Приемлемое поведение?

1006
Александра Власова

Насилие в отношении женщин и девочек, включая насилие в ­семье, по-прежнему является широко распространенной социа­льной проблемой и серьезным нарушением основных прав человека. Несмотря на то что право женщин на жизнь без насилия подтверждается международными соглашениями, этот вид преступления в Казахстане нередко рассматривают как «социально приемлемое поведение» и оправдывают традиционными и патриархальными представлениями о роли и статусе представительниц слабого пола в обществе.

Напомним, в сентябре 2019 года Президент Казахстана поручил Правительству внести поправки в законодательство о сексуальном и гендерном насилии. В декабре 2019 года Президент подписал предложенные поправки, направленные на ужесточение наказания за сексуальное насилие, в том числе за педофилию. В 2020 году специальная рабочая группа разработала новый законопроект о борьбе с домашним насилием. А 23 сентября прошлого года Мажилис одобрил законопроект «О противодействии семейно-бытовому насилию».

Впрочем, даже несмотря на усиление мер административной и уголовной ответственности, количество правонарушений в семейно-бытовой сфере продолжает расти. Недавно, к примеру, в рамках одной из встреч уполномоченный по правам человека РК Эльвира Азимова озвучила данные, согласно которым в сфере семейно-бытовых отношений в 2020 году зарегистрировано 19 288 таких фактов. При этом вынесена только 8 691 мера административного взыскания.

Однако нельзя не сказать и о принимаемых мерах защиты прав женщин и детей в Казах­стане. Как отмечает заместитель председателя Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте РК Елена Тарасенко, присоединившись к Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Пекинской дек­ларации, Казахстан подтвердил гарантии соблюдения и защиты прав женщин. В настоящее время реализуется 2-й этап Концепции семейной и гендерной политики в Респуб­лике Казахстан до 2030 года. По поручению Президента ужесточена уголовная ответственность за преступления против половой неприкосновенности женщин и детей, бытовое насилие. Кроме того, на рассмотрении в Парламенте находятся инициированные депутатами совместно с Национальной комиссией законопроекты о профилактике насилия в семье и обеспечении гендерного равенства.

Неправительственные организации, в свою очередь, говорят об увеличении сообщений о насилии на 41%. Впрочем, если быть более точным, то это не факты насилия как такового, а лишь попытки к его совершению. Так, по словам юриста-международника, программного координатора ОФ «Центр исследования правовой политики» Аяжан Ойратовой, в прошлом году в соцсетях казахстанцам не раз приходилось читать скандальные новости, связанные с насилием в отношении женщин. Сначала это была казахстанская исполнительница Dequine, обвинившая алматинских рэперов в домогательствах. А после задержанная женщина, которой домогался… полицейский!

Жаловалась и судья Шиелийского районного суда, причем на своего коллегу. А позже прозвучали обвинения в адрес директора школы в Экибастузе. При этом важно отметить, что всех обвиняемых не называли насильниками, их обвиняли в сексуальном домогательстве.

– Только проблема в том, что в законодательстве нет такого понятия. И даже после этих историй в Казахстане не спешат с криминализацией сексуальных домогательств, – сетует юрист-международник, называя подобные действия не иначе как харассментом.

Этот термин происходит от французского слова начала XVII века. В те времена слово harassment обозначало «натравить охотничью собаку на дичь». Часто это слово ассоциируется с приставаниями со стороны руководства на работе. Но на самом деле само понятие гораздо шире. Это не только сексуальные домогательства, но и нежелательные для потерпевшего предложения, требования об оказании интимных услуг, отправка фото- или видеоматериалов, сообщений с сексуальным подтекстом, унизительные высказывания и другие вербальные и физические действия сексуального свойства.

Вместе с тем общественники не отрицают, что одно лишь принятие закона о запрете сексуальных домогательств не решит проблему дискриминации в целом по всей стране. В этом случае нужен комп­лексный подход. Так, сейчас в социальных сетях «разгуливает» петиция против сексуальных домогательств в Казахстане.

«Мы, граждане Казахстана, призываем Вас обратить внимание на проблему сексуальных домогательств в стране! Мы, как общественность, больше не можем смотреть, как наши граждане страдают от посягательств на их безопасность, как дети и взрослые становятся жертвами домогательств, а агрессоры не наказываются всей строгостью закона!» – говорится в петиции.

– Понятие сексуальных домогательств искажается в Казахстане. Мы же хотим увидеть правильное определение харассмента на законодательном уровне. Это позволит предотвратить посягательства на личную жизнь любого человека, вне зависимости от его пола, национальности или социального статуса, – считает Аяжан Ойратова.

К слову, авторы петиции предлагают создать реестр лиц, осуж­денных за сексуальные домогательства в образовательных и медицинских учреждениях. Также они настаивают на более суровом наказании за сексуальное домогательство по отношению к несовершеннолетним, в том числе со стороны родителей и законных представителей, педагогов, работников образовательных, медицинских и бюджетных организаций. Они предлагают внести положения в Трудовой кодекс об обязанности работодателей разработать внутреннюю политику по противодействию сексуальным домогательствам на рабочем месте.

В Уголовном кодексе Республики Казахстан есть одна статья, под которую подпадают лишь некоторые виды сексуального домогательства в отношении женщин. Это статья 123 УК РК «Понуждение к половому сношению, мужеложству, лесбиянству или иным действиям сексуального характера», совершаемое путем шантажа, угрозы уничтожением имущества либо с использованием материальной либо иной зависимости потерпевшего или потерпевшей.

