На рассмотрение рабочей группы по реформе правоохранительной системы уполномоченным по защите прав предпринимателей Казахстана Рустамом Журсуновым вынесены вопросы усиления ответственности должностных лиц и внедрения института проверочных действий правоохранительных органов до начала уголовного преследования бизнеса.
По словам бизнес-омбудсмена, в данное время для возбуждения уголовного дела достаточно регистрации заявления. Имеются отдельные исключения – если отсутствуют сведения о нарушении, подтвержденные актами проверок, то регистрация заявления не проводится. Также заявление не регистрируется при гражданско-правовом споре.
Вместе с тем даже проверяющие лица не всегда обладают знаниями и компетенцией по установлению факта технической ошибки или намеренного умысла, оценке неправомерности действий проверяемых лиц. Как правило, определяющим фактором передачи материалов в правоохранительные органы служит превышение порогов ущерба. Поэтому всегда есть большая вероятность необоснованного уголовного давления на бизнес.
– Мы предлагаем ввести механизмы проверочных действий до возбуждения уголовного дела. Это касается сферы экономических правонарушений. В этом случае можно будет проверить заявления, не прибегая к выемке, арестам, блокировкам счетов. Главный критерий – дать субъективную оценку фактам, установить наличие оснований для уголовного дела, не парализовать текущую деятельность предприятий, – отметил Рустам Журсунов.
Но в ходе обсуждений отмечалось, что это будет воспринято как возврат к институту доследственной проверки. От нее ранее отказались из-за того, что правоохранительные органы фактически дважды проводили одни и те же действия, формально называя их по-иному, как на стадии доследственной проверки, так и в ходе предварительного следствия.
В ходе обсуждений на рабочей группе поддержан несколько иной подход – прокурор вправе, проверив законность начала досудебного расследования, установить для него разумный срок.
Обсуждая данный вопрос, члены рабочей группы сделали основной акцент на усилении надзорных функций органов прокуратуры по защите прав граждан и субъектов предпринимательства, с одной стороны, и реформе местной полицейской службы и освобождении МВД от непрофильных функций – с другой. По итогам обсуждений предложения по усилению надзорных функций органов прокуратуры в целом поддержаны. В частности, органы прокуратуры вправе назначать проведение проверок по обращениям субъектов предпринимательства. Сейчас они руководствуются только положениями Закона РК «О прокуратуре».
По усилению ответственности должностных лиц в данное время прорабатывается вопрос о включении ранее выработанных предложений (поправок) в один из законопроектов, разрабатываемых Генеральной прокуратурой. Они включают внесение поправок в статью 365 УК («Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности»). Так, конкретизированы формы незаконного вмешательства, исключен обязательный признак в виде корыстной цели. Основной причиной неэффективности действующей статьи является сложность доказывания субъективной стороны, наличие у субъекта корыстной цели и общественно опасных последствий.
Кроме того, предусмотрен и перевод статьи 249 УК («Рейдерство») в формальный состав, отнесение к рейдерству любых противоправных способов захвата чужого бизнеса. Предполагается также и дополнение статьи 412 УК («Привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности») ответственностью за причинение крупного ущерба субъекту предпринимательства, увеличение до года срока давности для привлечения лиц к административной ответственности за правонарушения, выявленные по результатам государственного контроля в области поддержки и защиты субъектов частного предпринимательства.
Даже сам факт необходимости согласования с прокурором производства ревизий и проверок бизнеса может в разы умерить аппетиты органов уголовного преследования, считает бизнес-омбудсмен.
Еще одно важное предложение – проверка прокурором законности начала досудебного расследования. Сейчас прокурор лишь уведомляется о начале досудебного расследования (в течение суток). Теперь же он будет проверять, насколько обоснованы такие рапорты и инициативы должностных лиц. При выявлении нарушений прокурор прекращает расследование.
Поправки предоставляют прокуратуре возможность вмешаться в уголовный процесс уже в самом начале и минимизировать риски необоснованного расследования.