почувствовали себя защищенными и на своем месте. После формирования внутреннего законодательства начался процесс налаживания взаимодействия с родственными структурами бывших союзных республик и за рубежом. В целом, на мой взгляд, переходный период в стране был организован настолько успешно, что не успел образоваться правовой вакуум.

Ситуация потребовала и создания в структуре МВД совершенно новых служб, в том числе подразделения по борьбе с организованной преступностью, появился милицейский СОБР. И кадры для них находились в своих же структурах.

Кстати, один из первых руководителей управления по борьбе с организованной преступностью по Казахстану и Средней Азии был наш казахстанец – генерал Рустем Кайдаров. Управление дислоцировалось в Алматы, и его работа дала хорошие результаты не только по Казахстану, но и в странах СНГ. Это позволило взять контроль над международной преступностью: было распространенным, когда совершивший правонарушение скрывался за границей или руководил деятельностью своих группировок из-за рубежа.

Организация деятельности всей системы отбора и подготовки сотрудников МВД находилась на особом внимании. Мы могли гордиться своими кадрами, у нас были оперативные сотрудники с высочайшими профессиональными качествами, думающие и опытнейшие следователи. В общем, на службе остались по-настоящему преданные своей профессии люди.

Мы работали днем и ночью. Алатауский район в тот период, когда я возглавлял там управление внутренних дел, считался одним из самых криминогенных: городская окраи­на, где проживала четверть населения Алматы, работало около 120 предприятий и организаций, действовало 35 рабочих общежитий. Основной вид преступности – уличная. Так вот у нас существовала такая традиция. Каждый оперативный сотрудник, приходя на работу к 7 часам, приводил с собой нескольких человек с улицы. Это совершенно законная практика так называемой отработки. И чутье практически никогда их не подводило – в группе обязательно находился правонарушитель. Это лишь одна из методик оперативной работы, благодаря которой раскрывалось немало преступлений.

Конечно, профессиональным приемам можно научиться, чтобы стать хорошим специалистом. Но я вижу различие между современными полицейскими и моими коллегами, которым выпало служить стране в самый, может быть, важный момент ее истории. И оно заключается в том, что у нас всегда и для всех были открыты двери, конечно, в широком смысле этого понятия.

Плохо, что люди, приходя сегодня за помощью в полицию, часами ждут, чтобы на них обратили внимание, и встречают их там порой безучастно и даже неуважительно. Мне кажется, сегодня сотрудникам не хватает в работе самого простого: понять, что человек обращается в полицию не от нечего делать, – сюда его приводят критические обстоятельства, он действительно нуждается в защите.

Преобразования, которые переживает государственная правоохранительная система, бывают сложными и не всегда понятными, но они обязательно дадут результаты. И я верю, что те молодые люди, которые сегодня работают на ее благо, будут гордиться своей сопричастностью к большому и важному для страны делу.

Популярное

Все
Наши гребцы завоевали еще три лицензии на летние Олимпийские игры
О четвероногих друзьях заботятся жители Петропавловска
Когда руки не для скуки, а для чистоты города
Фиктивные детские сады
В Кызылорде открыли международный автовокзал
Не пролететь «фанерой» над Алтаем
Модернизация Алматинской ТЭЦ-3 завершится в 2026 году
И свой дом сберег, и соседям помог: история полицейского из Костанайской области
К празднику Победы ветеранам выплатят по полтора миллиона тенге
Помощь для пострадавших идет со всех уголков Казахстана
Казахстан завоевал шесть олимпийских путевок по гребле на байдарках и каноэ
Сенатор Ляззат Калтаева: «Одна из самых важных профессий в стране нуждается в защите»
Мы все преодолеем!
Одни и те же грабли
Любящим родителям нечего бояться
Свыше 8,8 тыс. казахстанских семей получили господдержку после паводков
Очаги распространения рапсового листоеда обнаружены в Алматинской области
Паводки: более 21 тыс. человек вернулись домой
Сухопутные войска: оплот, гордость и слава страны
Новейшую историю пишут наши современники
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
На суде Байжанов выкрикнул в адрес Бишимбаева: «Он убийца!»
Лишь 7% территории Казахстана покрыто снегом
АПК: в Казахстане очищены 200 км ирригационных сетей
Ашимбаев выступил на семинаре по использованию Big Data в аналитике
Защитник Бишимбаева проявил неуважение к суду
Умер знаменитый итальянский модельер Роберто Кавалли
Спецпоказ полнометражного фильма «Каныш» прошел в Астане
Президент соболезнует в связи с кончиной композитора Абдимомына Желдибаева
«Қаныштай бол! Стань как Каныш!» Такое напутствие получили молодые ученые
Уральск: уровень реки может подняться в любой момент
Более 180 тыс. казахстанцев приняли участие в акции «Таза Қазақстан»
Восстановлено электроснабжение в крупных населенных пунктах Костанайской области
Первые э-бланки разрешения выдали автоперевозчикам Казахстан и Узбекистан
Около 7 тыс. голов сельскохозяйственных животных погибло в результате паводков
Токаев отменил международный форум Астана в связи с паводками в стране
Почти на 600 млн тенге оштрафован Национальный центр экспертизы и сертификации
Десятки фактов дезинформации о паводке выявили в РК
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Колоссальный денежный приз может завоевать скакун Кабирхан из Казахстана
Не только веселиться, но и наполнять нравственным содержанием
Архивные кинопленки и фотографии рассказывают о том, как возрождался великий праздник
И жент, и курт «оделись» в шоколад
В Алматинской области высажено свыше 17 тыс. саженцев
Двадцать лет назад Айгуль Жансерикова шагнула не только в мир войлока, но и в креативную индустрию
В Казахстане проживают 1 472 человека с именем Наурыз
Наурыз-коже, ярмарка и много призов: в Астане с размахом отмечают весенний праздник
Дело Бишимбаева: почему свидетель удалил видео с камер наблюдения
Урбанисты хотят изменить облик Атырау
Елена Рыбакина вышла в третий круг турнира WTA-1000 в Майами
Полицейские поздравили детей из приюта с праздником Наурыз в Костанае
В нашем ауле праздник ждали с нетерпением
В Москве неизвестные открыли стрельбу из автоматов в торговом центре
Токаев: Казахстан решительно осуждает террористический акт против мирных граждан в Москве
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
Спикер Мажилиса поздравил с Наурыз мейрамы
Маулен Ашимбаев поздравил казахстанцев с праздником Наурыз

Читайте также

Свыше 5,8 тыс. семей получили поддержку государства
Караулы Нацгвардии из-за подтоплений перевезли более 1 700 …
В Аркалыке вручены ключи от новых квартир
Угроза задержки посевной снята

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]