– За 20 лет, в период с 1998 по 2018 годы, было зарегистрировано 87 подобных дел. Но целый перечень действий, которые в зарубежном праве считаются харассментом, не подпадают под эту статью, – продолжает юрист-международник. – Мы заинтересованы в том, чтобы четко определить, что относится непосредственно к харассменту, и будет ли это административным правонарушением или уголовным проступком. При этом есть риск коррупции – взятки могут быть предложены не только со стороны агрессора, чтобы избежать наказания, но и со стороны ненастоящих жертв. Поэтому необходимо тщательно выбрать формулировки для использования в законе. Нужно сделать все, чтобы избежать преследований жертв и одновременно помочь правоохранительным органам в сборе доказательств.

Также юрист ссылается на исследование, проводимое одной из неправительтсвенных организаций, где утверждается, что только половина участвовавших в опросе жертв сексуального домогательства рассказали об этом родным, но ни одна не заявила в полицию.

– Необходим полноценный механизм, который, во-первых, привлекал бы к ответственности агрессора соразмерно с совершенным деянием, во-вторых, предотвращал бы тяжкие преступления, чтобы агрессор не мог продолжать угрожать жертве, а, в-третьих, перекрывал бы агрессору доступ к детям и к работе в образовательных, медицинских и бюджетных организациях, – считает правозащитник.

Популярное

Все
Вторая волна паводка ситуацию не ухудшит – ДЧС СКО
Краснокнижную птицу, упавшую с неба под Костанаем, выпустили на волю
Столетняя фронтовичка готовится встретить 9 мая
В столице представили лучшие автомобили, запчасти, комплектующие 400 компаний из 20 стран мира
Большую воду первыми приняли дачи в поймах рек
Весенний автосезон: об амбициях, удобстве и пользе альтернативного транспорта
Студентка из ЗКО после окончания вуза планирует преподавать государственный язык иностранцам
Железные герои дарят живое участие
Более ста детей из ЗКО продолжат обучение в центре оздоровления в Кызылординской области
Как купеческий особняк из кадастра исчез
Отвоевать ребенка у смартфона можно с помощью воды
Сделки с недвижимостью следует проверять –эксперт
Народная инициатива легла в основу создания музея хлопководства
Знание казахского языка помогло многодетной матери спасти детей из горящего дома
Казахский надо сделать модным – преподаватель
На Чаганском гидроузле ведутся работы по усилению шандоров
В Астане проходит показ раритетных костюмов, в которых выступали казахстанские чемпионы
Кто возьмет миллион?
Эвакуированных переселили в общежития в Актюбинской области
Не все боевые награды нашли своих героев
Целина: как это было
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Токаев поручил обеспечить мониторинг работ по восстановлению жилья для граждан
Лишь 7% территории Казахстана покрыто снегом
На суде Байжанов выкрикнул в адрес Бишимбаева: «Он убийца!»
АПК: в Казахстане очищены 200 км ирригационных сетей
Психологи показали простой способ побороть гнев
Минтранспорта договаривается с узбекскими коллегами о пропуске фур, застрявших близ Кульсары
Ашимбаев выступил на семинаре по использованию Big Data в аналитике
Право на алименты имеют не только несовершеннолетние дети, но и бывшая супруга – юрист
«Казахские» динозавры: узнать, представить, нарисовать, слепить...
Защитник Бишимбаева проявил неуважение к суду
Умер знаменитый итальянский модельер Роберто Кавалли
Спецпоказ полнометражного фильма «Каныш» прошел в Астане
Президент соболезнует в связи с кончиной композитора Абдимомына Желдибаева
Военные билеты перевели в цифровой формат
Данияр Ашимбаев прокомментировал тезисы Токаева о развитии казахстанской науки
Йога, шахматы, вокал: как работают центры для пожилых людей в Астане
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Колоссальный денежный приз может завоевать скакун Кабирхан из Казахстана
Не только веселиться, но и наполнять нравственным содержанием
Архивные кинопленки и фотографии рассказывают о том, как возрождался великий праздник
И жент, и курт «оделись» в шоколад
В Алматинской области высажено свыше 17 тыс. саженцев
Двадцать лет назад Айгуль Жансерикова шагнула не только в мир войлока, но и в креативную индустрию
В Казахстане проживают 1 472 человека с именем Наурыз
Наурыз-коже, ярмарка и много призов: в Астане с размахом отмечают весенний праздник
Дело Бишимбаева: почему свидетель удалил видео с камер наблюдения
Урбанисты хотят изменить облик Атырау
Елена Рыбакина вышла в третий круг турнира WTA-1000 в Майами
Полицейские поздравили детей из приюта с праздником Наурыз в Костанае
В нашем ауле праздник ждали с нетерпением
В Москве неизвестные открыли стрельбу из автоматов в торговом центре
Токаев: Казахстан решительно осуждает террористический акт против мирных граждан в Москве
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
Спикер Мажилиса поздравил с Наурыз мейрамы
Маулен Ашимбаев поздравил казахстанцев с праздником Наурыз

Читайте также

Свыше 5,8 тыс. семей получили поддержку государства
Караулы Нацгвардии из-за подтоплений перевезли более 1 700 …
В Аркалыке вручены ключи от новых квартир
Угроза задержки посевной снята

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]