Свежий выпуск

Прирастем медсестрами

Потребность в среднем медперсонале в Костанайской области практически в два раза превышает потребность во врачах, однако в случае с медсестрами регион может полагаться лишь на свои силы.

Дефицит среднего медперсонала в Костанайской области весьма высок – по официальным данным около 600 человек. Регион остро нуж­дается в медсестрах, фельд­шерах и других специалистах среднего звена. Однако в случае со средним медперсоналом нельзя рассчитывать на такую же схему, которая работает с врачами, когда выпускники вузов приходят в конкретную область или больницу по распределению. Областные власти при этом понимают, что имеющиеся два колледжа не позволяют решить проблему дефицита кадров. Учитывая планируемое открытие новых медучреждений, включая инфекционную больницу на 200 коек, к строительству которой экстренно приступили этим летом, потребность в среднем медперсонале в Костанайской области в ближайшее время лишь возрастет.

По этим причинам на уровне региона было принято решение увеличить количество бюджетных мест в медколледжах области. Их два. Один должен готовить специалистов для южных районов региона, другой расположен в областном центре и закрывает потребности крупнейших медучреждений области. В нынешнем году только в одном из медколледжей госзаказ, выделяемый из областного бюджета, вырос с 200 до 475 специалистов разного профиля. Добавили грантов и за счет республиканского бюджета: 25 мест вместо 15, на которые могут претендовать медсестры с дипломом и опытом работы. Они пройдут ускоренное обучение и уже через полтора года получат статус бакалавра сестринского дела. Таким специалистам врачи могут передать немалую часть своих функций по ведению пациентов.

Востребованность медсестер, акушерок, фельдшеров привела к повышению интереса к этим специальностям со стороны абитуриентов. Этим летом медколледжи захлестнул небывалый поток заявлений. Только в тот, что расположен в Костанае, подали документы более 1 600 человек. По ряду специальностей конкурс был до 4 человек на место. Например, на 175 бюджетных мест сестринского дела документы подали 589 человек. Если бы власти не увеличили госзаказ, половине поступивших в текущем году девушек пришлось бы платить за учебу. В общей сложнос­ти колледж принял на бюджетные места 475 человек и еще 360 – на договорной основе.

– Мы видим, что власти и главные врачи больниц и поликлиник весьма заинтересованы в привлечении молодых специалистов, – отметила директор одного из медколледжей, работающих в Костанайской области, Айгерим Оспанова. – У нас есть сельская квота, по которой в колледже на бюджетном отделении учатся 30% сельских детей, но в этом году даже в рамках этой квоты была высокая конкуренция. К примеру, только из Аулиекольского района приехали поступать около 20 человек с направлениями от акимата и больницы. Естественно, среди них выбирали лучших. Аналогичная картина и по ряду других районов области.

Увеличенный в два раза набор показал, что в имеющихся учебных аудиториях обучить такое количество человек невозможно. По этой причине в области еще несколько лет назад задумались об открытии учебного заведения для подготовки среднего медперсонала в Рудном – втором по величине городе области с численностью населения около 150 тыс. человек. Этой осенью отделение уже действующего медколледжа заработало на базе Рудненской горбольницы. Здесь приступили к учебе 150 человек по специальности «сестринское дело». Половина студентов будут учиться на бюджетном отделении.

Учитывая увеличившийся набор студентов в областном цент­ре, влас­тям теперь необходимо решить воп­рос с местом для проведения лекций и прохождения практичес­ких занятий. Нужно около 1 500 тыс. кв. м. Есть необходимое протокольное поручение, принятое на уровне области.

Впрочем, сегодня речь идет не только о нехватке специалистов, но и о получаемых ими компетенциях. Практические навыки не заменят крепкой теоретической базы, но станут для нее хорошим подспорьем. По этой причине в рес­публике уже не первый год идет работа над совершенствованием процесса обучения. Появление в 2014 году практического бакалавриата на отделениях сестринского дела позволило в этом смысле сделать рывок. Программу для Казахстана разработали финские специалисты. В итоге выпускники таких отделений – медицинские сестры расширенной практики – становятся главными помощниками врачей. Они ведут приемы в поликлиниках, проводят различные манипуляции в стационарах, во многом облегчая работу врачей.

Продолжение реформирования среднего образования, в том чис­ле медицинского, идет к тому, чтобы в колледжах ввести в прак­тику академическую свободу по примеру вузов Казахстана. Это будет означать, что колледжи самостоятельно смогут составлять обучающие программы, исходя из запросов работодателей. Специалисты не исключают, что в разных областях республики программы будут отличаться. К примеру, в медколледжах Костанайской области уже сегодня задумываются над тем, чтобы давать, например, фармацевтам больше специальных знаний по тем же лекарственным растениям за счет часов по общей анатомии. А вот стоматологам и дантистам давать углубленнее челюстно-лицевую анатомию. Нужно возрождать институт медицинских техников, но с углубленными знаниями по ремонту и обслуживанию современного компьютеризированного оборудования.

В текущем году Минздрав ставит задачу утвердить профстандарты, то есть «нарисовать» порт­реты специалистов. Это даст организациям образования своего рода точку опоры в работе над навыками, знаниями и необходимыми умениями своих студентов. Вместе с внедрением академической мобильности это даст возможность готовить специалистов, исходя из запросов практического здравоохранения.

Автор:
Евгения Ермакова
09:45 , 16 Сентября 2020
0
259
Подписка

Читайте также

Популярное